- Главная/
- Игры/
- Act of War: Шок и трепет/
- Рецензия
Для начала разберемся с ярлыками. Act of War — незамутненный оригинальными мыслями клон Command & Conquer: Generals, вплоть до знакомого интерфейса и приятного женского голоса, объявляющего о появлении новой толпы врагов. Копирование чужих идей — дурная привычка, однако нельзя не признать: в Eugen Systems трудятся на удивление прилежные переписчики.
Russkie Business
У «Генералов» было всё, кроме сюжета. Щелкая миссии, старожилы с тоской вспоминали харизматичного Кейна, научно-популярные фильмы о вреде тибериума и жуткую сцену отравления товарища Сталина чаем. Эпоха полноэкранного видео закончилась в день закрытия Westwood Pacific, уступив место заставкам на движке.
Eugen Systems еще далеко до колдунов из Лас-Вегаса, но они стараются. Раз уж делать лихой боевик о войне XXI века, то на широкую ногу. В консультанты взяли Дейла Брауна (Dale Brown), подрабатывающего на той же ниве, что и маэстро Клэнси (Tom Clancy), а для съемок кино подрядили студию SWAT Films, где засел как минимум один будущий Уве Болл (Uwe Boll).
Сторилайн Act of War, как и положено настоящему технотриллеру, являет новые глубины маразма в тот момент, когда вы думаете, что у сценаристов уже иссякли запасы дурман-травы. На мосту «Золотые ворота» образовалась серьезная пробка — это военная техника, доставленная злодеями в Сан-Франциско по морю, прорывается в город. Русский нефтяной магнат угрожает взорвать планету, бряцая ядерным оружием, захваченным где-то в районе Вологды. Среди египетских пирамид шныряют танки-невидимки, пехотинцы в экзоскелетах и миниатюрные разведывательные устройства. Орбитальные спутники с вирусом эбола, нанотехнологии за гранью фантастики, вереница бомбардировщиков над Вашингтоном…
В общем, форменный трэш категории «Ё». Актеры, понимающие, для чего их пригласили, дружно переигрывают, всячески потешаясь над пафосным сценарием. Знакомьтесь: обаятельная радистка, отважный командир с небритым волевым подбородком и скользкий отечественный олигарх. Для полной коллекции штампов не хватает арабских террористов с бешеными глазами. Снят капустник весьма достойно, а вот на спецэффекты денег не хватило — самые интересные эпизоды изготовлены на движке.
Количество вставок на час геймплея бьет все рекорды. Они перебивают прохождение миссии едва ли не чаще, чем реклама — показ свежего блокбастера на ОРТ, угрожая превратить игру в интерактивное приложение к роликам. На такое сравнение наталкивает и меню выбора «глав», сделанное в стиле DVD-изданий фильмов.
America, f*** yeah!
Ассортимент противоборствующих сторон удивляет. В стремлении уйти от Китая и Ближнего Востока авторы создали целых две Америки. Первая — обычная армия США, полагающаяся на традиционные средства. Ей противостоит российский Консорциум, в чьем распоряжении, помимо Т80, Ми-35, «Тунгусок» и БТРов, есть электромагнитные пушки, немыслимые «стелс»-разработки и смертоносная космическая платформа.
Оба лагеря питаются нефтью и электричеством. Кроме того, Act of War щедро вознаграждает захват солдат чужой армии. Раненые или испуганные бойцы (к их числу относятся и сбитые летчики) терпеливо сидят на месте, если поблизости рыскают вражеские пехотинцы. Если же «берег чист», они смогут вернуться домой.
Давить или расстреливать их не стоит — 10 пленников, запертых в специальной пристройке, ежеминутно дают до 500 долларов (плюс единовременный бонус за поимку «языка»!). Конечно, груженный «черным золотом» тягач привозит гораздо больший «улов», но месторождения выдыхаются в самый неподходящий момент.
Сторона номер три (или Америка номер два) — ударная группа «Task Force Talon», оснащенная по последнему слову военной науки. Ей не нужна электроэнергия, а самолеты-шпионы и танки прекрасно обходятся без пилотов. Расплата за хай-тек — отсутствие по-настоящему сильных юнитов (бронированные вояки из серии S.H.I.E.L.D. крутые лишь на первый взгляд) и кусачие цены.
Кампания, кстати, всего одна. Без малого двадцать миссий кряду мы гоняем вредного миллионера по странам и континентам, переключаясь между «Когтями» и регулярными частями американской армии. «Плохиши» получили шиш с маслом — угробив немало денег на озвучку и видео, Atari не рискнула удвоить бюджет проекта.
