Светлая тема

Рецензия на игру 8th Wonder of the World

Есть еще в нашем несовершенном мире разработчики, которыми нельзя не восхищаться! Когда жадная до денег Strategy First по несколько раз продает нам Disciples 2 и пытается выдать Jagged Alliance: Wildfire за самостоятельную игру, мы ругаемся и гневно потрясаем кулаками. Когда добродушные бюргеры из Funatics снова и снова предлагают нам поиграть в поиск двух-трех различий, сил на злость просто не хватает. Да и можно ли вообще не любить этих милых, туповатых, трудолюбивых и добрых человечков?

Cultures, Cultures 2, Northland — в полку строительно-военных «клоунов» опять пополнение. Разработка концепции оригинальной игры совершенно опустошила творческие запасы студии, ибо ни на что другое, кроме пустого «графоманства» и рисования карт, их теперь не хватает. Предупреждаю — если хотя бы одна из упомянутых игр успела побывать на вашем жестком диске, можете переходить к заключительной части рецензии.

Колосс и немецкие сосиски

Сюжет позволяет надеяться на приятную, изобилующую впечатлениями экскурсию. Дело в том, что камнем преткновения стали не вариации на тему Рагнарека, а бесследно сгинувшие в пучине времен семь чудес света. Знаменитый маяк в Александрии, висячие сады Семирамиды в Вавилоне, Колосс родосский, Мавзолей в Галикарнасе, статуя Зевса, храм Артемиды, древнеегипетские пирамиды (забавно, но первые «туристы» сочли их гигантскими амбарами для зерна) — из перечисленных памятников культуры до наших дней дожили только пирамиды; разломать эдакую махину мало кому по силам.

Недобитые в предыдущих сериях Локи и Ко. взялись за старое, и чудо-маяк был разрушен чудовищной мощи землетрясением. Впавшие в депрессию греки оказались не в силах самостоятельно восстановить мировую диковинку, поэтому весьма кстати прибывшему Барни приходится разбираться с происшествием самому. Краткая энциклопедическая справка: «Барни (лат. Bjarni) — предводитель племени викингов, женат на византийской принцессе Кире, главный герой всех „культурных“ игр, барабашка, уже давно терроризирующий офис Funatics». Поверьте, знать больше необязательно.

Вы не совсем в теме? Добро пожаловать в наш архив. Впрочем, геймплей все равно ни на йоту не изменился. Мы отстраиваем базу, рубим елки, ковыряем глину, ваяем горшки, отстраиваем базу, печем ватрушки и пряники, собираем мухоморы, отстраиваем базу, варим медовуху, отстраиваем базу, чуток отдыхаем и снова отстраиваем проклятую базу. Наверняка нашлись оригиналы, решившие, будто в конце цепочки должно обнаружиться производство рыцарей и «летающих» танков, но в данном случае это опционально.

Возведение уютных домиков и удовлетворение многочисленных мещанских потребностей подопытных викингов поглощают почти все игровое время. Каждому жителю деревни позарез нужна крыша над головой, заботливая жена, работа (желательно расположенная неподалеку от ПМЖ), разнообразная и богатая витаминами пища, крепкие ботинки, молоток или киркомотыга, бутылка браги… Если я что-нибудь забыл, старшие товарищи меня поправят.

Справедливости ради стоит отметить, что предметов повседневного обихода в 8th Wonder of the World существенно меньше, чем в Settlers. Но облегчать участь виртуального прораба никто не собирался. Один рабочий в поте лица пашет на каменоломне, другой превращает политые потом обломки в ровненькие плиты, третий из того же материала мастерит зубчатые мраморные колонны. Сравните с лесозаготовками из Settlers и ужаснитесь. Нагружать игрока лишними операциями — традиция почетная и уважаемая во многих странах.

Героические сражения занимают едва ли не последнее место в насыщенной пирогами жизни викинга. Толпа желающих получить бесплатный пропуск в Валгаллу тает на глазах. Воина непобедимой армии норманнов от прочих смертных отличает копье, лук или меч; легендарные двуручные топоры остались за кадром. Строим казарму, загоняем туда хнычущего и зовущего маму призывника, выдаем оружие и — нате! — очередной бездельник в погонах готов. Количество видов брони впечатляет. Туника, кожаная броня, кольчуга, полные доспехи… По возможности рекомендую заковать в железо всех поголовно. Правда, длительность сражений при этом несколько возрастет, ведь пробить стальной нержавеющий панцирь нелегко.

Тактика отсутствует. Мануал робко заикается о том, что армию противника нужно вначале обстрелять, а затем напустить на них мечников, однако к реальному положению вещей это имеет приблизительно такое же отношение, как баночный «джин-тоник» к натуральному английскому джину. Орава дуболомов с мечами по-прежнему выносит все и вся. Эстеты могут побаловаться с катапультами. Отколупывать сувениры от вражеских сторожевых башен и укреплений с безопасного расстояния намного приятнее, чем устраивать брутальный лобовой штурм.

Миссии основной кампании убивают нечеловеческой продолжительностью и размером карт. Всего восемь? Их целых восемь, и даже самому экстремальному фанату сериала придется потратить на прохождение не меньше недели. Порция занудства постоянно варьируется, но иногда вы точно будете клевать носом. Взять, к примеру, первое задание — добыть и доставить к развалинам маяка 100 единиц камня и 50 единиц мрамора. После наладки производственного процесса можно ускорить игру и спокойно идти пить чай. Внезапных нападений ждать бесполезно; даже коровы и львы редко тревожат наш покой. Лучшая новость — отсутствие всяких новостей.

Дипломатия и торговля стремятся разбудить игрока или, как минимум, заставить его перестать храпеть. Лично я всегда верил, что в RTS нужно безжалостно уничтожать тех, кого угораздило попасть под мышиный курсор; жаль, не все разделяют столь прогрессивную точку зрения. Польза от этих действий — практически нулевая. И вообще непонятно, зачем традиционное для жанра здание рынка сменили на «могучую кучку» ротозеев-купцов. Надеюсь, спустя полчаса ожесточенного почесывания вы разберетесь, как ими пользоваться.

А вот использовать ресурсы современных компьютеров в Funatics так и не научились. Кажется, что со времен Cultures движок не менялся. Все та же навязшая в зубах 2D-изометрия, слегка запутанный интерфейс, куцые спецэффекты, порхающие с ветки на ветку зайцы, деревья, загораживающие ключевых персонажей… Изучайте наш «фоторепортаж».

«Они на свет лезут!»

Похожие чувства мы испытали сразу после выхода Northland. Новое название, новый сюжет, новые герои, а в итоге — типичный безликий аддон к Cultures 2, единоутробный брат-близнец Northland, о котором забудут уже через месяц. Ругая стройную шеренгу дополнений, последовавших за Settlers 4, я и не подозревал, что на свете существует куда более порочный путь, помогающий обойтись без описания в пресс-релизах полутора «революционных» зданий или юнитов. Корни необходимо обрубить, а мосты — соответственно, сжечь. Никаких упоминаний о «великом» прошлом! Лишь тогда восемь миссий к старой игре удастся выдать за отдельный продукт.