Светлая тема

Рецензия на игру Командир

Есть игры, изначально и осмысленно созданные исключительно для фанатов. Любой нормальный игрок, по тем или иным причинам не попадающий в узкие рамки этой целевой аудитории, по мере знакомства с таким проектом начинает шипеть и плеваться, обзывая геймплей занудным, графику убогой, а интерфейс - неумело содранным с ближайшего мегаблокбастера.

Другое дело - фанаты. Потуги садистски настроенных дизайнеров уровней, вводящие любителя скролл-шутеров в состояние тотального ступора, вызывают в их рядах лишь нездоровое оживление, сопровождающееся обсуждением преимуществ одного типа юнитов перед другим. На графику и интерфейс внимания никто не обращает, если только они не мешают наслаждаться процессом планомерного отстрела AI, который почему-то мнил себя неуязвимым.

For maniacs only

WarCommander, вне всякого сомнения, относится к вышеописанному классу. Ибо играть сложно. Даже на “easy”. Лобовая атака приводит к сокрушительному поражению, одна шальная граната способна уничтожить половину нашего отважного отряда, боеприпасы имеют обыкновение заканчиваться, а враг прет изо всех щелей, осыпая жалкую кучку войск таким количеством свинца, которого хватило бы на пару мощнейших армий. Поэтому, пару раз получив в дебрифинге резюме “complete catastrophe”, слегка ошалевший и донельзя обрадованный полководец кардинально меняет тактику. Никаких rush'ей, медленное (ОЧЕНЬ медленное!) и максимально аккуратное наступление, активное использование снайперов и шпионов, возведение временных укреплений силами местных инженеров и полное безразличие к внушительной цифре, выражающей необходимое для прохождения практически каждой миссии количество времени. Разумеется, терпения на все это хватит только у очень увлеченного человека.

Тем, кто не готов часами пялиться в монитор, на котором нарисована кучка бегающих туда-сюда и стреляющих в разные стороны спрайтов, порекомендуем обратить свой взор в сторону WC3 и компании. Ну, а для очень увлеченных - несколько подробностей.

Место и время действия - 1944 год, высадка союзников на побережье Нормандии. Соответственно, в который уже раз (см. MoH, Sudden Strike) придется прорываться сквозь береговые укрепления и орудовать на территории противника, взрывая радары и аэродромы, спасая захваченных в плен сослуживцев и вырезая на корню многочисленный контингент не менее многочисленных вражеских баз. Как и полагается уважающей себя исторической RTS, строительство юнитов исключено, - извольте обходиться тем, что есть в наличии к началу миссии (плюс редкие и нерегулярные подкрепления). Здания, правда, возводить все-таки можно - для этого у нас есть специальная боевая единица, “pioneer”. Несколько «пионеров» могут в рекордные сроки снабдить своего бравого командира парочкой бетонных вышек, госпиталем, а также такими полезными в хозяйстве вещами, как, например, тренировочные лагеря, позволяющие за минуту-другую превратить зеленого новичка в матерого профессионала, не выпуская бедолагу за пределы родной базы. Конечно, опыт приобретается и непосредственно в бою, но способ этот в данном случае малоприменим вследствие повышенного дефицита личного состава.

Разнообразие переданных в наше распоряжение родов войск впечатляет. Кроме обыкновенных солдат, встречаются пулеметчики, шпионы, снайперы, медики, совсем уж экзотические огнеметчики, а иногда даже пара-тройка танков. Кроме того, все вояки имеют пару переключателей, регулирующих их поведение. Шпиона, например, можно закамуфлировать под куст и спрятать в ближайшем лесу - пусть помогает обозревать окрестности; маньяков-огнеметчиков переключить в режим повышенного расхода топлива; танкам - изменить приоритет стрельбы, дабы первым делом отстреливали коллег на всякой движущейся технике. Что касается подрывников, то они по первому нашему требованию с удовольствием поставят куда-нибудь взрывчатку на таймере. В общем, нюансов довольно много, и единственное, что мешает использовать их наиболее полно, - отсутствие возможности раздавать приказы во время паузы.

С другой стороны, не думайте, что умный компьютер поспешит воспользоваться первой вашей промашкой - AI особых чудес сообразительности не проявляет. На погибающих под пулями снайпера соратников реагирует слабо, почему-то заставляет гарнизон укрепленной вышки сломя голову выскакивать из своего уютного гнездышка и безрассудно бросаться навстречу явно превосходящим силам противника, и порой развлекается тем, что, усевшись за рычаги дружественного танка, начинает с ревом маневрировать, превращая в зубочистки любовно построенные нами пару минут назад ряды колючей проволоки. Впрочем, тем оголтелым оптимистам, которые напрасно ждали от куска кремния разумных поступков, рекомендую закрыться в морозильной камере лет на n-цать - авось к тому времени всеми любимая железяка научится побеждать противника не количеством.

Ррравняйсь!

Всех тех, кто не очень хочет тратить на WarCommander солидную дозу усилий, ждет лишь череда жестоких неудач, ибо с наскока она практически непроходима. Если же Sudden Strike изучен самым тщательным образом, и в данный момент вы не знаете, куда приложить свои таланты, если у вас есть уйма времени и неплохой опыт real-time-стратега - тогда, конечно, милости просим.