Светлая тема

Рецензия на игру RACE 07: Чемпионат WTCC

У большинства разработчиков (даже трижды хороших) в послужном списке есть неудачная, слабая игра. Исключения, безусловно, бывают. SimBin до недавнего времени не попадала под общее правило, выпуская только качественные проекты. Увы, отнести к ним RACE 07: Official WTCC Game никак нельзя.

Need for WTCC

Пресс-релизы, упоминавшие о трех сотнях машин, сразу вызвали сомнения. И не зря — авторы снова пустили в ход свой древний фокус, «перепутав» число экипажей и, собственно, болидов. Последних на самом деле не 300, а 23. Впрочем, доступных моделей хватит за глаза, ведь каждая уникальна, и я не думаю, что кто-то будет гонять на всех. Лучше уж выбрать ту, которая знакома по RACE: The WTCC Game. Тут, конечно, возникают вопросы: что с нововведениями? шагнула ли физика вперед? улучшены ли повреждения и AI?

К сожалению, положительные отличия от RACE можно сосчитать по пальцам. Первое изменение коснулось чемпионата. В нынешнем сезоне FIA убрала из календаря три трассы и «пригласила» четыре новые: Зандворт, По, Порто и Андерсторп. Само собой, и игра немного разрослась. Кроме того, был модифицирован автомотодром Ошерслебен, переделано расписание WTCC, появились русские пилоты (к слову, не заработавшие в первенстве ни одного очка).

И поскольку речь зашла о трассах… С ними в SimBin тоже слукавили: помимо вышеуказанных, добавили еще три, в очередной раз забыли про совесть и написали на коробке «32» (в анонсе — 40 с лишним), посчитав заодно и вариации автодромов. «Монца» и «Монца обратно» — оказывается, совершенно разные вещи.

Из-за подобных трюков подвоха ждешь отовсюду. На первой же практике я почувствовал что-то неладное с физикой: BMW ехала так, будто мне помогала включенная «система стабилизации», да и сцепление шин, пожалуй, было несколько завышено. После RACE: The WTCC Game разница заметна особенно сильно. Вывод один: симулятор вильнул в сторону аркады.

Раньше езда на заднем приводе превращалась в настоящую паранойю, постоянно казалось, что малейшая ошибка повлечет неконтролируемый занос. Приходилось сначала выравнивать машину, а потом начинать быстрый разгон или торможение. Теперь работать газом/тормозом можно более агрессивно — риск вылететь меньше. В RACE, если на BMW резко утопить газ в пол, задний мост мгновенно обгонял передний. Здесь с пробуксовкой попроще: в занос с места болид уходит, но его несложно погасить рулем, не отпуская гашетку. Может, тайком вмешалась и антипробуксовочная система? К счастью, блокировка колес наступает в соответствии со смещенным балансом — полный порядок.

Аркадность, правда, не говорит о том, что ездить легко и неинтересно. Чтобы пройти этап, трассу придется долго изучать, а технику — настраивать. Хорошо хоть тюнинг не тронули. Как и прежде, нужно заниматься подбором оптимальных чисел КПП и подвеской, давлением в шинах и развалом/схождением, тормозным балансом и многим другим. Бесполезных настроек нет, и любой уик-энд потребует от вас смены конфигурации.

Наследственные болезни

Само по себе повторение (читай: «те же щи») и упрощенное управление — уже плохо. К тому же в RACE 07 попали и недостатки прошлых проектов. Взять, к примеру, графику. Да, снова gMotor2, которому давно пора на отдых. Если в GT Legends картинка выглядела прилично для 2005 года, то сегодня она вчистую проигрывает технологичным Colin McRae: DiRT и ToCA Race Driver 3. Машины и кокпиты стали более детализированными, прибавив в полигонах, но на этом список изменений обрывается. Мертвое, статичное окружение, безжизненные боксы, уродливые спрайтовые зрители… Кстати, в боксах, как и в RACE, нас обслуживают призраки: идет отсчет времени, выдается информация о заменяемом компоненте, а механиков и след простыл. В оправдание SimBin можно сказать, что в WTCC вообще не предусмотрены регулярные пит-стопы.

Ну, то изъян мелкий, некритичный, в отличие от модели повреждений, топчущейся на одном месте. Отрываются крышка капота, антикрыло, спойлер и колеса, пробивается покрышка (не исключено, что мне показалось — управление с проколом тоже облегчено) — и только. Случайные поломки остались; бывает, едешь аккуратно — то коробку заклинит, то двигатель «умрет». Но происходит такое крайне редко.

