Не будь войны, мы, наверно, все
равно улетели бы на Марс,
чтобы жить здесь, по-своему, создать
свой образ жизни.
Земной цивилизации понадобилось бы
лет сто, чтобы еще
и Марс отравить. Теперь-то, конечно…
Рэй Брэдбери, «Марсианские
хроники»
Зловещие марсиане 2
«Дилемма 2». Вот так, просто и ненавязчиво. Вы, конечно, помните претенциозную игру курян 2006 года выпуска? Да, в общем, если и не помните — не страшно. Несмотря на т.н. «окончание научно-фантастической дилогии», сюжеты почти не стыкуются. Амнезия застает врасплох заспиртованного героя, и постапокалиптическая сказка стартует с нуля. Авторы словно отмахнулись от прошлых заслуг, заодно с обликом подопечного поменяв концепцию, цель и место действия. Мы летим на Марс! Колонизированное небесное тело, где, супротив оптимизма советских песен, яблонями не пахнет. Вопрос «Кто я?» висит в списке задач вплоть до самой развязки, какая уж тут ностальгия.
Обложка превращает заголовок с порядковым номером в «Дилемму в квадрате». Следуя логике, перед нами даже не вторая часть, а некое переосмысление оригинала стараниями более опытной команды, подросшей и в творческом, и в финансовом плане. Что-то в этом, несомненно, есть. Бледное пятно опанкротившегося «мальчика на побегушках» (по его же горькому признанию) скачет от одной группировки к другой в надежде освежить память. Практически дословный пересказ дебютной истории, разве что с упором на галактические хроники. Деления на плохих/хороших здесь не существует, вопреки увещеваниям с обеих сторон. Подконтрольные оккупанты с бывшими хозяевами планеты в головах заверят, что жить стало лучше, стало веселей. Горстка отщепенцев-сопротивленцев возразит: мол, что за жизнь под контролем хозяев, пускай и бывших? На колбасу их! И бедняге пацифисту с задатками профессионального убийцы предстоит плестись чуть ли не на ощупь, выбирая, кому верить, а кому — врезать. И снова выбор.
Направо пойдешь — налево придешь
Маленькая гордость 4Reign Studios получила дальнейшее развитие, в чем мы ни капли не сомневались. Больно скрипучим вышел «разветвленный» механизм в первый раз. Нынче винтики тщательно смазаны и дают вполне осязаемый эффект. «Эффектус круговоротис», говоря научным языком. Волевые решения, которые традиционно сведены к метанию меж двух вариантов, влияют на судьбу экспериментатора лишь косвенно, позволяя промотать кадры в несколько ином порядке. Скажем, в тюрьму вы можете попасть по принуждению, по спецзаданию либо «па ашипке, сами ми не местные», в зависимости от поведения. Но что попадете — гарантировано. И дерзкого побега вам в конце концов не избежать (пардон за каламбур). Различия кроются в мелочах: вырубить охранника или обокрасть, намять бока монстру или побеседовать с ним, пролистать дневник вдоль или поперек…
На фоне общего уровня заданий подобная обыденность не шибко коробит. Половина сил уходит на прокладку маршрутов и возню с замками, половина — на пугающее количество мини-игр. Вы все еще надеетесь на променад по марсианским угодьям? Согласно заветам жанра, Марс посчитали неурожайной почвой для мозгов и поместили за рамки городского урбанистического антуража. Да здравствуют бары, инфоцентры, канализации и накрытые колпаком площадки. Ни тебе природы, ни погоды. С грустью вспоминаешь «ручник» для прокрутки дня и ночи, упраздненный за ненадобностью. Красот ощутимо не прибавилось, а за утерю северного сияния обидно. Разрешение подкрутили — и то хлеб.
Должно быть, интерфейс сочли чересчур грузным (что отчасти справедливо). Поэтому от шкал «духа» и «материи» предпочли избавиться, втиснув их в компактный красно-синий медальон. Проблемы? Устремим же взгляд в верхний угол экрана, где нет-нет да и вспыхнет разноцветная бляха. Активность ее весьма избирательна, последствия — непредсказуемы, зато на сюжетные виляния отдача идет прямой наводкой. Параллельно нас будут ставить перед, хм, дилеммой: за какую, собственно, сторону воевать. Шпионить, точнее. Поверил правым — пошел налево, и наоборот. Элементарно, Штирлиц. Партия за государственного агента немногим отлична от партии за подпольного лазутчика, и дорожки периодически пересекаются. Тем не менее, наградой герою послужат аж четыре финала. Их расхожесть скорее номинальна, ибо фантазией закадровый голос не блещет. Однако и на том спасибо. По крайней мере, ожиданий не обманули.
От звезды до звезды
Сценаристы явно не планировали всколыхнуть поугасший интерес к sci-fi приключениям. Заурядный конфликт, схематичные персонажи, облупленные описания о паре слов… Куда катится мир — и то не понять из несодержательных диалогов. В проскакивающих шутках заметно желание разрядить обстановку, разбавить вялый набор клише и заимствований у классиков жанра. Только юмор все чаще не к месту. Занятной находкой мог бы стать балабол ИИ, продавший душу за плюшевого мишку и осевший в знакомом экранном углу. Помимо бесполезных досье на собеседников и карты, наконец-то работающей без сбоев, он хранит редкие дневники, выуженные из электронных недр. Да, в качестве базы данных ИИ неплох. В качестве напарника — увы и ах. Большую часть пути молчит будто партизан, встревая с комментариями в исключительных случаях.
А ободряющего напутствия порой действительно не хватает. Прогулки по стильным, но угнетающим помещениям, особливо на первом этапе, преподносят одну дверь за другой, заставляя искать карточки, коды и прочие способы взлома. Когда инвентарь истощается, внезапно дает о себе знать медальон (помните?), и шельмец картинно выносит очередную преграду смачным «бабахом». Разве не прелесть?
Мини-игры — второй больной вопрос. И трех шагов ступить не дают, чтобы не угодить в заготовленный авторами аркадный капкан. Канули в Лету эполеты физического движка. Взамен им пришли полеты сквозь астероидное кольцо, ловля медуз, подобие «Тетриса» и… стрельба в типичном FPSтиле. Скучная, элементарная и оттого еще более странная. Попытки заткнуть бреши в футуристическом водопроводе не приносят должной радости. Уж лучше бы атмосферой давили, благо, антиутопией сегодня не балуют. Проржавевшие склады, научные лаборатории и городские утробы прорисованы с отцовской любовью и брошены на растерзание курсора. К сожалению, выхватить что-то кроме осколков идей и клочков истории не получается. Отлаженный мотор — не всегда залог удачной поездки.