Светлая тема

Рецензия на игру Star Sentinel Tactics

Присущая каждому человеку тяга к созиданию принимает разнообразные формы. Графоман, пишущий фэнтезийные романы, или фотограф-любитель, снимающий «художественное ню», не думают о деньгах. Процесс здесь важнее результата. С играми то же самое – сотни, если не тысячи, фанатских римейков и самоделок собирают пыль на специализированных сайтах. Среди них порой попадаются мини-шедевры, но, как правило, поклонники халявы вынуждены утешаться поговоркой про сладкий уксус.

Главное — не терять почву под ногами. Когда ослепленный славой творец внезапно решает, будто его работы слишком хороши, чтобы бесплатно раздавать их, — это конец. К коммерческому продукту требования существенно выше, и на профессиональном уровне герой андеграунда может мгновенно стать изгоем.

Батарейки в комплект не входят

Star Sentinel Tactics – единоутробное детище Филиппа Ингса (Philip Ings). Крошечные «one-man companies» в современном мире не редкость, но по качеству игра гораздо ближе к «Замку на Экзе», чем к ужастикам Джонатана Боакса (Jonathan Boakes).

Или ее логичнее сравнить с легендарным сериалом X-COM? Ведь истоки SST — именно там. Только вот подходы разные. Mythos поставила на геймплей, Ингс — на сюжет. Увы, бесконечные диалоги утомят даже ветерана Metal Gear Solid. Группа бесстрашных солдафонов десантируется поблизости от секретной военной лаборатории, расположенной на далеком астероиде. В штабе подозревали местное начальство в нецелевом расходовании средств, однако ситуация оказалась куда серьезнее – базу атаковали мерзкие ящероподобные пришельцы. Весь персонал, за исключением пары везунчиков, зверски убит, а в руки космических мародеров попали сверхмощные и сверхкомпактные аккумуляторы, способные длительное время поддерживать «на плаву» целую флотилию боевых звездолетов. Пахнет вторжением!

Все это научно-фантастическое словоблудие, лишенное озвучки, стало обрамлением для убогой походовой тактики. Понимая, что он откусил больше, чем в состоянии проглотить, автор поспешил отсечь необязательные элементы. «Прокачки» – наркотика, заставляющего закрывать глаза на прорехи в дизайне, – и то нет. Впрочем, SST не стесняется своих недостатков. Первая же сцена поражает прямо-таки невиданным идиотизмом: пятеро горе-десантников кулаками забивают гигантского скорпиона. Они забыли винтовки в казарме? Или их пропил красноносый зампотыл? С матчастью вообще беда. Никаких лазеров – наши потомки отдают предпочтение Desert Eagle и XM8.

Хотя основная работа возложена на загадочные инопланетные пукалки с неограниченным боезапасом. Выстрел съедает мизерную часть здоровья, так что приходится брать врага измором. Подбежал, пальнул, спрятался, подлечился (бездонная аптечка творит чудеса)… Неудивительно, что интерес быстро угасает. Высший пилотаж — подкрасться к неприятелю со спины. «Хедшоты» не предусмотрены – как ни старайся, придется вогнать в зеленую черепушку несколько пуль.

Мы привыкли, что вероятность попадания напрямую зависит от расстояния до цели (продвинутые игры учитывают положение тела, тип оружия, режим стрельбы, скорость перемещения и т. д.), но SST не мелочится: бьешь в упор или с нескольких метров — процент одинаковый. Тесные одноэтажные уровни навевают клаустрофобию. Взгляду не за что зацепиться – кругом лишь плохо подогнанные текстуры и уродливые модели. С технической точки зрения все еще хуже. Вылеты, мелкие ошибки и отсутствие поддержки широкоэкранных мониторов постепенно выводят из себя. «Это походовая тактика в духе старых хитов, – заливается соловьем Ингс. – Только больше и лучше». Ну-ну.

Один в поле

В 80-х игры, созданные одним человеком (иногда с помощью двух-трех приятелей), были в порядке вещей. Наравне с прочими программами они продавались в магазинах и приносили своим «папам» некоторый доход. Сегодня за окном — XXI век, элитарное хобби для избранных выросло в индустрию с многомиллионными оборотами, и лезть в нее, вооружившись устаревшими приемами, – пустая трата времени. В качестве freeware-проекта Star Sentinel Tactics, наверное, заслужила бы одобрение редких ретро-маргиналов, но просить за такое деньги – моветон.