Светлая тема

Рецензия на игру Прогулки с чудовищами

Интерес обывателей к миру гигантских ящериц, населявших Землю в древности, стал очевиден ещё сто лет назад, когда ученые обнаружили первый скелет игуанодона, и появился сам термин "динозавр". С тех пор огромное количество писателей, а потом и режиссёров обращалось к этой золотоносной теме, то забрасывая очередного кровожадного хищника в наше время, то отсылая отважных путешественников на миллионы лет в прошлое. Не осталась в стороне и всемирно известная телекомпания BBC, создавшая нашумевший сериал "Прогулки с дикими животными", отличавшийся от всех своих собратьев претензиями на историчность и реалистичность.

Впрочем, славу фильму принесли вовсе не наукоёмкость, красота пейзажей Тасмании или удачное комбинирование компьютерной графики и механических моделей. Сериал прославился, прежде всего, тем, что обошёлся своим родителям в рекордно низкую для нашего времени сумму в жалких девять миллионов долларов с привлечением минимального числа трудовых единиц. В результате фильм, демонстрирующий животных в естественных условиях, не стесненных толпами паникующих людей, небоскрёбами или колючей проволокой под напряжением, по достоинству оценили и специалисты-палеонтологи, и простые любители красивого динамичного кино. Но BBC этого показалось мало, и для пущей популярности в дань моде компания выпустила ещё более малобюджетную игру Walking With Beasts.

Динозавр динозавру…

Возможно, разработчики просто не пожелали отправлять игроков в набившие оскомину Юру и Мел или вознамерились попробовать свои силы в несколько другом ключе. С мезозойской эрой было решено распрощаться, а на первый план выдвинулись третичный и четвертичный периоды земной истории. На практике это означает, что поклонникам T-Rex следует забыть о своем пятиметровом любимчике, равно как и о диплодоках, птеродактилях и прочих трицератопсах. В самых крупных хищниках ходит теперь саблезубый тигр, в самых опасных - Homo дважды Sapiens, с творениями рук которого придётся сталкиваться всю игру, а под конец увидеть и его самого, пока ещё одетого в шкуры, но от этого не менее злобного. Правда, ящеры время от времени тоже попадаются, но называть их динозаврами уже не совсем правильно.

Сюжет игры достаточно далёк от кинематографического родителя, в котором отсутствовала такая фантастическая составляющая, как путешествия во времени. В нашем случае международная корпорация World Wide Biolifenetwork (WWB) на всю катушку использует эту опасную операцию в научных целях. Непосредственно в прошлом на промежутке в пятьдесят миллионов лет идут исследовательские работы. Проводится съёмка ископаемых животных и их изучение, а также какие-то странные эксперименты с ДНК, призванные восстановить видовое разнообразие нашей планеты и спасти её от глобальной экологической катастрофы. Целесообразность последнего непонятна, но, похоже, кому-то нравится само слово «дезоксирибонуклеиновая кислота», и одно только его использование должно магическим образом обеспечить несомненный коммерческий успех любому продукту.

Впрочем, создатели разумно посчитали, что исключительно научная работа мало кого впечатлит, и ввели в игру ещё и детективную составляющую в виде конкурирующей организации, нелегально пользующейся путешествиями во времени. Эти плохие парни, нисколько не заботясь о влиянии их действий на будущее, проводят собственные крупномасштабные исследования, а заодно без зазрения совести занимаются отловом зверья для создания парка развлечений. Ко всему прочему, враги захватили в плен агента Vega, которого нам рано или поздно придётся спасать. Вот, собственно, в двух словах основная фабула.

Кто к нам с эксплорером придёт…

Ожидавшим от игры крутых разборок в стиле приставочного Jurassic Park с гранатомётами, пулемётами и огнемётами на фоне девственных джунглей с собой в главной роли можно дальше не читать и лучше сразу встать в очередь на серийный апгрейд губозакаточной машинки. Управлять дозволяется небольшим вездеходиком с гордым именем "Explorer", а на деле гибридом утюга и лунного трактора, так как ездит это чудо техники только по абсолютно гладкой поверхности при гравитации раз в шесть ниже земной.

