- Главная/
- Игры/
- Вокруг света за 80 дней/
- Рецензия
В последнее время в стан немногочисленных тружеников адвенчурного жанра вновь пришла мода создавать игры по мотивам известных классических произведений. Особым шиком считается, взяв за основу ключевые события, пересказать остальное на собственный лад. Верный шаг — автоматическая экономия на толковом сценаристе и рекламе. Хороший разработчик потратит выручку на полировку проекта и выдаст Return to Mysterious Island, неумелый — целый ворох зловонных «Штырлицев».
Украинская студия Frogwares — не новичок в таких делах. Почти полтора года назад она представила публике своего «Холмса», а до этого — пару приключений: по мотивам произведений Жюля Верна и Артура Конан Дойла. С проторенной дорожки решили не сворачивать. Теперь выбор пал на мистера Филеаса Фогга. В книге он поспорил, что сумеет обогнуть земной шар и вернуться в Лондон за 80 дней. В игре все намного прозаичнее. Родному дядюшке-инженеру срочно понадобились доказательства полезности его изобретений. Посетить извилистым маршрутом четыре места его работы, собрать справки… обычная бюрократия. Кто же от такого откажется?
Скриншоты163
80 дней на побегушках
Только не вечно улыбающийся племянник по имени Оливер в нелепом оранжевом шарфе. Он вообще очень податливый. Поэтому в 80 Days мы постоянно выслушиваем указания окружающих и неукоснительно их выполняем. «Оливер, найди мне старинные кубки в древних руинах!» — «Уже бегу, сэр!» — «О, ужас, наш поезд сломался!» — «Можно, я его починю?» — «Мне нужно отойти, а ты побудь барменом!» — «Без проблем!» По загадочному стечению обстоятельств, день и месяц начала турне совпал со стартом путешествия Фогга много лет назад. Еще более странным оказалось и незамедлительное появление отпрыска того самого мистера Фикса. Крайне параноидальный гражданин сразу же принялся за любимое занятие папаши — мешать покорять мир за 80 дней. Кроме него, визитной карточкой детища Frogwares стали вездесущие шотландцы, увлеченные популяризацией своих национальных нарядов. Угадайте, кто будет двигателем их рекламной кампании?
Проявлять самостоятельность бессмысленно. Бесцельные блуждания по уровню — пустая трата времени, да и рассматривать здесь нечего. Почти вся игра — цепочка переходов по точкам на «радаре». Пришел, поговорил, взял предмет, вернулся, повторить N раз. Пока не GTA 3, но курс правильный. Редкие моменты, когда нам позволяют сделать что-то самим (отыскать пять неприметных кнопок на тесной кухне или шесть кранов среди домов), воспринимаются как царский подарок.
80 дней без перерыва
Дабы растянуть прохождение на отведенные 80 дней, авторы придумали два простых, но гениальных хода. Во-первых, основные персонажи обожают давать поручения, для выполнения которых непременно придется сбегать на другой конец «карты» и обратно. Терпимо? Тогда — второй удар. Наш герой никуда не торопится, предпочитая бегу размеренные прогулки со скоростью 3 шага в 5 минут по внутриигровым часам. Разумеется, опции «Always Run» в настройках нет. А скорость важна. Вместе с тикающими часами и наматываемыми километрами плавно тает полоска «энергии». Полное истощение не смертельно, но из-за него Оливер засыпает и теряет драгоценное время.
В качестве компенсации игрокам разрешают покататься. Помимо вполне стандартных автомобилей, в личное пользование Оливеру выданы забавное гигантское колесо и даже сказочный ковер-самолет. Но на дорогах лучше не лихачить — управляемость у «машинок» на удивление скверная, а столкновения с препятствиями чреваты жуткими заносами и рикошетами. Конечно, бесплатно порулить никто не даст. Извольте приготовить кошелек или надеяться на помощь свыше — иногда бесхозное авто можно «одолжить» на улице.
Освоение 3D не обошлось без заимствований из смежных жанров. Ставший дежурным блюдом незамысловатый «стелс» и парочка безумных акробатических трюков явно были добавлены по принципу «а у нас тоже есть!».
80 дней в обществе клонов
Все задания, не считая штучных логических загадок, — знакомые приемы из скромного набора начинающего квестодела, подаваемые под разными соусами. Найти и принести какую-нибудь вещицу, раздать десяток одинаковых листовок таким же одинаковым людям, отыскать несколько одинаковых предметов… Это — вершина здешнего дизайна. Железнодорожные проводники — на одно лицо и произносят одним голосом одни и те же фразы! А два дирижабля совпадают вплоть до журналов на столике в каюте матроса.
Кстати, о матросах. Близнецы злополучной модели в трех разноцветных костюмах олицетворяют всю (!) команду парохода, упомянутых проводников в поезде и на дирижабле (!!), продавцов машин и кассиров в городах (!!!). И еще клоны не прочь побыть частью массовки.
В колоритности персонажам игры не откажешь. Они любят прикидываться слабоумными и одаривать нас россыпью шуток, плоскости большинства которых позавидует иной бильярдный стол. Откуда, скажите, в 1899 году знают про «Битлз», «Роллинг Стоунз» и уж тем паче Frogwares?
80 дней в тумане
Локации, в первую очередь всевозможные населенные пункты, гордятся своими немаленькими масштабами и вообще мило выглядят, но вызывают странное чувство. Смена дня и ночи, непривычно четкие текстуры и чистейшее небо не в силах скрыть фальшь. Словно и не город это вовсе, а первоклассная декорация, изготовленная два часа назад в театральном цехе. Живописно разбросанные по углам кучки мусора и неспешно прогуливающиеся жители лишь подчеркивают безжизненную стерильность мира. Даже эффект дождя заставляет нервно сжиматься сердце: неуклюжие белые штрихи мастерски изображают умирающую видеокарту. А проваливанию игрока сквозь пол отведен целый абзац readme-файла.
Не в пример лучше получились интерьеры миниатюрного «Титаника» или несущегося по рельсам экспресса. Их внутренней отделке уделено намного больше внимания, чем наземным строениям, спроектированным по формуле «две комнаты + лестница».
Удались и логические задачки, не выделяющиеся особой сложностью, но, к чести авторов, далекие от затасканных «пятнашек» и «угадай мелодию». Одни решаются поиском замаскированной подсказки в округе, другие — при помощи простейшей логики или незначительного перебора.
Отдельная похвала — товарищу, ответственному за лицензирование музыки. Благодаря ему невнятный эмбиент облагородился пятеркой зажигательных песен. Вот только что в ресурсах игры делает ремикс «San Francisco» от ди-джея Бенни Бенасси (Benny Benassi)?
* * *
Прекрасная адвенчура для тех, кто никогда в них не играл.