Игры серии 18 Wheels of Steel разрабатывают так, как будто собирают детский конструктор. На ковре разложены «детали» — идеи, когда-либо реализованные в предыдущих частях. Что-то добавили, что-то убрали – вот и вышла новинка. Разделение игрового мира на три карты – из самого первого Hard Truck, система миссий – напоминание о временах Pedal to the Metal и Convoy, левостороннее движение – из «золотого» издания Euro Truck Simulator. Extreme Trucker похожа на всех своих предков сразу, но — удивительное дело! – достаточно сильно отличается от них концепцией.
Конец американской мечты
Семь раз игроки начинали с нуля, на плохоньком тягаче, надеясь, что упорный труд на ниве грузоперевозок приведет их к развитому бизнесу и миллиону долларов в кармане. В восьмой раз исполнить американскую мечту не удастся. Мы выбираем одну из случайно сгенерированных миссий, выполняем ее и… возвращаемся обратно с определенным количеством очков. Уровень опыта постепенно растет, открывая доступ к новым картам и грузам и увеличивая число предлагаемых поручений. Заполучить все три карты – задача простая, решаемая за несколько часов, но чтобы достичь максимального ранга, нужно потратить немало времени. Вопрос только в том, хватит ли терпения досидеть до конца.
Очевидно, разработчики внимательно изучили многочисленные моды к своим играм и сделали кое-какие выводы. Наконец-то появились одиночные грузовики, а виды за окном не вызывают прежней зевоты. Первая локация – побережье Северного Ледовитого океана, зимник между канадскими поселками Туктоятук и Инувик. Фанатам дальнего боя он известен по второму сезону сериала Ice Road Truckers. Трассы в основном проложены по поверхности замерзших рек и озер, так что будьте осторожны, проезжая по потрескавшемуся льду. Да-да, впервые в 18 Wheels of Steel можно провалить задание! Если ехать аккуратно, объезжая гиблые места вслед за ИИ, проблем не возникнет. Зазеваетесь — купание в ледяной воде обеспечено.
Вторая локация – австралийская степь, полная противоположность североамериканской тундре. Жара, выжженная солнцем почва, кен… Нет, кенгуру не видать, и единственная опасность для дальнобойщиков – обгоны на узких двухполосных шоссе. Трафик еле ползет, однако обгонять его не так просто, когда ваш Road Train тянет два, а с ростом уровня – и целых пять полуприцепов. Впрочем, в большинстве случаев спасает обочина.
Зато в горах Боливии никакая обочина не спасет. Последней нам выдают «дорогу Юнга», считающуюся опаснейшей трассой на Земле. Конечно, игра куда дружелюбнее реальности. Самая любопытная особенность этой местности – левостороннее движение. Причем руль, как и на всех боливийских авто, стоит с привычной левой стороны, поскольку в здешних условиях гораздо важнее следить за внешней стороной поворота, чем за внутренней. Семьдесят километров непрерывного серпантина, скользкой грунтовки и отвесных обрывов. Не вписался – и уже летишь в пропасть. Неудивительно, что компанию фургонам и самосвалам тут составляет лишь один тягач.
Хотели как лучше
Новые карты, интересные с точки зрения вождения, – безусловно, хорошо. Но уж больно они маленькие, да и реального соотношения расстояний не отражают. Тысячемильный перегон по австралийской степи отнимает те же 15-20 минут, что и 70 километров по южноамериканским джунглям. Более того, игровое время везде течет по одним и тем же часам. Поэтому, выехав из прибрежной Порт-Огасты в 7 утра, до сердца зеленого континента мы добираемся в 13:00. Стаханов умер бы от зависти, узнав о подобном перевыполнении плана.
Кстати, брифинги содержат скрывавшуюся ранее информацию – теперь мы знаем, сколько весит перевозимый груз! Правда, решив, что обилие данных вредно, авторы засекретили абсолютно все, что касается грузовика. И если внешность узнается без труда, а количество передач можно сосчитать, то объем и мощность двигателя — вечная тайна. Действительно, зачем вникать в подробности? Колеса крутятся — и нормально.
Экстремальные условия раскрывают недостатки физической модели, не столь заметные на ровных автобанах. Да, машины скользят по льду (могучий четырехосный Western Star почему-то пуще других), прицепы обладают ощутимой инерцией, но и только. Высоченные грузы не перевернут автопоезд и в самом крутом вираже, военный ЗиЛ-131 так и останется без переднего ведущего моста, визуальных повреждений по-прежнему нет, моделирование работы подвески существенно уступает даже масштабным образцам завода «Агат». Сцепка «тянитолкай» и вовсе выглядит издевательством над здравым смыслом. Замыкающий тягач болтается словно тряпка на ветру и заставляет в поворотах пристально смотреть в зеркала – вдруг улетит в сугроб? Естественно, о том, что в таких составах груз тянут оба автомобиля, разработчики и не вспомнили. Да и едва ли это можно было выполнить силами давным-давно состарившегося движка Prism3D. Вот и стоят «Вестерн Стары» в главном меню как памятник нереализованным амбициям.
Большим подспорьем для игры стала бы пресловутая атмосферность. Но и здесь не все ладно, в первую очередь из-за звука. Вы можете представить себе дряхлый латиноамериканский Volvo без китайского кассетника, гремящего хитами Марии Кончиты? Или бородатого канадского трак-драйвера, за весь рейс так ни разу и не поделившегося с коллегами свежим скабрезным анекдотом по CB-связи? А в SCS Software могут! Что мешало вернуть магнитолу и рацию – совершенно непонятно. В итоге любая поездка проходит под унылый гул неотличимых друг от друга моторов да крики странных черных птиц, водящихся сразу на трех континентах. Превосходное снотворное.
* * *
Игра, достойная своих предшественников, – не значит «достойная игра».