Светлая тема

Рецензия на игру UFO: Extraterrestrials. Последняя надежда

Игровая классика бессмертна. Тринадцать лет минуло после выхода знаменитой X-COM: UFO Defense, а тысячи людей по-прежнему с восторгом вспоминают эту игру. И дело даже не в том, что первая любовь не покинет нас до конца жизни. Планка качества была установлена слишком высоко, ведь некоторые возможности, придуманные и реализованные Mythos Games и MicroProse, до сих пор недосягаемы для подражателей.

Анонс UFO: Extraterrestrials не остался незамеченным. Мир не содрогнулся, но все заинтересованные лица были в курсе. Авторы не скрывали, что делают римейк, однако я не ожидал от проекта такой старомодности. Всеобъемлющий походовый режим, простенькая изометрическая картинка (зачем-то в 3D), уйма условностей и… удивительно притягательный геймплей. Поразительное сочетание!

Марс атакует!

Убоявшись судебных исков, разработчики перенесли действие с Земли на далекую планету Эсперанца. Яйцеголовых сектоидов заменили уродливые гусеницы с бластерами (потомки Snakemen из X-COM?), чудики в плащах (намек на Ethereals?) и тощие насекомоподобные псионики, но суть не изменилась. Пришельцы без предупреждения атаковали колонию, поставив жителей перед выбором: сражаться или погибнуть. Всеобщая мобилизация показалась местным властям радикальной мерой. В спешном порядке была сформирована международная военная организация (ее возглавит игрок), чья задача — противостоять вторжению. Девять крупнейших стран Эсперанцы вызвались финансировать межгалактическую войну. Соответственно, чем меньше НЛО кружит над головами перепуганных обывателей, тем больше «доход».

На что потратить сбережения, каждый решит сам. Исследования, закупка вооружения, зарплаты… Начинается все с обычного строительства. Помимо обустройства штаб-квартиры, где проживает личный состав (включая ученых и техников), мы можем основывать базы-сателлиты. Стоит подобное удовольствие недешево, зато государства, в которых есть наши представительства, чувствуют себя защищенными и охотнее расстаются с наличностью.

Правила понятны и ребенку. Радары засекают пролетающую тарелку, истребители сбивают ее, и в район крушения отправляется карательная бригада (конечно, если обломки не рухнули в море) — мародерствовать и добивать уцелевших. Иногда «братья по разуму» приземляются сами и, по выражению игры, «терроризируют» мирное население. Разница лишь в том, что по карте бродят лунатичные девицы в ослепительно белых блузках. Они не нападают и не убегают, их вообще не заботит происходящее в этом мире. Ну и, наконец, последний тип заданий: уничтожение вражеской цитадели. Пришел, увидел, перебил… А я-то, дурак, смеялся над примитивными stealth-миссиями Afterlight.

Впрочем, «стелс» здесь невозможен по определению. В Extraterrestrials отсутствует симуляция звука, поэтому танк, подкравшийся сзади, — не анекдот. Вдобавок подчиненные лишены периферийного зрения; даже фашисты из Commandos со своими треугольничками видели лучше. Умиляет полное равнодушие AI к канонаде. Помните ночные рейды и побег из тюрьмы с ножом наперевес в Jagged Alliance 2? Думать не надо, бери и копируй. Ан нет — для хардкорного фаната нет бога, кроме X-COM!

Следующим по важности сюрпризом стал неотключаемый походовый режим. Ветераны старой школы не приемлют полумер. Итог эксперимента над нервами очевиден — должна же молодежь узнать смысл странной фразы «охота на последнего алиена». Отношение к АР совершенно легкомысленное — за смену оружия или перезарядку с вас не возьмут ни копейки. Длительность лечения тоже значения не имеет. А вот за разрушаемость (пусть условную) искренняя благодарность. Именно ее мне не хватало в сериале от ALTAR Games.

Карты почему-то подозрительно похожи друг на друга. Гулять по многоэтажным зданиям-близнецам скучно, особенно с учетом того, что интерфейс не умеет разбивать приказы на несколько ходов. Извечный «синдром супермена» также не обошел стороной первенца независимой чешской студии. Через день активных маневров замечаешь, что пара натренированных бойцов «зачищает» территорию быстрее оравы галдящих середнячков. К тому же опыт не приходится делить на шесть-семь человек, и герои растут как на стероидах.

