Светлая тема

Рецензия на игру Виктория 2

Как известно, история ползет по спирали. Paradox Interactive ступила на тропу к стратегическому Олимпу в далеком 2001-м. Три с половиной года назад она погналась за техническим прогрессом и с тех пор пересаживает на трехмерный движок все свои успешные игры. Вслед за флагманами, Europa Universalis и Hearts of Iron, пришел черед «нишевой» продукции.

Под микроскопом

Victoria 2, как и ее предшественница, посвящена «эпохе пара» — с 1836 по 1936 год. Игрок управляет внешней и внутренней политикой, развивает экономику и инфраструктуру, проводит исследования, командует армией и решает демографические проблемы. Модель виртуального мира тут намного сложнее, чем в EU 3 или EU: Rome.

К примеру, выбрав на старте одну из областей Сицилии, вы узнаете, что в ней обитают 2 тысячи солдат, 700 священников, 21 тысяча ремесленников и почти 150 тысяч шахтеров. Все они принадлежат к этнической группе «южные итальянцы» и исповедуют католицизм. Сытые, малограмотные обыватели настроены очень консервативно. «Лишь бы не было войны» — вот что волнует их по-настоящему. Впрочем, если реакционное правительство сделает жизнь слишком тяжелой, поток переселенцев неудержимо хлынет отсюда в Новый Свет.

Только Hearts of Iron 3 способна похвастаться таким фанатичным вниманием к деталям, но она «заточена» под борьбу на фронте и в тылу, а «Виктория» — мастер на все руки. Неудивительно, что авторы не стали экспериментировать с тонкими материями. HoI 3 — революция, Victoria 2 — осторожный сиквел. Обновок в ней мало, зато знакомые элементы основательно улучшены.

Будни вождя

Начиная с Europa Universalis: Rome, шведские дизайнеры предпочитают особый подход к руководству, который мне чертовски симпатичен. В отличие от ранних проектов студии, лидер нации не носится по стране, лично улаживая всякие неурядицы. Вместо этого он задает ориентиры и принимает ключевые решения, после чего автоматика и естественный ход событий двигают государство в нужном направлении.

Поэтому играть в Victoria 2 легче, нежели в оригинал, хотя ее механика гораздо глубже. Наслаждаться процессом помогает и прекрасный интерфейс, вобравший в себя массу удачных находок Paradox. Новички, скорее всего, не поймут с наскока, что к чему (кнопок, таблиц и меню здесь порядочно), но добротный обучающий режим и подробные всплывающие подсказки — отличное подспорье.

Главное средство, облегчающее менеджмент, — установка «национальных фокусов». В Heir to the Throne, где Paradox впервые опробовала идею, они давали бонусы в обустройстве единственного клочка суши. Благодаря технологиям XIX века власти действуют активнее. Игрок расставляет приоритеты сразу в нескольких провинциях: поощряет строительство железных дорог, производство определённых товаров, обучение специалистов, эмиграцию и колонизацию.

Освободившееся время уйдет на вдумчивое изучение обстановки. Victoria 2 учитывает множество нюансов, связанных с выборами, так что схватка за электорат в республиках стала реалистичнее и напряженнее. Тем, у кого на столе всегда лежит «Капитал», будут интересны изменения на мировой бирже и в системе займов. Им понравится и новый тип граждан — «кустари», выпускающие промышленные товары даже там, где вообще нет фабрик.

Если вы все-таки не справитесь с обязанностями, то ситуация выйдет из-под контроля. Повстанцы переняли опыт коллег из Europa Universalis 3: In Nomine — у каждой группы недовольных жителей есть собственные стремления (обрести независимость, заставить монарха отречься от престола и т. п.). Помимо спонтанных вспышек насилия, бунтовщики научились оценивать шансы на успех и готовить всеобщие восстания.

Большая дубинка

Встряска коснулась и внешней политики. Прибирать к рукам ничейные земли в Victoria 2 разрешено только странам, возглавляющим рейтинг: 8 великим и 8 второстепенным. Кроме того, эти державы получают бонус к количеству дипломатов. Лидеры могут брать мелочь «под крыло»: или силой, или накапливая специальные очки. Став «старшим товарищем» одного из соседей, вы присоедините его к своему внутреннему рынку и сможете встревать в локальные войны. Конфликты за раздел сфер влияния — такое же обычное дело, как традиционные битвы за территорию.

Разумеется, поводов для кровопролития во второй «Виктории» значительно больше. Подобно Heir to the Throne, у любой заварушки есть конкретные цели. Правда, здесь игрок провозглашает их самостоятельно, не надеясь на подходящий casus belli. Усердствовать с этим не стоит, иначе невыполненные обещания сильно расстроят ваших подданных. Порой разгромное поражение приводит к падению правительства.

А вот революционные пожары в России и Германии вряд ли разгорятся так же, как было в реальности, ибо Paradox включила лишь одну стартовую дату. Начать с поздних точек отсчета нельзя, а за 80 лет события наверняка пойдут другим курсом. Зато заложенные в Victoria 2 механизмы позволяют творить альтернативную историю, не превращаясь в марионетку скриптовых цепочек. Если захотите — устройте свою Первую мировую, еще более драматичную.

* * *

«Игры для умных» бывают доступными и увлекательными — девиз Victoria 2. Конечно, ей не по силам тягаться с грядущей Civilization 5 за народную любовь, но для тех, кто жаждет развлечений посерьезнее, лучшей стратегии в этом году не найти.