Светлая тема

Рецензия на игру The Bureau: XCOM Declassified

Каждый окурок в кадре дымится — вот первое впечатление от The Bureau: XCOM Declassified. Дымятся переполненные пепельницы, дымятся генералы, пальцы которых сжимают сигареты, даже под потолком секретной американской базы — дым. О том, что 60-е были настоящей никотиновой эпохой, мы знаем по сериалу Mad Men. The Bureau с нажимом выводит эту и другие приметы времени: шляпы, сексизм, советскую угрозу, прибавляя то, чего не хватило рекламщикам с Мэдисон-авеню для полного зрительского счастья — враждебных пришельцев.

Внезапно, инопланетные захватчики

Игра 2K Marin всерьез учреждает новый жанр — набриолиненный sci-fi, где цвет рубашки твоего напарника значит не меньше, чем его имя и боевые способности. Формально The Bureau — тактический шутер от третьего лица во вселенной XCOM, но на деле от благородных корней остались одни опилки и сектоподы. Каждая встреча с врагом сводится к перестрелке из-за укрытий, ведь пришельцев нельзя ни обхитрить, ни застать врасплох. А когда AI-напарники однажды шутки ради предложат прокрасться мимо врагов, главный герой хрипло ответит: «Я. НЕ. ПРЯЧУСЬ». Героя зовут Уильям Картер, в черно-белых катсценах он швыряется пепельницами и страдает от всяческой душевной боли. Однажды агент Картер вез чемоданчик с таким любопытным содержимым, что на него напал пришелец в шкуре женщины-офицера и подарил на память пулю в туловище. Но не успел Картер истечь кровью, как в чемоданчике засверкало, и наш герой стал более чем пригоден для спасения мира. Да, именно этим мы будем заниматься следующие десять часов. Дело вот в чем: США готовились воевать с СССР, даже построили секретную подземную базу, но тут прилетели инопланетяне и все испортили.

Насмешники прозвали The Bureau: XCOM Declassified косолапым клоном Mass Effect, и на то есть причины. Большая часть игры проходит в перестрелках с пришельцами в укрытиях  (иногда с применением спецспособностей, которые даются при повышении уровня), а круговое диалоговое колесо вообще переехало из серии BioWare без изменений. Впрочем, одно изменение все-таки есть: здесь диалоговое колесо ни на что не влияет. За исключением пары моментов, вы можете наобум щелкать строчки вопросов и ответов — игре нет никакого дела, пришельцы все равно ждут в укрытиях. Показателен в этом смысле допрос враждебно настроенного инопланетянина: вся беседа занимает ровно полторы минуты — щелк, и он уже на нашей стороне. Наверное, хрипотца в голосе — убедительная штука.

Сходство с Mass Effect особенно заметно во второй половине игры, когда агент Картер блуждает по футуристическим инопланетным коридорам. И я вовсе не имею в виду, будто BioWare придумала все игры на свете: те же бои с укрытиями в The Bureau проходят куда напряженнее — хотя бы из-за клинической тупости напарников. Представьте: вот стену проламывает огромный бронированный монстр мутон и эти умники с радостными криками бросаются ему навстречу, несмотря на то, что секунду назад им было четко сказано, где спрятать свою хлипкую тушку. А они бегут и рассаживаются по укрытиям, которые в паре метров от гиганта с широким шагом. Дальше понятно — тот подходит и быстро превращает их в бывших боевых товарищей. Смерть в The Bureau по-армейски сурова — если не поспеешь к умирающему вовремя, с прокачанным солдатом придется распрощаться. Но горевать некогда, и ты просто нанимаешь нового сотрудника на место убитого — в меню выбора бойцов есть удобная кнопка «Сгенерировать».