Список внутривенных характеристик не смутит бывалого игрока. Ловкость отвечает за количество очков действия, стрельба влияет на меткость, реакция помогает прервать ход противника, храбрость спасает от пси-излучения… Умений, которые развлекали еще в Fallout Tactics, нет. В Jagged Alliance 2 наемники были почти «живыми» (вы же не забыли психов, посылающих полмагазина в молоко?). UFO: Extraterrestrials вернула нас в объятия безликих болванчиков. Ностальжи!

Во имя Коннора МакЛеода

Денег всегда в обрез, зато народа — в избытке. Дело в том, что на солнечной Эсперанце люди не умирают. Мы потеряем отряд, только если погибнут все без исключения, и некому будет дотащить бездыханные тушки до шаттла. Игра что-то занудно вещает о клонировании и нанотехнологиях, но на самом деле столь незатейливым способом разработчики борются со связкой «save / load».

Не скрою, решение неоднозначное. Приятно знать, что любимчики пойдут с нами до финальной битвы, однако в конце концов на базе бесцельно оседает толпа юнцов. Глупо и невыгодно. Выпустить молодняк на волю равносильно убийству. Их параметры недостаточно велики для использования крутой брони и мощных лучеметов, а стандартное оружие становится малоэффективно. Хотя о какой эффективности я говорю, ведь меткости рекрутов едва хватает на то, чтобы не мазать в упор! Некоторые садисты предлагают отдавать человеческий балласт на съедение «марсианам». Похоже, это единственный выход.

Захватчики выглядят несерьезно. Разноцветные гусеницы с автоматами напоминают о книжке Льюиса Кэрролла, пуленепробиваемые «робокопы» и одноместные НЛО, лихо нарезающие круги по узким коридорам опустевших офисов, пугают не больше, чем клоуны из провинциального шапито. Пленные — лучшее топливо для сюжетного двигателя. Увидев редкого червячка, не щелкайте клювом и поскорее стреляйте оглушающей ракетой. Допросы в специальной камере расколют несостоявшегося поработителя и помогут ученым.

Наука — наше все. Закроем глаза на странности (люди колонизируют космос, но не в полной мере владеют лазерными технологиями) и доверимся стремительному потоку, несущемуся в светлое будущее. В концепции постепенного развития есть что-то магическое! Еще вчера мы палили из антикварных винтовок, а сегодня разгуливаем в защитных скафандрах, лениво поливая прохожих раскаленной плазмой. Инопланетяне мужают вместе с «икскомовцами». Жизнь начала казаться слишком легкой? Подождите, гады обязательно придут.

А если не гады, то «глюки». Прежде чем запускать игру, отключите в настройках драйвера все типы сглаживания (в том числе сглаживание прозрачными текстурами), иначе вас ждет примерно такая картина. Правда, разобравшись с графическими бяками, я понял, что рано радуюсь. Назвать UFO: Extraterrestrials красивой и современной никак нельзя. Имитируемая в 3D изометрия смотрится архаично. Четкость изображения — пожалуй, главное его достоинство. Схематичная анимация из пары кадров, спецназовцы, стоящие в одинаковых позах, и плоские «бухи» отпугивают не хуже карбофоса.

Из мелких недостатков отмечу чересчур поверхностное (и кое в чем неточное) руководство. Встроенная уфопедия пытается утешить тоннами плохо отредактированного графоманского текста и часто забывает о цифрах и конкретных деталях. Сколько ученых влезает в продвинутую лабораторию? Какова взаимосвязь между нашими действиями и суммой на банковском счете? Какие требования к силе у тяжелой лазерной пушки? Все приходится постигать опытным путем. Для того, кто не понаслышке знаком с X-COM и ее сородичами, это ерунда, но новичкам, пожелавшим прикоснуться к легенде, будет туго.

Машина времени

UFO: Extraterrestrials — поразительное явление, доказывающее, что гениальные игры не устаревают. Разработчики, особо не мудрствуя, скопировали непотопляемую Enemy Unknown, сделав интересную, пусть и не хитовую, стратегию. Однако время не стоит на месте. С 1994 года жанр шагнул далеко вперед. В Jagged Alliance 2 насыщенная тактическая модель, в UFO: Afterlight отлично проработан сценарий и ролевая составляющая, в «Бригаде Е5» новая и потрясающе удачная боевая система… Все это (плюс уродливая внешность) не позволяет Extraterrestrials притязать на кресло в «Золотом пантеоне». Но если название X-COM бередит потаенные струны вашей души — не проходите мимо.