Среднее время в игре: 1 час
Светлая тема

Рецензия на игру Дальнобойщики 3: Покорение Америки

В размышлениях о грузовых симуляторах трудно удержаться от прямого сопоставления. И еще — от морских аналогий. Представьте себе тихую затерянную гавань. Спокойствие, умиротворенность, отрешенность от внешнего мира. А что если мы отплывем на пару миль и заглянем за мыс, надежно ограждающий бухту? Там волны, качка, суденышко того и гляди ляжет набок… Но соленый ветер надувает парус, обещая увлекательное приключение.

Уютная гавань — это игры от SCS Software. Вернее, одна игра, выдержавшая уже девять «переизданий». Скучная, пресная, зато не пугающая жуткими провалами. Наконец-то вышедшие «Дальнобойщики 3» — бурлящее море, терзаемое ураганом, полная противоположность чешским «траксимам». Просто подметьте, читая статью, сколько раз промежуточные оценки будут меняться от «очень хорошо» до «ужасно», качаясь, словно в шторм.

Nico, welcome to America!

Нижняя часть волны называется подошвой. Именно оттуда «стартуют» новые «Дальнобойщики», сразу же демонстрируя большинство недостатков. Постоянно «подвисающее» меню, размазанные текстуры, сжирающий fps трафик, топорная анимация персонажей… Завязка долгожданной истории лишь закрепляет первое впечатление. Николас Перепелов, обычный дальнобойщик из России, нашел себе место под теплым калифорнийским солнцем. У него есть друг Мэтью, собственная фирма Nick Trucking, подержанный Freightliner – и никаких невзгод в жизни. Негусто.

Впрочем, спустя несколько часов игра взбирается на гребень. Она перестает раздражать и затягивает, погружая в атмосферу настоящего road movie. На пассажирское кресло претендуют десятки попутчиков, каждый со своим «досье»; коммуникатор терзают предложения разовых контрактов, а сюжет обеспечивает обязательные погони, расследования, встречи с бандитами и полицией. Диалоги написаны с юмором (к сожалению, в паре мест провисающим до задорновского «Ну тупы-ы-ые!») и украшены разнообразными аллюзиями. Пять радиостанций не ограничиваются музыкой, перемежая песни рекламой и новостями – от забавных до полезных, подсказывающих новые квесты. Только не ищите трассы «чемпионата дальнобойщиков» — единственно возможные гонки проходят по маршруту «из города в город».

Дружить с автостопщицами и разрушать планы наркодельцов, конечно, хорошо, но, как и прежде, главная цель – лидерство на рынке грузоперевозок. Так что рано или поздно придется уделить внимание развитию своей фирмы. Экономика здесь сложнее, чем «одноклеточные» модели в 18 Wheels of Steel: Haulin' или «Дальнобойщиках 2», однако не имеет ничего общего с замороченностью «Транспортной компании». В автоматическом режиме достаточно покупать машины (постоянным клиентам — скидки!) и нанимать водителей – скромный стабильный доход гарантирован. Если захотите большего, надо будет поработать с каждым сотрудником в отдельности и найти баланс между типом предпочтительного груза, его хрупкостью и длиной рейса. Чем лучше шофер управляется с грузом, тем больше денег он приносит. Не стоит забывать и о достойной зарплате — работник с низкой лояльностью быстро сбежит.

Но сколь бы могущественной ни стала корпорация Nick Trucking, вкалывать необходимо и самому. Своевременная доставка – полдела, нужно еще и быть первым. Правда, проиграть тяжело, ибо конкуренты, ушедшие на старте далеко вперед, непременно сбавят ход и подождут. Знай, мол, джентльменов с Западного побережья! Вежливость – вот четкое определение здешнего стиля вождения. Лишь полиция гоняет агрессивно: подрезает, преграждает путь, грамотно берет в «коробочку». Трафик же следит за зеркалами, избегает резких маневров, а если ехать по встречной – молча расползается в стороны. Соперники ведут себя столь же осмотрительно. Ни контактной борьбы, ни рискованных обгонов по встречной полосе – все осталось в 2001 году. Теперь главное – не разбить машину и груз. Более жизненно, менее азартно.

