- Главная/
- Игры/
- ШтЫрлиц 3: Агент СССР/
- Рецензия
За окном пролетали птицы и нерадивые студенты. По экрану монитора уже который час бродил легендарный разведчик Исаев, с идиотским видом приставая к разгуливающим неподалеку бедолагам, когда голос за кадром, очень похожий на голос человека с трубкой, предложил ему новое задание. Так началось мое возвращение в прошлое.
Лет четырнадцать тому назад мой хороший знакомый, ходивший в то время на курсы машинописи, потратил целый день на перепечатку нетленного произведения Нестора Бегемотова и Павла Асса «Штирлиц, или как размножаются ежики». Один из десяти экземпляров, зачитанный до дыр, если не ошибаюсь, целые сутки провел у меня дома. По тем временам - захватывающее чтиво. Это потом «Похождения Штирлица» начали плодиться, как ежики весной 45-го, постепенно превращаясь в жалкую пародию на самое себя, и каждое следующее произведение неизвестных (да и известных тоже) авторов оказывалось хуже предшественника. Закон сиквела.
Первый «Штырлиц», выпущенный в 1999 году «Букой», стал своего рода эталоном игры «на грани фола». Он был в меру откровенен, интересен, весел и нов, в него хотелось играть. Попытка развить идею, на мой взгляд, не удалась - вторая часть получилась излишне пошлой и недалекой, из-за чего, кстати, и сменился издатель. Но третья серия - «Агент СССР» - по пошлости и бездарности переплюнула даже ее. Шутки рухнули в «подвал» шкалы юмора, давно перестав подниматься выше пояса. Какие могут быть оправдания, если фрау Заурих научилась ругаться матом, как заправская базарная торговка (о чем, кстати, нет ни единого (!) слова на обложке диска)! А вдруг кто-то сделает подарок своим детям, дабы приобщить отпрысков к анекдотам о знаменитом разведчике?
Графически игра осталась все в том же 1999-м. Внешне Штырлиц благополучно приближается к образу полного дебила. Боюсь, в одной из последующих серий (случись таковым выйти) он окончательно превратится в человека-растение. Впрочем, если перед нами художественный прием, показывающий, как бывший легендарный разведчик медленно спивается и опускается на самое дно, то он удался на славу. Но лично я в этом совсем не уверен.
Мультфильмы между главами, некогда раскрывавшие сюжет, пройдя стадию творческого минимализма в «Штырлице 2» (как по качеству, так и по количеству), выросли на целый видео-эпизод и окончательно превратились в лубок. В принципе, если их выкинуть, игра, в отличие от оригинала, ровным счетом ничего не потеряет. Грустно. В голове рождаются определенные мысли - например, зачем вообще нужны мультфильмы ни о чем?
Конечно, не все так плохо. Не все - это актеры, запомнившиеся по предыдущим частям, и практически в полном составе перешедшие в новую серию. Знакомая неторопливая манера повествования, успешно пародирующие Ефима Копеляна комментарии практически всех действий игрока... Пожалуй, только фрау Заурих стала более агрессивной (влияет возраст или жизнь в СССР?). Иногда попадаются неплохие шутки, но не так часто, как раньше, когда и деревья были выше, и трава мягче, и сам Штырлиц моложе. А что делать? С каждым разом все труднее и труднее выдумывать один и тот же анекдот.
Информация к размышлению. Судя по всему, игру даже не потрудились протестировать перед отправкой в печать. Весь первый тираж благополучно валится в операционную систему на сцене в привокзальном буфете. Тринадцать бета-тестеров остались в воспоминаниях и в «Буке».
Итоги неутешительные. Ничего нового для жанра в целом и для «Штырлица» в частности. Два близнеца-продолжения подряд, в которых обыгрываются одинаковые шутки; в данном случае - на еще более грубом и примитивном уровне. «Штырлица» даже не надо «убивать» - к очередному продолжению он умрет сам.