Светлая тема

Рецензия на игру Стальные монстры

Многожанровые проекты принято оценивать скептически. Пытаясь внести в игру как можно больше элементов, разработчики забывают об их отделке (наглядные примеры — Parkan 2 и Xenus). Встреченные настороженно «Стальные монстры» сумели вселить надежду на то, что они не повторят печальной участи своих собратьев.

Explore, Expand, Exploit, and Exterminate

При первом взгляде на «СМ» возникает четкое ощущение дежа вю. Словно где-то мы уже видели нечто подобное. И верно — в Master of Orion. «Стальные монстры» смахивают именно на нее. Сходства налицо: глобальность, стратегическая карта, обширное древо технологий, конструктор юнитов, захватывающие тактические сражения и т. д. Все это — части уникальной игры, органично сочетающей в себе несколько жанров: воргейм, RTS, симулятор и даже аркаду.

Игровые режимы представлены набором исторических миссий, планировщиком баталий и двумя масштабными кампаниями — свободной и исторической, различающимися стартовым соотношением сил. После начала игры экран заполняет карта Тихого океана, охватывающая территорию Юго-Восточной Азии, Дальний Восток и западное побережье США (глаз сразу замечает знакомые названия: Перл-Харбор, Мидуэй, Тарава, Лейте, Гуадалканал). Ее костяк — базы, где наши корабли заправляются, пополняют боезапас и устраняют повреждения. Некоторые из них могут стать источником железа, алюминия, нефти или денег. Железо и алюминий идут на строительство юнитов, нефть служит топливом, а деньги покрывают все расходы, от возведения береговых сооружений до создания новейших образцов вооружения.

В отличие от других игр, ресурсы в «Стальных монстрах», прежде чем превратиться в эсминцы, линкоры, истребители или бомбардировщики, должны быть на транспортах доставлены в метрополию для переработки в конструкционные материалы. А уже из метрополии в базы-колонии отправляются боеприпасы, топливо, новые самолеты и пр.

Особняком стоит такой «ресурс», как люди. Военнообязанные поделены на четыре категории: пилоты, матросы, солдаты и инженеры. Пока инженеры строят, остальные несут службу. Солдаты штурмуют вражеские укрепления, пилоты и матросы распределяются по экипажам. Опыт каждого члена экипажа растет в боях или тренировках; от него зависит, насколько эффективны войска на поле брани. Если вы соберете на корабле элитную команду, то по эффективности он намного опередит однотипных коллег.

Кроме того, в игре участвуют и исторические личности. Среди них — полковник Джеймс Дуллитл, капитан-лейтенант Мицуо Фушида, адмирал Хазбенд Киммел и др. Назначение их командующими повысит мораль и опыт подчиненных. Но, разумеется, и легендарный Фушида — не супергерой.

Современная война не обходится без служителей науки, что подтверждают и «Стальные монстры». Список «открытий чудных» огромен — от 30мм авиапушки и шнорхелей до атомной бомбы. По мере изучения ветвей технологического древа мы получаем доступ к новым видам вооружений и возможность модернизировать свои юниты. Иногда технологии удается купить у союзников.

Плоды трудов ученых используются в редакторе юнитов. В нем на основе прототипов можно мастерить различные модификации, причем количество комбинаций исчисляется тысячами. Например, вам нужен мощный, хорошо вооруженный корабль ПВО? Снимите с крейсера «Кливленд» 152мм орудия главного калибра и замените их на 127мм, способные вести огонь по авиации противника.

Sink them all

Разнообразие тактических задач впечатляет. Штурм баз, высадка десантов, перехват конвоев, потопление вражеского флота… Всякая операция влияет на весь ход конфликта. Перерезав транспортные коммуникации, вы лишите флот врага боеприпасов и топлива. Захватив базу — отберете у него источник сырья. Для выполнения каждой из миссий необходимо применять разные соединения. Для разгрома конвоев подойдут подводные лодки, для уничтожения кораблей — линкоры и палубная авиация, а с инфраструктурой городов справятся тяжелые бомбардировщики. Стилей ведения боевых действий — великое множество, на любой вкус.

Бои происходят на тактической карте. В отличие от сухого и аскетичного стратегического режима, тактика поражает, прежде всего, блестящим графическим движком. Картины морских просторов напоминают творчество талантливого художника-мариниста. Прибавьте к этому скрупулезно выписанные модели техники и спецэффекты кинематографического качества, и вы получите одну из самых красивых стратегий на сегодняшний день. Особого внимания заслуживает звук, наглядно демонстрирующий, что 5.1-система — давно не роскошь.

