- Главная/
- Игры/
- Anno 1503. Коллекционное издание/
- Рецензия
За прошедшую пятилетку игры, подобные 1503 A.D., выделились в стратегический подвид «немецкий симулятор средневекового бургомистра», пользующийся бурным успехом на исторической родине. Несмотря на специфичность игрового процесса, всевозможные Settlers, Cultures, Patrician, Nations и Knights & Merchants удостаиваются восторженных рецензий, собирают неплохую кассу и регулярно обзаводятся сиквелами. По всей видимости, причина столь трепетной любви жителей Германии к такого рода продукции лежит в той же плоскости, что и ответ на вопрос, почему российские игроки раскупили весь тираж «Князя».
A Whole New World
Как и вышеупомянутые игры, 1503 A.D. с первых же секунд настраивает нас на тягучий, почти медитативный лад. Слово «быстро» означает действие, совершающееся в промежутке от 5 до 30 минут. Под «базой» подразумевается полноценный город с хорошо развитой инфраструктурой. Скромный перечень ресурсов состоит из золота, древесины, инструментов, кирпичей, гранита и еще сорока восьми наименований. Покосившаяся избушка, окруженная картофельным полем, — лишь вершина сельскохозяйственного айсберга. Впереди нас ждут плантации пшеницы, пряных трав, табака, шелковицы, сахарного тростника, индиго, хлопка, марихуаны (из нее получаются неплохие веревки, если кто не в курсе), виноградники, пара животноводческих ферм и полный комплект зданий горнодобывающей индустрии. Слабонервным читателям, решившим, будто они имеют дело с заторможенной версией Age of Empires, близкое знакомство с игрой может стоить нескольких упаковок валидола — объем исчерпывающего списка сооружений здесь в несколько раз больше.
Происходящее отчасти напоминает SimCity, если сделать поправку на шестнадцатый век и забыть о том, что карты в 1503 A.D. состоят из дюжины сравнительно маленьких островов. Географический реализм принесен в жертву разнообразию: на площади в несколько сотен квадратных километров мирно уживаются африканские саванны, заполярная тундра, североамериканские прерии и европейский хвойно-лиственный лес. Яркие, временами даже излишне сочные краски, обилие праздношатающегося зверья и… жесткие ограничения на выращивание растений и животных. Хлопок не растет в березовых рощах, равно как виноград — на снегу. От того, в какой климатической зоне будет заложен город, зависит его торговая политика, да и вся дальнейшая стратегия в целом.
Впрочем, ходить за солью и спичками к соседям нам придется несколько позже. Пока что государство состоит из набитого припасами корабля и грустного скаута с осликом, осматривающего терра нова на предмет присутствия полезных ископаемых. Выгодное местоположение гарантирует минимум половину успеха — как показывает практика, попытки дотянуться до горы, расположенной на другом конце острова, замедляют и без того вялотекущее развитие нации.
Тяжелые будни
Отгрохав на побережье склад, будущий мэр процветающего мегаполиса с головой погружается в рутину логистики. Считая себя приличным градосимом, 1503 A.D. скрупулезно учитывает все мельчайшие факторы: расположение и качество дорог, радиус покрытия зданий, наличие деревьев близ сторожки дровосека, потребности народа в материальной и духовной пище… Эффективность достигается за счет обдуманного расположения построек. Прядильня должна стоять вплотную к овцеводческой ферме, хлебопекарня — тесно связана с мельницей, рынок, куда неутомимый мальчик-с-тележкой регулярно складывает товар, обязан охватывать максимум полезной площади… Остается лишь радоваться, что разработчики не взяли на вооружение печальный опыт Knights & Merchants. Там, если кто еще помнит, нехватка свежих булочек в столовой ставила на колени всю промышленность, а исход сражений зависел от своевременных поставок пива с сардельками на поле брани.
Впрочем, и у обитателей 1503 A.D. есть нужды. Первые поселенцы, ютящиеся в хлипких лачугах, хотят немногого: еды, дубленой кожи да пару тряпок, чтобы срам прикрыть. По мере удовлетворения запросов пионеры наращивают жирок, превращаются в поселенцев, перестраивают жилища и начинают задумываться о том, как вкусно поглощать жареных кабанчиков с солью и специями.
Дальше — больше. Поселенцы трансформируются в горожан, а затем — в купцов, не переставая при этом расширять список предметов острой необходимости. Замыкают эволюционную цепочку аристократы, прописывающиеся в специально построенные особняки; напудренные сливки общества и дня не мыслят без театров, парков, вина и лавочек, торгующих норковыми манто. Затягивать с исполнением желаний не рекомендуется — оставшись без благ цивилизации, горожане дичают, частично вымирают и постепенно скатываются к тому, с чего начали. А там и до восстания недалеко.