Хотя, возможно, я грешу на мощную исследовательскую машину будущего. Есть мнение, что разработчики в погоне за минимизацией команды забыли пригласить к себе программиста, - именно поэтому игровой движок не в состоянии угнаться за возможностями двигателя стального коня, в смысле, ящера. В любом случае, стоит коснуться клавиш, как общая скорость единовременно снижается втрое, хотя до этого всё прекрасно бегало, прыгало, крутилось на месте и стреляло. Наверное, дизайнеры очень беспокоились за контингент игроков с заторможенной реакцией и создали для них наиболее комфортные условия, лишний раз подчеркнув, для кого, собственно, игру и родили на свет.

Впрочем, чёрт с ними, с тормозами (где их теперь нет), - они не мешают оценить гамму предоставленных возможностей. В первую очередь это - собственноручное снаряжение агрегата в последний путь. Процедура разрабатывалась, очевидно, для тех, у кого фигурки в тетрисе падают со слишком высокой скоростью. Теперь эти фигурки, символизирующие различные прибамбасы, можно размещать в теле комбайна мышкой, умудряясь загрузить всё необходимое для очередной миссии и даже больше.

Этапы поражают разнообразием задач и игровых решений. Во-первых, нужно установить от двух до четырёх камер в местах, обозначенных на карте крестиками (по легенде там стоят заранее заготовленные штативы), и произвести съёмку. В случае провала - повторить. Попутно требуется отсканировать пару-тройку животных данного периода для планетарного банка данных. На этом научные задачи миссии заканчиваются и начинаются военные, список которых неизменен на протяжении миллионов игровых лет: «вынести» вражеский телепортер и сегрегировать некий процент юнитов и строений, среди которых преобладают плазменные пушки и лазерные загоны для животных.

Выполнению боевых задач помогает вооружение в виде импульсной пушки и ракетной установки, а также амуниция, куда может входить jet pack для полётов (позволяет перелететь небольшой ручей, но не куст папоротника), hovercraft для катания по воде, ремонтные комплекты, косящие под аптечки, и всякая мелочь вроде вяленого мяса и консервированных овощей, используемые для отвлекания диких животных. Всё это закупается на собственные денежки, заработанные в предыдущих походах, - какие-то мизерные суммы порядка нескольких тысяч долларов. Забавно, но в случае гибели транспортного средства ему на замену можно несколько раз засылать новую модель, хватало бы финансов. Создаётся впечатление, что сами по себе путешествия в прошлое абсолютно бесплатны.

Назад в настоящее

Не знаю, из чего, по мнению разработчиков, делают научно-исследовательскую технику; может, у них и вовсе проблемы с пересылкой через пространственно-временной континуум нормальных материалов, но на деле «Эксплорер» - чрезвычайно хрупкая машинка. Даже крохотное существо, напоминающее мартышку, не говоря уже о мастодонтах, может разворотить его буквально в несколько секунд, тогда как самое мощное оружие, с первого выстрела превращающее вражеские танки в груду металлолома, в состоянии в лучшем случае лишь отпугнуть животное, а в худшем - разозлить. Попробуйте побегать через всю карту от шерстистого носорога, - мало не покажется, особенно в условиях ограничения по времени и отсутствия возможности сохраниться.

Похоже, к разработке WWB приложили свою волосатую зелёную лапу экологи и правозащитники всех мастей. Смерть и насилие (по отношению к животным) отсутствуют как класс. Даже хищник и травоядный, столкнувшись лбами, скорее бросятся атаковать несчастный вездеход, чем займутся процессом питания друг другом. Впрочем, на исполнение воли естественного отбора можно полюбоваться позже, во время просмотра добытых в неравном бою видеоплёнок.

Вообще, в этом отношении BBC осталась верной стандартам качества "Прогулок с динозаврами". Видео вышло хотя и не очень продолжительное, но динамичное, яркое и до предела реалистичное. А если учесть, что показываемые в игре кадры в большинстве своём никогда не входили в оригинальный фильм, можно стоя поаплодировать аниматорам. Не подкачала и пополняемая нашими усилиями энциклопедия ископаемых форм жизни. Не слишком отвлекайтесь на прохождение нудных этапов, и после WWB вы вполне сможете подготовиться для поступления в палеонтологический институт. Увы, но это, в общем-то, всё, что можно сказать положительного об игре.

Напрашивается печальный, но справедливый вывод. BBC следовало бы направить усилия и средства на создание новых серий отличного фильма, а не извращаться в той области искусства, где у неё нет ни знаний, ни опыта, ни призвания. Коротко и ясно.