Несмотря на кажущуюся неторопливость, события в сражении развиваются стремительно. Вот полыхнули огнем 406мм орудия главного калибра «Айовы», и ветер лениво относит в стороны клубы порохового дыма. Вот взметнулись огромные водяные столбы рядом с бортом японского «Нагато». С густым шлейфом падает сбитый «Донтлесс», за ним — «Зеро». Максимально снизившись, торпедоносец скидывает смертоносный груз. Оставляя тонкий, едва различимый след, торпеда устремляется к цели. Вздрогнув от попадания, легкий крейсер начинает медленно заваливаться набок. Совершив причудливый пируэт, в море валится дымовая труба. Корабль уходит под воду. Небо пятнают многочисленные облачка разрывов зенитных снарядов, прошивают трассирующие очереди автоматов…

Вдобавок ко всему мы можем занять место пилота. Симуляторная часть игры представляет собой один из удачных компромиссов между серьезной имитацией и аркадной «леталкой». Не нарушив основы физики, разработчики сделали все, чтобы сесть за штурвал смогли даже те игроки, которые лишены опыта пилотирования виртуальных самолетов. Очень ловко они разобрались с бомбометанием. Те из вас, кто до сих пор не овладел мудреным устройством под названием «бомбовый прицел» в «Ил-2», могут вздохнуть с облегчением. Больше не нужно просиживать бессонные ночи над толстыми мануалами и тренировочными миссиями. Теперь, когда самолет готов к сбросу бомб, на поверхности возникает широкий желтый прицел, показывающий расчетную точку падения. Кому-то и этого мало? Тогда милости прошу к зенитной установке.

Прямого управления кораблем нет. Взамен авторы подготовили набор команд, позволяющих расставлять приоритеты и настраивать поведение кораблей или соединений (диапазон — от жесткого подчинения до полной свободы перемещения, самостоятельного выбора целей и принятия решения о взлете/посадке).

Пожалуй, еще ни в одной игре не было такой детализации игрового процесса. Вместе с кораблем можно пройти весь его славный боевой путь. Мы отдаем приказ о закладке на стапелях нового авианосца, грузим на него авиагруппу и боеприпасы, переводим на борт экипаж и затем посылаем в бой. И мы же, в толпе десятков других безымянных «винтиков войны», взлетаем с его палубы, дабы поучаствовать в схватке.

Для игроков, привыкших мыслить на уровне стратегических задач, не опускаясь до раздачи указаний отдельным кораблям, предусмотрена функция «Автобитва» для просчета битвы «за кадром». Ее же можно использовать в том случае, если исход сражения заранее предрешен, и вы не хотите тратить время.

Some troubles

Конечно, серьезные проекты не обходятся без ошибок. Например, несмотря на проработанность тактических сражений, «Стальные монстры» остались без точечной системы повреждений («хитлокейшн») — ее обещают сделать в грядущем аддоне. Пока мы довольствуемся стандартным запасом хитпойнтов. Хотя повреждения в игре все равно обсчитываются в соответствии с законами физики. Кроме того, существует вероятность нанесения критического урона.

Следует отметить не совсем успешную реализацию подводных лодок и «баги», связанные с передвижением кораблей. Немало неприятных минут доставляют периодические вылеты из тактического режима в Windows, а при длительной игре глаза начинает мозолить некоторая слабость AI противника.

Не все гладко и в стратегическом режиме. Один из недочетов, терзающий многих игроков, — «задержка» конвоев на базах. Доверив микроменджент силиконовому союзнику, вы рискуете оказаться в положении адмирала Киммела утром 7 декабря 1941 года. Поэтому до выхода патча (в нем же, кстати, будет добавлен мультиплеер) лучше управлять потоком грузов и строительством вручную.

Впрочем, недоработки не мешают «Стальным монстрам» быть качественным, крепко сбитым творением.

* * *

Действительно удачная мультижанровая игра, четко выделяющаяся на фоне клонов и поделок. Приятно, что разработчики не ударились в «попсу», реализовали свои идеи, но и не ушли в махровый и с трудом понятный «хардкор». Так держать.

P.S. До выхода TES 4: Oblivion еще много времени, однако «Стальные монстры» уже сейчас настоятельно требуют задуматься об апгрейде. Высокополигональные модели, честная система отражений, шейдеры — не фунт изюма.