Светлая тема

Рецензия на игру Виктория. Революции

Разработка аддонов — целая наука, но шведские стратеги прилежно учатся. Всего полгода назад они пугали нас ужасами а-ля Red Alert, а сегодня приглашают в «Лигу Наций» и грозятся перетряхнуть мировой порядок в XIX веке. Прикоснуться к очередному пересказу истории может любой обладатель модема, кредитной карты и оригинальной версии Victoria.

Порождение Версальского договора

Экстенсивное расширение — самый очевидный путь, ведь свежие возможности и подросшие цифры так мило выглядят в рекламных буклетах. В Paradox не могли отказать себе в этом удовольствии.

Первыми в глаза опытному «викторианцу» бросятся иконки, предупреждающие о простое мощностей, отрицательном балансе бюджета или риске восстания. Щелчок по одной из них отправит вас в нужное окно. Достаточно логичные органы управления Victoria стали удобнее и информативнее. Я всегда удивлялся, как настолько комплексная игра выдерживает собственный вес. Дополнительная подпорка очень кстати.

Не заглянув в мануал, вы вряд ли найдете более фундаментальную новинку — карту колонизации, на которую лично я наткнулся случайно, лениво перебирая тематические фильтры. Зачем потребовалась отдельная закладка? В Victoria колонии «столбились» в причудливых районах и лавинообразно разрастались. Сейчас разрешено осваивать лишь те территории, куда смогут добраться ваши суда. Кроме того, учитывается «уровень жизни» — в дикие области без средств от малярии и пулеметов не сунешься. Приходится ждать необходимых открытий. Разделение сфер влияния теперь более упорядоченно и реалистично — у каждой страны свои приоритеты. Если интересы пересекутся, преимущество будет у скопившего больше престижа. Погнавшись за усложнениями, авторы не забыли и о комфорте. Принимать решения, определяя статус провинций по цветовым кодам, намного сподручнее, чем раньше.

Однако это детали. Главная «продажная» особенность Revolutions — увеличенный хронометраж. В призовые 15 лет умещается становление Советской России, Великая Депрессия и торжество нацизма в Германии. Конечно, взявшись за Grand Campaign, рассчитывать на исторический исход не стоит. Поэтому в первую очередь разработчики оглядывались на сценарий «The war to end all wars».

За Первой мировой следует осмысление ее уроков — время зализать раны, овладеть современными технологиями, подготовить промышленность и общество к грядущим тотальным войнам. Правда, вдоволь наиграться обогатившимся авианосцами, самолетами и тяжелыми крейсерами арсеналом вы не успеете. Смертоносные машины и армейские доктрины — задел для конверсии в Hearts of Iron 2: Doomsday. Границы, войска, флот, индустриальный потенциал, инфраструктура и дипломатические отношения переносятся сносно, но есть и явные недостатки. С отсутствием скриптовых событий и стандартным AI еще можно мириться, а вот то, что распределение природных ресурсов тупо берется из базы данных Doomsday, сурово бьет по развившимся в Revolutions представителям третьего мира — их производство разрушает дефицит сырья. Впрочем, грустить из-за некорректной работы приятного бонуса глупо.

Да здравствует эволюция!

Многие дополнения, включая упомянутый Doomsday, ограничиваются подобными присадками. Сила же Revolutions, вопреки ее названию, — в глубоких системных изменениях в жизни государства. Не знакомый с Victoria человек и не поймет, что в прошлом все было устроено иначе, гуру же увидит любимую «Вику» в совершенно новом свете, восклицая «Я мечтал как раз об этом!».

Точкой отсчета является «правящая партия». Поначалу, когда люди просто не понимают сути демократических институтов, выгоднее быть просвещенным абсолютистом. Хотя «власть народа» — не синоним слова «прогресс». Опирающиеся на пропаганду фашистские или коммунистические диктатуры вполне жизнеспособны. Ближе к финалу появляются и профильные поощрения: «пятилетки» помогают в «красной» индустриализации, популисты сильны в социальных реформах и т. п.

Характеристики элит коренным образом влияют на стиль игры, в том числе на экономический курс, подход к национальному вопросу и военному делу. Колебания электората могут стать настоящей головной болью, если вы уже подобрали желаемый вариант, не говоря о либеральных революциях — каре за поспешное просвещение.

Ведение хозяйства теперь тяготеет к двум полюсам. Госплан сводит пользу от капиталистов к минимуму — строительство проводится «вручную», исключительно по указке игрока. При свободном рынке воротилы автоматически инвестируют свои накопления в возведение фабрик и укладку рельсов, но… вмешаться в их деятельность невозможно. Учитывая, что корабли научились блокировать порты, а классовые враги пролетариата предпочитают заниматься ширпотребом вместо взрывчатки и ружей, пускать все на самотек — прямая дорога к сдаче столицы. Компромисс нужен и в размерах пошлин, ведь предприниматели боятся их как огня. Тем не менее, соблазн снять с себя хоть часть обязанностей очень силен.

Обросла некоторыми ограничениями и смена специализации социальных групп (POP'ов). Пока вы не даруете равных прав культурным меньшинствам, даже не думайте лезть во внутренние дела их резерваций. Пацифисты не могут увеличивать число служащих запаса, а антивоенное правительство способно на этот шаг лишь в ходе конфликта. С другой стороны, упростилась жизнь владельцев колониальных империй — после аннексии солдатские POP'ы не превращаются в фермеров или работников, и вы легко сможете создавать крупные «туземные» армии.

* * *

Victoria: Revolutions нельзя назвать «потрясающей воображение», и не только потому, что глобальные стратегии — спокойный жанр, а его поклонники по определению слегка флегматичны. В Paradox давно не умеют действовать иначе, и могучий аддон, выстраданный тысячами сообщений на фанатских форумах, улучшающий почти каждую мелочь и всю игру в целом, — именно то, чего мы ждали. Самый серьезный, качественный, сложный и интересный из ее проектов засиял еще ярче и стал чуть доступнее.

Вы же согласны потерпеть, пока шведская студия победит традиционные для своих релизов выводки крохотных «жуков»?