Светлая тема

Рецензия на игру WarTorn

Порой мне становится страшно. Страшно от неразрешимости загадки элитарности жанров. Вы не в состоянии понять логику шестиугольных гениев? Долой сомненья, это воргеймовая богема. Бесконечно далеки от умственных заморочек MindRover?? Это не смертельно, не каждый может быть гением. Внушает отвращение убиение невинных оленей и куропаток??? В конце концов, у казуалов тоже есть элита. Затеряться в этой круговерти порой мнимого возвышенного - элементарно, а еще проще - почувствовать себя этакой глуповатой шестеренкой в огромном механизме, своего рода «дуб дубом» в играх... Я не хочу сказать, что WarTorn насквозь пропитан элитной амброзией, но остающийся после него осадок в голове весьма сомнителен.

Игры патриотов

Сюжет RTS давно перестал быть для игроков тайной за семью печатями. Меняется лишь окружающая действительность, а в основном по-прежнему n-ное число рас активно борется за обладание каким-нибудь особо ценным ресурсом, либо стремится к контролю над очередной захудалой Вселенной. Произведение ребят из Eyst уже в этом позитивно опережает конкурентов, представляя на суд пользователей если не претендента на Нобелевскую премию в области литературы, то, во всяком случае, весьма оригинальную историю. Не спорю, конфликты галактического масштаба, основанные на всевозможных шоу будущего, прочно застряли в зубах, и все же идея устроить через несколько веков глобальные сражения целых наций на специально выделенных для этого аренах, тем самым устранив необходимость в изобретении рас, ресурсов и планет, смотрится очень неплохо. Сначала средство для удержания человеческой популяции в разумных рамках, а затем - великолепное развлечение для толп обрюзгших от безделья наших с вами потомков, своего рода мини-войны. Не знаю только, как у них там с расовым вопросом...

Сторилайн в значительной мере влияет на сущность тех разновидностей игрищ, что предлагают нам разработчики. Наиболее лакомый кусочек представляет собой огромный транснациональный турнир, со своей рейтинговой таблицей, подсчетом очков, побед и поражений, в общем, чистейший спорт. Рекомендуется исключительно профессионалам, уже набившим руку на всякой мелочевке. От своей незначительности, впрочем, не теряющей привлекательности. И если одиночная баталия, где весь упор делается на правильный выбор самых сильных юнитов (разумеется, в пределах определенной суммы), а процесс напоминает что-то из разряда тактических перепалок с использованием ограниченных в числе боевых единиц, по определению считается хорошим учебником по изучению сильных и слабых сторон различных родов войск, то походовый режим вообще выглядит какой-то белой вороной. Поклонников шестигранников просьба удалиться и не мешать проведению лекции. Сочетание “turn-based” явно употреблено авторами не к месту, ибо традиционный походовик WarTorn ну никак не напоминает. Конец хода здесь наступает сам, по истечении выделенного времени. При этом, после смены владельца хода время отнюдь не останавливается, просто юниты продолжают выполнять отданные им приказы. На практике выглядит весьма бредово, - только-только отстроенная база внезапно подвергается нападению противника, и то потому, что его скауты оказались проворнее... Судя по всему, попытка отдать дань воргеймерам с треском провалилась, хотя внедрение в процесс контролируемых компьютером союзников в некоторой степени разнообразит противостояние. Плюсуем сюда интересную возможность дизайнить и внедрять собственных юнитов, после чего перспективы становятся необыкновенно радужными...

Почти укрепленные позиции

Успех WarTorn в том, что его составляют фантазии не шаблонов, а идей. К чему придумывать футуристичных юнитов, невиданные названия ресурсов с ошеломляющими свойствами и прочую ахинею? Поле боя - планета Земля, полезные ископаемые - те самые, что мы учили в школе, а войска, по словам авторов, прямиком из Второй Мировой. Подтвердить последний тезис сложновато, поскольку реальные названия техники в игре не используются, но внешний вид винтокрылой авиации говорит о многом. При этом у танков, истребителей и прочих крейсеров ограничены запасы топлива и боеприпасов, они обладают рядом параметров (и накапливают опыт в плане меткости стрельбы), а особо любознательные личности могут даже замерить скорость среднестатистического миноукладчика при въезде на крутую горку. Физика выглядит честно, предельно наглядно это демонстрируют скатывающиеся с холмов покореженные гусеницы и башни, уцелевшие от прицельного попадания.