На миссии принято ходить втроем, а других наемников можно пока послать на второстепенное задание, без присмотра, ради очков опыта и трофейных рюкзаков, улучшающих характеристики. Авторы будто стремятся подчеркнуть мощь игрока: если агент Картер может достичь десятого уровня, то союзники упираются в потолок уже на пятом. Прокачка открывает доступ к спецспособностям и прочим улучшениям, выбор между которыми бывает непростым: увеличить число гранат в кармане или ускорить время перезарядки лечебного умения? По сути, единственный толк от напарников на поле боя — их спецспособности. Один агент может ослабить броню (что неоценимо против мутонов), другой — поставить мину (тоже работает против мутонов). Так создается впечатление, что вот она, командная работа, но стоит вам поднять в воздух врага из-за укрытия (еще одно умение) и приказать бойцам расстрелять беззащитного гуманоида, как иллюзия рушится — пришелец падает на землю едва поцарапанным. Да, нужно опять все делать самому — не удивляйтесь, когда статистика после миссии покажет, что на вашем счету 80 тушек, а у напарников восемь. На двоих.

Вражеский AI, в свою очередь, сделан без заметных провалов: крупные твари ожидаемо идут в лобовую, а мелкие ведут себя скромно, иногда закидывая вашу компанию гранатами. Впрочем, достаточно одной гранаты, и наш агент скукоживается в позе зародыша и зовет партнеров, чтобы те реанимировали его. Шляпа, до этого красовавшаяся на голове агента, позорно останется на земле, и дальше на пришельцев вы пойдете с непокрытой макушкой. Гардероб — отдельная песня The Bureau. Перед каждой миссией можно принарядиться: для героя и его друзей доступен выбор цвета рубашки, жилета, галстука и даже брюк. Комичный контраст — тут апокалипсис в прямом эфире, а ты подбираешь себе стильный оранжевый галстук и брюки с лиловой искрой.

Здесь мой долг родной

Комичного, как ни странно, в игре хватает. Если основная интрига собрана из самых расхожих деталей — терраформинг, коллективный инопланетный разум, таинственный вирус — то чуть в сторонке от сюжетных рельсов есть следы жизни. Секретная подземная база США для агента Картера прямо как «Нормандия» для капитана Шепарда — сюда приходят перевести дух между миссиями. Бродить по базе нескучно: можно подслушать забавные разговоры, а можно прочесть собственное досье, в котором, в частности, сказано, что агент Картер пригодится стране как расходный материал. Прямо так и написано, в особом примечании.

Из досье соседа по офису мы узнаем о его проблемах с законом (подделка документов и прочие шалости), а из объявления в тире становится ясно, что там был пожар по чьей-то глупости — кажется, секретные агенты решили испытать огнемет на мишенях и чуть не сожгли всю базу. А ведь в брифинге говорили, что здесь собраны лучшие из лучших... Еще одна найденная записка сообщает, что установка системы безопасности на базе почти завершена, но некоторые сотрудники возражают против установки видеонаблюдения в санузлах. Есть и ответ на возражения, от начальства: никакие предосторожности не излишни, когда повсюду лазутчики. Да, они повсюду, даже в санузлах.

Вслед за сценаристами подтягиваются и дизайнеры уровней: пришельцы атакуют одноэтажную Америку, а значит, мы ведем перестрелки среди белых заборов, неоновых вывесок и коровников (в стойлах — дохлые животные). Зараженному населению на улицах хочется посочувствовать, а иногда бывает даже жутко: вот лунатик-парикмахер с опасной бритвой в руках неспешно счищает кожу со щек мертвого клиента в кресле. Зашел, называется, побриться.

***

The Bureau эффектно выглядит, в ней есть удачные сцены, выигрышная эпоха и даже следы пристойного письма, но в целом творение 2K Marin не больше, чем заготовка, фундамент для игры, что действительно смогла бы потягаться с тем, на кого The Bureau так отчаянно равняется. Можно стерпеть и общую сюжетную серость, и монорельсовость, и то, что пролом в асфальте может оказаться для спасителя мира неодолимым препятствием. Можно стерпеть инопланетного злодея по имени Фюрер и коридоры, сделанные по всем канонам унылого футуризма. Что стерпеть невозможно, так это как под вывеской XCOM продвигают симулятор мамаши, которая нянчит двух слабоумных детей в боевых условиях.