2easy
Act of War довела до ума идею с взятием зданий, впервые появившуюся в Red Alert 2, — засевшие в доме автоматчики при необходимости самостоятельно перебегают к соседней стене, меняя угол обзора, а на крышах дежурят снайперы и народ с базуками. «Зачистка» жилого квартала, нашпигованного такими бригадами, — опасное и долгое дело.
Правда, компьютер почти не пользуется возможностью занять тактически выгодную высоту. Ветераны C&C: Generals могут смело выкручивать сложность на «Very Hard», иначе они умрут от безделья — настолько легко проходятся здешние миссии. ИИ, демонстрирующий острые зубы в «скирмише» и сетевых стычках, в «сингле» закован в скриптовый гипс. Задания разнообразные, банальное «Вынеси базу» встречается нечасто, и на том спасибо. Были бы агрессивные противники и мелодии в духе раннего Фрэнка Клепаки (Frank Klepacki) вместо однообразных напыщенных оркестровок — вышло бы приличное шоу.
Веселые картинки
Благо, визуальный ряд к тому располагает. Act of War — одна из немногих RTS, которые выдерживают пристальный осмотр вблизи. Графика — вот истинные честь, достоинство и совесть этой игры.
Помните сногсшибательные скриншоты, сопровождавшие первую новость с анонсом? Нас в кои-то веки не обманули. Придвиньте камеру к земле, и вы увидите покосившийся забор вокруг здания сельсовета, цветы близ прудика с симпатичной водой, чьи-то джинсы на бельевой веревке, развевающийся российский флаг и гранитную плиту с суровым напоминанием: «В.И. Ленин — создатель и организатор Красной Армии».
Все объекты щеголяют самозатенением — от громадной опоры ЛЭП до красных таксофонных будок в британской столице и полигональных ставен на окнах вологодской деревянной избы. Загляните в галерею, и вы поймете, что именно благодаря им мир Act of War выглядит столь осязаемым. Усиливают впечатление качественные текстуры, тонны художественно разбросанного мусора и тысячи разрушаемых мелочей.
Бой в городской черте спустя пару секунд превращается в выступление Ж.-М. Жарра. Улицы расцветают потрясающей красоты взрывами, здания разваливаются на куски, выплевывая стекло и бетонную крошку, а подбитый вертолет кувыркается в облаке горящего топлива, после чего падает на детскую площадку. Алое марево пожара и густой черный дым то и дело застилают экран, мешая управлять действиями подопечных, но это неудобство можно и стерпеть — красиво же!
А еще здесь хорошие кусты и деревья. Есть повод наполнить бокалы шампанским — наконец-то в RTS научились нормально рисовать внушительные лесные массивы! Ели, пальмы, липы и прочая зелень приносят практическую пользу — отряд пехотинцев, скрывшийся за стволами, становится невидимым для врага и получает двукратную прибавку к урону. Кучки таких «партизан», загодя окопавшиеся вокруг базы, попортят сопернику немало крови, прежде чем он сообразит загнать в чащу взвод «Паладинов».
Наконец, гвоздь программы… нет, вовсе не руины Белого Дома, хотя и они чертовски хороши, а сцены на Удомлинской (sic!) АЭС и нефтяном заводе в Египте. Огромные цистерны, змеиные клубки сверкающих труб и гигантские, с четверть экрана, системы фильтрации внушают благоговение размерами и обилием полигонов, затраченных на их лоснящиеся бока.
Но даже здесь, в царстве колоссов, авторы оставили место для тонких штрихов. Отбивая очередную атаку на энергоблок, я заметил небольшую постройку, до отказа набитую парой сотен возмутительно округлых бочек с ядерными отходами. Вроде ерунда, а приятно.
Техника и пехота особый трепет не вызывают — модели примерно такого качества были и в Generals, — но берут числом и соблюдением масштаба. Двадцать бойцов в экзоскелетах, дюжина «Команчей» и несколько отрядов коммандос — обычное явление в мультиплеерной битве. При этом в 1024х768 скорость прорисовки держится на высоком уровне (не считая редких моментов, когда движок подгружает отдельные фрагменты карты).
К работе камеры и C&C-образному интерфейсу претензий нет — кнопки разложены в лучших традициях известно чего, а панораму разрешено вращать. Еще бы приподнять «потолок», дабы тверские многоэтажки не царапали крышами по стеклу монитора…
Имитация — лучшая форма лести
Несмотря на вопиющую вторичность и нелепые попытки сделать из комедии технотриллер, Act of War — неплохое развлечение на несколько вечеров. Произведение Eugen Systems берет не умом, а внешностью. Не думайте дольше двух секунд над бредовым сюжетом, шустро шевелите «мышью» и шире откройте глаза. Массаж им не повредит.