Редактор формаций к новинкам, в принципе, отнести нельзя, но его появление здесь говорит о том, что разработчики следят за законодателями мод. Степень помощи каждый оценит сам, - есть еще в стане полководцев личности, предпочитающие сумасшедшие пассы мышкой, нежели хлесткие приказы истинного стратега. Что касается местного планировщика атак, то он не столь частый гость в краях RTS, а потому приятно удивляет. Фанаты Rainbow Six поймут меня, ведь так здорово, отбив ряд сумасбродных атак не в меру ретивого соперника, подготовить великолепный штурм и, лишь слегка корректируя зарвавшихся, с самолюбивым выражением на лице наблюдать приход победы...

Кстати, с самой сутью игры, сиречь огромным международным турниром, прекрасно гармонирует реализованный авторами мировой рынок ресурсов, на котором в любой момент можно продать что-нибудь из особо крупных запасов. В мультиплеере, хочу заметить, никто не мешает вам продать излишки, к примеру, угля своему союзнику.

И тем не менее, определенный тоскливый эффект, присущий многим представителям жанра, продолжает вносить пресловутое строительство базы. Ресурсы, к счастью, в плане заботы требуют лишь наличия какой-нибудь шахты или вышки, непосредственной добычей займутся автоматизированные сборщики, да еще эффективности можно добавить, внедрив в здание пяток-другой рабочих. Но раз за разом размещать town hall будущего, отстраивать стандартные заводы и фабрики, отыскивать месторождения ископаемых и рыть туннели (помашем ручкой Earth 2150), чтобы через несколько минут, быть может, наблюдать крушение всего этого великолепия - как же это нудно!

Осторожно: WarTorn!

Увы, «великолепие» в данном контексте - всего лишь гипербола. Впервые мы увидели WarTorn осенью 98-го года, на ECTS. Тогда разработчики представили даже неиграбельную демо-версию, лично у меня периодически виснувшую и не желавшую достойно показывать всевозможные красоты. Слабая память не дает вспомнить, что же красивого там можно было увидеть, хотя надо еще сделать поправку на время демонстрации - два года назад. Сегодня визуальное исполнение потуг Eyst’овских художников на просторах игрового сообщества не котируется. Приговор обжалованию не подлежит.

Навевающие уныние карты, кое-где обрамленные водоемами, пальмами или запорошенные снегом (такое впечатление, что на Земле разом исчезли все горы...), вполне могут удовлетворить заядлого походовика, ибо максимальное удаление от поверхности не позволяет рассмотреть все изъяны, но не мешает полноценному тактическому командованию. К несчастью, любопытный взгляд с трудом, но обнаруживает в неудобном интерфейсе что-то, отвечающее за работу камеры, и это открытие становится началом конца. Если уж быть предельно честным, само управление камерой просто отвратительно, ибо умудряется сочетать в себе и клавиатуру, и мышь. Период разбора с таким неуважением к игроку позволяет отдалить момент встречи с убогими текстурами поверхности, разноцветно-бесформенными кучками чего-то, символизирующими полезные ископаемые, и страшненькими моделями техники. Рано или поздно он наступает, и WarTorn постепенно перестает нравиться, несмотря на попытки привлечь игрока следами от ракет, рушащимися словно карточные домики постройками, уже классической сменой дня и ночи (кстати, пару раз позволившей мне избежать разгрома и сбежать от противника, упаковав постройки на передвижные платформы) вкупе с традиционными включенными фарами, и прочими мелочами вроде катапультирующихся пилотов сбитых самолетов. Вблизи все это рассматривать не стоит, даже если у вас отменное здоровье. Хотя бы ради близких. Иначе совершенно нереальный огонь или кровавые кляксы от подлетающей в воздух пехоты сведут кого-нибудь с ума.

Резюме

Родись WarTorn походовой стратегией, у него было бы на порядок больше шансов завоевать любовь масс. Это ощущение рождается при первом же взгляде на забавно копошащиеся где-то внизу танчики и солдатики, а весьма неплохой AI только помогает его укрепить. Даже в своем нынешнем исполнении игра в состоянии понравиться, но... лишь немногим. Быть может, потом о ней скажут - элита...