В целом повреждения ничуть не преобразились со времен GTR. Кузов нельзя поцарапать или превратить в лепешку, вы скорее просто остановитесь из-за отказа мотора. И тот элемент, который можно оторвать, отлетает слишком уж топорно. Почему колесо не идет «восьмеркой»? Почему спойлер не повисает на честном слове? Почему не отваливаются двери, не разбиваются стекла и фары? В общем, очень слабенько. А в сравнении с Colin McRae: DiRT — убого.

Пошаливает и физический движок. Болид частенько застревает внутри отбойников, на повторах видны тонущие в асфальте колеса. Попробуйте наехать (в прямом смысле) на соперника в классе Formula 3000 — вы всего-навсего слегка войдете в него и отскочите.

К AI нарекание одно — ошибки в атаках. Гонщики любят грубо таранить, а иногда при вывешенном желтом флаге ведут борьбу за позиции, обходя друг друга, и я ни разу не замечал, чтобы потом их отправляли на пит-лейн отбывать штраф «stop&go» за нарушения. Зато сам положенные 10 секунд получал неоднократно.

Ну и последняя порция замечаний. В реальном чемпионате у одних команд висел логотип RACE, у других - RACE 07. Только разработчики, видимо, не смотрели по телевизору трансляции и на все автомобили приклеили лого предыдущей части. И чем объяснить отсутствие полноценного WTCC прошлого сезона? Уик-энды и экипажи образца 2006 года есть, а турнира как такового нет, вопреки официальному сайту («the game also features the full WTCC season of 2006»).

К смягчающему обстоятельству для RACE 07 можно отнести разве что дополнительные болиды F3000, Formula BMW и Radical. WTCC'87 и Mini пришли из RACE, Caterham — из аддона. Чемпионаты в новых классах, разумеется, не реализованы — либо катайтесь по любой трассе в свободном заезде, либо устраивайте обыкновенную гонку. Новинка — камера, закрепленная на шлеме, — мне понравилась лишь в «Формулах», там она действительно к месту. В остальном — никчемная бирюлька, ибо вид из кокпита по-прежнему удобнее всего. В колонке «Достоинства», пожалуй, стоит прописать еще великолепный звук и качественную «обратную связь». Вот и все.

Черный флаг

Худшая игра SimBin. Куда ни посмотри, все подурнело: примитивная модель повреждений, окончательно устаревшая графика, несколько аркадная физика, различные огрехи… И ни одного существенного изменения. Некрасивое самокопирование.

P.S. К локализации от «Акеллы» тоже немало претензий. Руководство пользователя или хотя бы readme-файл испарились, радиопереговоры с боксами оставлены в оригинальном виде, текст подозрительно напоминает версию «Нового Диска», за исключением ляпов в главном меню («гоночный уик-энд» переведен как «итог гонки») и некорректных названий трасс (По стала Пау). На официальном сайте доступен патч 1.0.0.9, но фраза «This patch will not update the RACE 07 Offline version in the game released by Akella (Russia). Another patch will be released for that version» говорит сама за себя. Выпустит ли российский издатель «заплатку»?

Добавление от 16 мая 2008 года. Онлайновые заезды частично выправляют положение. Разнообразие классов и доработанный по сравнению с RACE сетевой протокол сделали свое дело - мультиплеер живет. Не скажу, что сервера трещат от наплыва желающих, хотя и недостатка в соперниках нет. Несколько обновлений - они скачаются в принудительном порядке из Steam во время установки - не только устранили некоторые ошибки и улучшили, в частности, звуки шин (новые - совершенно потрясающие), но и добавили в игру пару пунктов: "Сообщества" и "Мировой рейтинг". Первый отсылает нас к списку фанатских ресурсов со всего мира. Второй еще интереснее - он ведет на сайт со статистикой по рекордам. Там можно посмотреть, с каким временем, на каком уровне сложности и на какой машине проходят ту или иную трассу игроки (есть фильтр по параметрам и странам). Изучайте.

Однако это не все. Разработчики запустили масштабный онлайн-чемпионат Virtual World Touring Car Championship (V-WTCC). Вступительный взнос не требуется, надо лишь зарегистрироваться, заполнив форму прямо в игре, прочитать условия проведения соревнований на официальном сайте и начать укатывать трассы (кстати, поучаствовать могут даже обладатели демо-версии). Правила любопытны. Квалификационные заезды пройдут на пяти автодромах среди четырех марок: BMW, Chevrolet, Honda и Seat. После постепенного отбора 16 лучших сыграют уже на тренажерах Race Room. Обладатели призовых мест выйдут в Гранд-финал, победитель которого получит титул первого чемпиона V-WTCC и награду. Начало - 17 мая. Торопитесь!