Некоторым издателям, мастерам выдумывать восторженные анонсы и описания, следовало бы не стесняться и быть нелепыми до конца. Начали бы, что ли, коробейников продукцией снабжать: русскому квесту — русский сбыт. И кричалки сочинять не надо, ведь уже есть пресс-релизы типа: «Внимание-внимание! Только сегодня! Увлекательная игра по всероссийскому бестселлеру Дарьи Донцовой! Окунитесь в семейные интриги известного политика Медведева! ИСПЫТАЙТЕ ШОК! Станьте частным детективом на восемь часов! Раскройте таинственные убийства и похищения! Суперреалистичная графика, самые логичные головоломки десятилетия, непредсказуемый сюжет, уникальные диалоги!». В подобных текстах обычно зашифрована правда — достаточно заменить несусветные эпитеты на «так себе», «нормальный» и «неплохой».
Дарьины кошмары
«Дело о женщине-кошке» — невыразительный представитель жанра. Серьезных ляпов создатели не допустили, каноны классической 2,5D адвенчуры выдержали, а своего ничего не добавили. Creative Dream заметно выросла со времен «Тани Гроттер», тем не менее, третью пробу тверичей не назовешь по-настоящему качественной. Например, свобода выбора и нелинейность здесь лишь для галочки. Доходит до того, что наша любопытная богачка не хочет гулять по собственному особняку. Локации, которые пока не нужны, чаще всего закрывают. Если же их оставляют открытыми, там действительно совсем нечего делать, даже лясы поточить не с кем.
Персонажи детективной истории любят исчезать и отказывать в светской беседе, хотя это не слишком огорчает. Обещанного «колорита» в чурбанчиках с бесстрастными лицами и плосковатыми характерами нет. Обаяние и глубину им смогут додумать разве что знатоки книжного сериала Донцовой. Кое-где положение спасает актер озвучания. Скажем, истеричная теща, образ сам по себе банальный, вышла убедительнее всех. Зато главная героиня стабильно мажет с интонациями. К тому же в книгах она прямо актриса-самоучка, хитрит как дышит, а тут — практически простушка. В разговорах — минимум намеков на неоднозначность или притворство. Только эпизод в интернате удачно поставили: Даша изображает вальяжную меценатку, а строгая с виду директриса едва сдерживает хищную радость. На естественных жестах, которые могли бы оживить болтовню, сэкономили. Анимация хороша, но из-за общей статичности выпирает с экрана. Иногда проскальзывает динамичная сценка (как с полковником, по-голливудски вбегающим в комнату) или занятная мелочь (у спящего пса подергиваются лапы), однако несколько приятных находок не освобождают от ощущения скованности.
Художники явно старались, но в целом харизмы не хватает и фонам. Скучные мещанские интерьеры, к счастью, разбавлены более живописными видами: пыльным бомжатником, затхлым провинциальным городком и ночной больницей для умалишенных. Мало ли, много ли «фурнитуры» раскладывают в локациях — все равно пощупать почти ничего не дают. Героиню в основном интересуют сюжетные вещицы, и даже предметы, подходящие по логике для решения загадки, она использовать не желает. Чтобы нагреть пузырек и вытащить пробку, женщина тащит дорогую зажигалку из чужого кабинета, побрезговав кухонной плитой и камином. Снять со шкафа банку, встав на кресло, Дарья не может (упасть боится, ненаглядная), и вместо этого палит по ней из пейнтбольного маркера. Несмотря на подобные причуды, трудностей быть не должно: задачки легкие, головоломки — еще проще. Соберите пазл из осколков надгробия, побултыхайте масло в емкостях разного объема, проведите простой химический опыт — такие вот неказистые мини-игры.
Перекати-поле
История чуть ли не один в один списана с книги. Юмористические детали сценарист выполол, оставив детективный скелет с клубком имен, фамилий и родственных связей. Характеры обрисованы общо, и тем, кто не освоил литературный вариант, разобрать мотивы преступников и жертв будет тяжело. Сначала недоумеваешь: отчего Татьяна Медведева, жена матерого бизнесмена и кандидата в депутаты, попросила вмешаться подругу, когда к ней на порог заявилась падчерица, пропавшая десять лет назад? Супруг ликует, бабушка сюсюкает, а она недовольна. Потом надо немного напрячься, чтобы понять, кто, кого, в каком порядке и почему отправил на тот свет, упрятал в психушку, похитил и довел до самоубийства. Без мысленных разжевываний, которых предостаточно на бумажных страницах, расследование кажется суховатым и запутанным.
Поданы хитросплетения толково: Даша аккуратно заносит в записную книжку все данные, отмечает пройденные этапы. Текущие задачи, заметки, досье на подозрительное окружение — не собьешься. Повествование держит неплохой темп, и лишь пару раз в него вклинивают непонятные бытовые блоки. Прием позаимствован у романа; там их заполняли фарс и диалоги, здесь — глупые поручения домочадцев. Ну а в финале можно выбрать один из четырех эпилогов. Жаль, за ответственный подход к вершению чужих судеб награждают всего-навсего газетной вырезкой.
* * *
Хотим мы того или нет, мир Дарьи Донцовой скоро опять настигнет человечество в оболочке «одного из самых заметных проектов 2009-го года среди приключенческих игр». Любите и жалуйте — «Евлампия Романова: Нежный супруг олигарха»! Впрочем, не стоит драматизировать. Наверное, у каждого игрока, знакомого с русскими квестами последних лет, от «Даши Васильевой» останется сильное положительное впечатление просто потому, что по уровню исполнения этот бульварный проект намного опережает какую-нибудь «Зону». Неужто зреет новый стандарт массовой отечественной адвенчуры?