Объявившаяся в начале 1990-х комик-труппа «Маски» стала для России тем же, чем в свое время обернулась другая группа товарищей, «Монти Пайтон», для всего мира — революцией. Новый, небывалый юмор, без границ и запретов, высмеивающий все подряд… Только «у них» действие протекало под видом сумбурной театральной постановки, а «у нас» балом правила чистейшая клоунада. Шоу Георгия Делиева и его команды любили, многоликие герои ушли в народ, а богатые на шутки и трюкачество сюжеты собирали у экранов целые семьи. Увы, веселые, несуразные эпизоды незаметно отступили под давлением эстрадной чернухи. Воз и поныне там, правда, без Владимира Комарова. Колоритный персонаж с выдающимся черепом покинул коллег на рубеже веков, успев напоследок шепнуть идею «игры по мотивам» известной компании.
Маски и смысл жизни
Дело в том, что у «Монти Пайтона» тоже были игры по мотивам: нелепая Flying Circus от Core Design и трилогия от 7th Level — сумасшедшие, ни на что не похожие интерактивные хроники, приправленные дикой смесью адвенчуры, аркады, головоломки, видеоматериалов и авторских задумок. Одним словом, Complete Waste of Time. Кстати, непосредственное участие в разработке принимали и сами комики.
Наиболее связной в этом плане вышла The Quest for the Holy Grail. Именно на нее, похоже, равнялись в Lazy Games (небезосновательно, как мы выяснили). В оборот пустили четыре серии «Масок», откуда с успехом и понадергали важные составляющие геймплея: фигурки актеров, их движения, а также музыку и знакомое звуковое сопровождение. Нарезки были рассеяны по небольшой площади игры в произвольном порядке, с претензией на всепоглощающую абсурдность.
Большинство, вероятно, не увидит смысла в непрекращающемся щелканье по уголкам экрана и активным точкам, из которых так и норовит выпорхнуть оголтелый силуэт, летающая корова или рота солдат. Однако до английского безумия «Маскам» далеко. Тусклая, дешевенькая обстановка, скудная на детали, таит в себе скромный набор анимации и неожиданных приколов. Сценками, когда, скажем, голова колдуньи отделяется от тела и начинает с гиканьем метаться, закидывая нас сушеной воблой, здесь не потчуют. Умеренность — вот основной недостаток «Маски-шоу».
Маски в нокдауне
На столь благодатной почве, вооружившись не менее добротными находками, можно было взрастить грандиозную пародию, беспринципный рассадник бреда и аллегорий, перемешанных в огромную кучу смехоматериала. Как в «Святом Граале». Но соотечественники поскупились, снабдив творение идиотским сюжетом и уймой мини-игр, перемежающихся неким подобием адвенчуры. Всплески гениальности редки и непродолжительны. Отстрел конечностей «умирающему лебедю», издевательства над инвалидом, охота на голубя мира… «Не по правилам!» — уже не стилистика, и служит разве что для разбавления мелких перебежек между локациями.
Бегать же предстоит в шкуре самого Комарова. Вернее, его образа — гарного хлопца с характерным чубом на макушке, то разыскивающего «ветеранов» для съемок фильма («„Маски“ в кино»), то заставляющего их работать, то организующего концертное выступление («„Маски“ в опере»)… Однообразно до остервенения, но главное — непродуктивно. Хотя вставные забавы нельзя не отметить. Помимо очень стандартных задачек вроде прогулки по минному полю или классической «Puzzle», попадаются и достаточно интересные. Например, перестановка декораций в здании т.н. военного театра («„Маски“ в армии»), где приходится создавать необходимый фон подручными средствами. А гримировка помятого артиста? Натурально (иной раз чересчур) и весело.
Все это благолепие обрамлено диалогами и обыденными предметными заданиями. Разговоры не озвучены, что соответствует духу сериала. Картонки общаются несвязными звуками, а их слова конспектируют облачка. Несчастье номер два. Текст в приключении крайне примитивный, фразы — несмешные, высосанные из пальца. Странно видеть такое после, в общем-то, прилично написанной «Мама не горюй». Кое-что, впрочем, перекочевало из оригинала, как и некоторые ситуации. Допустим, в районную поликлинику («„Маски“ в больнице») можно проникнуть, лишь предварительно посмотрев эту серию. Или же путем яростного пиксель-хантинга.
Маски на покое
Казалось бы, есть предпосылки для хорошей игры. Простой разгильдяйской игры — такие нечасто встретишь в наше время, а уж грамотно сделанные — и подавно. Вот им можно простить все. Но — не сложилось. Несмотря на отлаженный в кои-то веки движок от K-D Lab (он почти незаметен) и отличный звук, никакой легкости и вычурности повествования не ощущается. Неприметная по сегодняшним меркам графика, малая интерактивность и досадная скоротечность превращают достойный задел в тривиальный сборник аркад/головоломок. Жаль.
P.S. Видео, которое могло бы заполнить уже привычное двухдисковое пространство продуктов «1С», почему-то ограничено минутным роликом на фоне титров. А Monty Python, помнится, не скупились на вставки, даже эксклюзивные сюжетцы снимали…