Калифорния – штат контрастов

Увы, в основном с реалистичностью не все гладко. Физика — шаг назад по сравнению с предыдущей частью. Раньше невозможно было спутать валкий Renault Magnum и юркий Mercedes Actros; нынче тонкости управления различными тягачами сведены к максимальной скорости. К тому же по примеру серии 18 Wheels of Steel разработчики отказались от правдоподобного расположения центра тяжести. Перевернуть грузовик, даже задавшись такой целью, очень непросто. Да и грузовик ли? Тут нет ощущения большой и тяжелой машины, как в City Bus Simulator 2010 или, на худой конец, GTA 4. Точное и острое рулевое управление, вполне «легковые» тормоза – для гоночной аркады неплохо, а до симулятора не дотягивает. Одного «функционирующего» гололеда маловато будет.

Режимом ручного переключения пользоваться скучно, несмотря на реализованную педаль сцепления. Любой тягач с любым мотором и любыми апгрейдами оснащен одной и той же коробкой передач, скоростей в которой – не полтора десятка, а всего-навсего пять1! Интересно, с какого музейного экспоната скопировали? Забудьте о нормальном разгоне на высших передачах и переключениях «через 400 оборотов» — стрелка тахометра то лежит на боку в красной зоне, то едва-едва доходит до зеленой. Не потерять бы позицию из-за упавшего темпа.

По разнообразию автопарка вновь впереди «Дальнобойщики 2». На легковушках и фургонах поставлен крест, не дожили до релиза и некоторые обещанные тягачи – от редких до без малого легендарных. Наконец, на перевозках внутри штата не задействован ни один грузовик с короткой «дневной» кабиной. По калифорнийским шоссе катаются исключительно гиганты с огромными спальными отсеками, способные хоть завтра рвануть в рейс «от океана до океана».

Положительные эмоции дарит система повреждений. Десятки изнашивающихся узлов и агрегатов, поломки, отказы – как в лучших домах. Ротозей, путающий въезд и выезд с базы, пробьет колесо о защитный барьер, а лихач может расстаться с жизнью, со всего маху въехав в железобетонный куст.

То, что последствия аварии можно не только ощутить, но и рассмотреть, дает «Дальнобойщикам 3» сто очков форы перед очередным «небьющимся» German Truck Simulator. Жаль, что на добротную анимацию кабины не хватило времени. Налюбовавшись снаружи на открывшиеся от удара дверцы, мы возвращаемся за руль, а там… все цело и невредимо. У других грузовиков все наоборот: дверцы распахиваются, стекла остаются висеть в воздухе. Полтергейст. Графика то и дело скатывается до уровня середины 2000-х. С умом примененный «блюр», красивые ночные города, симпатичный дождь – и тут же ужасные спецэффекты, сплошная текстура, изображающая тумблеры и переключатели, толком не работающий HDR и фары, светящие сквозь мосты. Эх, еще бы год-полтора разработки — и не было бы проблем. Как у Дюка Нюкема.

* * *

Третья часть игры для отечественной студии сродни второму альбому для молодых музыкальных групп. Мало кто достигает этого рубежа, а уж достойно преодолевает его… Причем это касается не только «исконно российских» серий (для примера можно почитать рецензии на «Князя 3» и Disciples 3, не говоря уже о пресловутых «Корсарах 3»). «Дальнобойщики 3» могли бы стать исключением, да только авторы установили планку на слишком большой высоте. Получилась интересная, но очень неравномерная игра. Неуравновешенная, если выражаться техническим языком.

1Да, в настройках игры шесть скоростей, но увидеть последнюю в действии мне не довелось. Даже могучий «Гепард» прекрасно обходится пятью.