Стратегическая серия Anno прокладывает путь к сердцам покупателей с поистине немецкой последовательностью и педантизмом. Кто-то еще не понял основную идею? Повторное изучение азов гарантировано. В моде графические трехмерные красоты и «живая вода»? Все добротно построено и тщательно отполировано, а что до морского прибоя и волн, то, возможно, даже на реальных Карибах они выглядят не столь убедительно. Интеллектуалам отгружена зубастая экономика и недремлющие соперники. Перед таким натиском не устоит ни один мирный бюргер. И не только…
Фруктовый вкус
Незатейливый вступительный ролик повествует о кратких, но успешных переговорах брутального мореплавателя с королевой неназванного европейского государства в начале XVIII века. Конструктивный диалог свелся к банальному принципу «покажите мне деньги, и все получится». После того, как нахальный визитер расписал в красках грядущую несусветную прибыль, повелительница сдалась и отправила его покорять Карибские острова.
Скриншоты166
Знакомство с экзотической местностью и нравами наводит на мысль, что авторы давным-давно прошли курсы кройки и шитья белыми нитками. Ландшафты произвольно генерируются от миссии к миссии (и правда, кого волнует география?), а развесистая клюква вместо исторических реалий уже не удивляет. Уверенный дрейф в сторону сказки усиливают насыщенное, почти детское оформление и игрушечный интерфейс. Другое дело, что под этой оберткой лежит матерая стратегия, повергающая в ступор неофитов, привлеченных «радугой фруктовых ароматов».
Сторилайн заканчивается чуть ли не там же, где начинается. Получив королевское благословение, герой (или героиня) отчаливает в далекие края, а точнее, в меню одиночной или сетевой игры. Тут никаких роликов и развития истории нет. Взамен кампании — десяток отдельных миссий. Набор сценариев использует все доступные уровни сложности и приятно разнообразен — то бездарный родственничек завалил хозяйство, и мы изображаем кризисного управляющего, то главный бандит испытывает нас на прочность, и т. д.
Продравшегося через непростое строительство и военные стычки победителя навещает королева, дарующая независимость его маленькой, но гордой стране. Поклонник серии Caesar лучше кого бы то ни было оценит интересный нюанс: здесь можно отбиться от флота недовольной власти и завоевать вожделенный свободный статус. Причем его дадут сквозь зубы, признав свое поражение, что доставляет дополнительное удовольствие.
За впечатляющим обликом скрывается та же суть, что и в 1503 A.D.. Обосновавшись на первом островке, мы исследуем либо покупаем карту архипелага и начинаем ползать по ней, отыскивая недостающие ресурсы. То, что не растет поблизости, надо изыскивать в округе; скажем, изголодавшиеся по бананам северяне вынуждены посылать корабли на юг. Конечно, никто не мешает закупать необходимое у соседей… если при виде цен челюсть не упадет на пол, а руки не зачешутся объявить войну наглым спекулянтам.
Грамотная организация производства и торговли — залог баланса, и без вдумчивого планирования не обойтись. Традиционная головоломка — поиск места — осталась неизменной: заснеженный север, средняя полоса и тропический юг в равной степени не способствуют вольготному расселению. Чудовищный минус — отсутствие вменяемой статистики. При том, что микроменеджмента в избытке, территории разрозненны, а от изобилия товаров глаза разбегаются. Зато в периоды благоденствия приплывают гости («honor guests»), на время своего пребывания дающие солидные бонусы.
Уяснив производственные цепочки и область влияния зданий (или просто вспомнив 1503 A.D.), можно приступать к созданию крохотной империи. В ход идет безудержная экспансия, подкрепляемая искусной дипломатией и бесхитростной демонстрацией силы. Экономические связи скрепляют шмыгающие повсюду торговые суда, которые с определенного уровня надо охранять. Злобные пираты и не думали никуда уплывать, перебравшись в новую часть в полной боевой готовности.
Островитяне
Растущее население со временем превращается из грубоватых первопроходцев в изнеженную аристократию. Пять социальных слоев, требующих возведения некоторых строений, сохранены. Дерево технологий подпитывают школы и университеты, выдающие кучу полезных изобретений. Дабы народ (и игрок) не расслаблялись, иногда мир сотрясают всяческие стихийные бедствия. И если можно одолеть пожары за счет продуманного размещения огнеборцев или избежать вулканической активности, вовремя убравшись из опасной зоны, то чума, землетрясения и ураганы убивают в прямом и переносном смысле. Наблюдая за непредсказуемым вихрем, пересекающим город и легко поднимающим в воздух дома и деревья, остается молиться или материться, чтобы он не задел дорогостоящие постройки.
Последние отличаются многообразием и забавными деталями. Например, кошки проживают в особняках вместе с элитой, тогда как верные собаки появляются намного раньше и честно разделяют с хозяевами неурядицы (вообще фауне уделено особое внимание). Вид городка изменяется по мере роста. Свободно вращаемая камера подчеркивает симпатичную наружность 1701 A.D., благо, картинки при минимальных и максимальных настройках разнятся несильно.
Посмотреть есть на что — 8 миллионов евро, потраченные на разработку, отработаны на отлично. Графика великолепна; океан так хорош, что хочется экспортировать и заливать его цистернами в проекты конкурентов и смежные жанры заодно. Отражения, игра света и тени и надлежащая детализация цепляют стальной хваткой. Плоды усилий Related Designs, студии из Майнца, впечатляют. А ведь в Castle Strike, America: No Peace Beyond the Line и No Man's Land ничего выдающегося не назревало и не предвиделось.
Колонисты живо реагируют на происходящее, радостно гогоча «на камеру», когда все тип-топ, и оглашая окрестности критическими возгласами, когда что-то не ладится. Естественно, важнейшая из забот — обеспечение подданных. Если нерасторопный губернатор не нашел в себе сил быстро окучить соседние районы или хотя бы наладить закупки, населенный пункт скорбно сползает на предыдущие ступеньки. Бытовые нужды своеобразны: обучающий модуль сначала демонстрирует добычу простой еды, затем идет ткань на одежду, а дальше… алкоголь. Непонятно, зачем цивилизации с такими одиозными приоритетами развиваться, однако в будущем избалованная знать способна удивить многочисленными капризами.
Более или менее изощренную дипломатическую линию, предусматривающую шпионаж и коварные предательства, заглушает типично скромная военная система. Силовое воздействие, предлагающее красочные зрелища вроде кавалерии, героически выходящей из ворот навстречу врагу, по-прежнему схематично. Итог очередной свалки «стенка на стенку» предсказуем. Морское сражение сводится к лаконичным указаниям, кем и кого атаковать, и в дальнейшем отводит нам роль зрителя. Толком поживиться на батальных победах не выйдет, да и содержание войск влетает в копеечку.
Основой же уверенного продвижения, как и прежде, служит стремительный захват доступных территорий и интенсивная застройка. Прирожденные агрессоры окажутся в своей стихии; впрочем, для неспешной возни есть «песочница» (режим «Playground», где нет никаких подсчетов, а первостепенная задача — построить романтические средневековые города, не думая о деньгах и исходных материалах в принципе).
Большая и сочная
Достоинства подчеркнуты, часть недостатков благополучно утоплена в морях. Особенно приятно, что игра лишена некоторой доли занудства, свойственной предшественникам. Иначе говоря, 1701 A.D. — один из немногих примеров удачного развития стратегической серии.