Откуда столь пристальное внимание к проблемам населения? Все просто: появление новых «листьев» на древе наук зависит от количества и ранга жителей. Набралось 120 пионеров — получите церковь. Сумели дотерпеть до появления тысяча пятисотого человечка — можете строить театр и украшать улицы стрижеными кустарниками. Есть в игре и традиционный способ изучения технологий — школы и университеты со временем накапливают некое абстрактное «знание». На эту своеобразную валюту «приобретаются» военные разработки и дополнительные постройки вроде колодца или пожарной станции.
Международная торговля, неумелая реализация которой едва не вогнала в гроб 1602 A.D., перестала скалиться и научилась работать на «автопилоте». Обнаружив соседнее государство либо очередное племя африканцев (монголов, эскимосов, ацтеков, бедуинов, индейцев), мы выводим на чужой берег скаута для разведки содержимого склада и заключаем пакт о сотрудничестве. Теперь остается проложить маршрут купеческого судна и указать места погрузки/выгрузки товара с помощью удобного меню — остальное игра сделает автоматически. Правители без моральных принципов приглашаются к сотрудничеству с пиратами. Одноглазые не только с радостью сбагривают наворованное, но также готовы атаковать «заказанное» государство. Флибустьерская услуга, разумеется, обходится в кругленькую сумму.
С дипломатией мороки еще меньше. Есть три основных кнопки — подружиться, объявить войну и потребовать дань. Подарки доставляются по морю на специально выделенных для этого кораблях, идущих под белым флагом. До эксцессов дело доходит крайне редко, — разработчикам удалось написать AI, подстраивающийся под стиль поведения игрока. Пацифисты, не склонные к насильственному решению проблем, вольны заниматься градостроительством без опаски увидеть под окнами замка толпу разъяренных зольдатен соперника.
Война как лекарство от скуки
Но вот что любопытно: чем шире расползается наш поселок, чем активней мы насаждаем Deutsche Ordnung, тем сильнее терзает душу крамольная мысль — а много ли функций у губернатора? По сути, за исключением опции «остановить работу такого-то здания» и упоминавшихся выше торговых связей, у нас нет властных прав. Мы не можем регулировать процентную ставку налога (таковой попросту нет) и устанавливать цены на различные продукты. Более того, 1503 A.D. не предоставляет детального отчета по прибылям и убыткам, в результате чего уже к середине миссии становится невозможно точно определить, откуда берутся и куда утекают деньги.
Мы не в состоянии приказывать кому-либо, за исключением кораблей и бойцов регулярной армии. Внутриполитическая грызня и подковерные страсти остались за рамками проекта. Преступность в явном виде отсутствует, эшафот и окружной суд работают в автономном режиме. Примитивность идиллической вселенной подчеркивает отсутствие смены сезонов, погодных условий и цикла «день-ночь». Лишь изредка на подведомственные территории обрушиваются потоки лавы, засуха, чума и пожары. Увы, но, в отличие от SimCity, здесь запрещено играть в демиурга, вызывая форс-мажорные обстоятельства небрежным щелчком мыши.
Временами от тоски спасает война, всегда являвшаяся одним из любимых развлечений человечества. 1503 A.D. аккуратно копирует механизм сражений с Age of Empires 2, не забывая делать поправку на масштаб. До боли знакомая «резиновая» рамка, набор основных построений отряда и бесхитростный баланс сил в духе «камень-ножницы-бумага» — все в лучших традициях домов Ensemble и GSC.
Однако есть и отличие. Если в «Завоевании Америки» создание боеспособных армии и флота уходит от силы 20 минут, то детище Sunflowers требует для достижения тех же целей как минимум 2-3 часа. Поэтому разборки с соседями в режиме «Free Play» являются скорее последним доводом, чем насущной необходимостью. В конце концов, жизненно важные товары куда проще обменять по бартеру, нежели гробить тонны ресурсов на организацию и поддержку милитаристской машины. Полководцы поспешно ретируются в классические RTS (либо пробуют «на зубок» сюжетную кампанию и сценарные миссии), а приверженцы мирного развития страны ограничиваются возведением оборонительных рубежей и возвращаются к плантациям.
В поисках утраченного «изюма»
Одним наш вывод покажется хвалой, другим — хулой. 1503 A.D. — не более чем еще один продукт из серии «сим-бюргер». Сочная 2D-графика, разнообразие природных пейзажей, зданий и юнитов, ласкающая ухо музыка не в состоянии скрыть дефицит оригинальных идей и общую незаконченность дизайнерской мысли. Игра теряется на фоне серой массы многочисленных конкурентов. Многопользовательский режим вырван с мясом (в главном меню на месте искомой плашки зияет дыра), и только таблица рекордов по мере сил поддерживает угасающий интерес к повторному прохождению.
После недельного общения с творчеством коллектива Sunflowers в памяти остаются красивые панорамы городских кварталов, недурственный intro-ролик, приятная обработка известной песни «Scarborough Fair» и… и… всё.