- Главная/
- Игры/
- 10 Pro Board Games/
- Рецензия
До чего же приятно, наверное, делать компьютерные варианты настольных игр. От разработчиков не требуются чудеса изобретательности, нужно просто сделать симпатично и удобно.
До чего же приятно (совершенно точно) рецензировать компьютерные варианты настольных игр. Не нужно оценивать оригинальность концепции и смелость замысла, достаточно просто оценить, насколько все симпатично и удобно. Вот, например, 10 Pro Board Games от Global Star Software предлагает нам сыграть в шахматы классические, шахматы китайские, заморские шахматы - японские, нарды, реверси, го, гомоку, 4-in-line, бридж и шашки.
Давно не брал я в руки шашки... еще с Гражданской
Начнем, пожалуй, с самого традиционного - с шахмат. Надо сказать, что реализованы они очень даже прилично и на фоне других подобных сборников выглядят вполне достойным соперником. Радует количество сервисных возможностей: можно не только выбрать новые «скины» для доски и фигур, сменить систему нотации или настроить уровень игры компьютерного оппонента, но и подглядеть за тем, как «думает» компьютер или просмотреть список возможных ходов с комментариями. Словом, не Chessmaster, но неплохо.
В начале девяностых многие из нас смогли на собственной шкуре убедиться в том, что товары делятся на три категории: качественные, некачественные и китайские. Действительно, нашим юго-восточным соседям присущ свой, глубоко личный взгляд на все вопросы мироздания. Если вы имели удовольствие играть в Hoyle Board Games 2000, то наверняка уже успели столкнуться с китайскими шашками, бессмысленными и беспощадными. Здесь же нас ожидают китайские шахматы. Кстати, это не так уж и страшно - игра относительно недалеко ушла от обычных шахмат: прибавилась новая фигура, пушка (эдакий «апгрейженный» вариант ладьи, каждый из соперников получает их по паре), игровое поле разрослось до размеров 9 на 10, а посередине его пересекла «река». Вот эта «река», пожалуй, самое занятное в китайских шахматах: дело в том, что, например, слоны по правилам вообще не могут ее пересекать и играют только в защите, а пешки, наоборот, перейдя реку, приобретают возможность ходить не только вперед, но и вбок.
Но полный, извиняюсь за выражение, отвал башки и рак мозга - это японские шахматы, или, как они называются официально, «сёги» (shogi). Поле 9 на 9, по два десятка фигур на брата, но сколько возможностей! Начиная с того удивительного факта, что взятые фигуры не снимаются с доски окончательно, а попадают «в плен», и могут впоследствии быть использованы в игре новым хозяином (при этом он вправе «десантировать» их на любое свободное поле), и заканчивая массой возможностей для превращения, которому здесь подвержены практически все фигуры. Говорят, сам Гарри Каспаров с честью продул партию в сёги рядовому японскому любителю. Охотно верю.
Хотя называть сёги «японскими шахматами» несколько некорректно хотя бы потому, что реальный статус «японских шахмат» (пусть и в переносном смысле) носит другая игра, и имя ей - го. Увы, по достоинству оценить го сможет только человек с восточным складом ума. Рядовой российский школьник просто примет ее за компьютерную инкарнацию легендарного «феодала» или «точек». На первый взгляд, это действительно так, поскольку конечная цель - захватить максимально возможную территорию, окружая при этом не только бесхозные земли, но и «пограничные отряды» противника. Но попробуйте стравить друг с другом двух компьютерных противников и посмотрите, как они играют! Какая истинно восточная неторопливость и какое утонченное коварство! Нам, европейцам, с нашей приверженностью к «силовой» игре и стремлением как можно скорее ввязаться в конфликт (да-да, знаю, отучаемся говорить за всю сеть), трудно понять философию такой простой, на первый взгляд, игры. Но «трудно» - не значит «невозможно».
Очередная забава с фишками-камнями - гомоку (в каком-то каталоге фриварного софта видел название «гомоки» и страшно смеялся). Игра очень популярная, времени и листочков в клетку на нее извели ничуть не меньше, чем на те же «точки», правда, не все знают, что та самая усложненная версия «крестиков-ноликов», где на большом поле необходимо выстроить в ряд не тройку, а пятерку своих символов, и называется гомоку. А вот еще одна вариация на ту же вечную тему - 4-in-a-Line - для нас пока относительно внове (хотя в уже упомянутые Hoyle Board Games 2000 она входила, под названием Line‘em Up!). Здесь нужно выстроить в ряд всего четыре символа-фишки, но игровое поле расположено не горизонтально, а вертикально. Поэтому, сами понимаете, поместить фишку в любую точку игрового поля не получится - гравитацию еще никто не отменял, и если фишка не найдет опоры, она свалится вниз. Такой вот гибрид гомоку и тетриса.
Далее - бридж. Я бы, конечно, предпочел преферанс, ну так кто ж меня спрашивал? Бридж так бридж. Ощущения в целом привычные, хотя необходимость при торговле учитывать не только свои карты, но и карты партнера, приятно щекочет нервы. Что меня поразило больше всего, так это экран настройки правил торговли. По правде говоря, я уже и не помню, когда в последний раз взирал на игру с таким же чувством легкого отупения, переходящего в глубокий ступор. Черт возьми, да в глазах барана, разглядывающего новые ворота, было больше интеллекта, чем в моих парных органах зрения в момент изучения всех этих малопонятных простому смертному ‘Pre-emptive opening’, ‘Jacoby transfer’ или ‘No Baron nor Stayman’ (пришлось срочно бежать читать хелп)! А вот сами компьютерные игроки разочаровали. Встретился бы с такими за преферансом - домой точно ушел бы с набитыми деньгами карманами и полными сумками чужой одежды.
На шашках, нардах и реверси подробно останавливаться смысла не вижу, скажу просто: их есть у нас. Сделаны неплохо, но никаких причин выделять именно эти реализации из числа прочих нет.
Вам мат, товарищ гроссмейстер
А вот претензии к 10 Pro Board Games есть. Слишком уж все эти игры разношерстно оформлены. Нет ощущения целостности; кажется, что разработчики просто собрали весь свой актив, приделали к нему оболочку и сочли свой труд законченным. Пожалуй, «кажется» - даже не то слово, я совершенно уверен в том, что именно так они и поступили.
Одни игры запускаются строго в полный экран, другие только в окне. В половине для того, чтобы задать уровень игры противника, сразиться с живым соперником по сети или в режиме Hot Seat, достаточно начать новую игру. В другой половине для этого приходится долго ползать по разнообразным меню. Тулбары - где в лес, где по дрова. Не премину также заметить, что сам по себе стандартный интерфейс Windows мало у кого вызывает теплые чувства, а навязчивый вопрос ‘Save changes to Untitled?’ по завершении каждой партии выведет из равновесия даже Мистера Флегматичность-2000.
Хотя в целом набор довольно неплохой, сами по себе игры сделаны добротно, так что не покривлю душой, если порекомендую 10 Pro Board Games всем любителям скоротать вечерок за шахматами, шашками или нардами.