Spider Fighter, Kaboom, Space Invaders — любое из этих названий вызовет ностальгические слезы у граждан США, около четверти века назад заставших расцвет первой «настоящей» игровой приставки Atari 2600. 4-битная графика, звук из шумов различной тональности, однокнопочные контроллеры и геймплей, рождавшийся в перерыве между третьей и четвертой самокруткой марихуаны… Действительно, золотые времена. Беда в том, что для жителей одной шестой части суши, где игровой опыт начинался уже с РС, а о джойстиках узнали только с приходом клонированной Dendy, это все — пустой звук.
Back to the roots
Что ж, краткий ликбез. Вон тот черненький картридж справа — «отец всех скролл-шутеров» River Raid. Старичок держится молодцом и умудряется заинтересовать (пусть и на пятнадцать минут) даже после убийственно-красивой Ikaruga. Рядом расположился Pitfall, первым принесший на экраны аркадные забеги по напичканным опасностями джунглям. Простецкий Grand Prix охотно демонстрирует, из чего проросли современные номерные F1, а Laser Gates, как и двадцать лет назад, поражает оригинальностью концепции. Можно назвать еще много имен, но даже если упомянуть о каждом из 76 представленных экспонатов вскользь, это описание займет добрых 60 килобайт.
Играют здесь по старинке, не ради сюжета или графики, — настоящую радость приносят только собственные инициалы в верхней строке списка «High scores», куда попадают великие мастера. Для них же приготовлены специальные чемпионские нашивки, получить которые можно лишь за самые выдающиеся достижения. В свое время Atari действительно отправляла их своим наиболее отличившимся клиентам, дабы те могли с гордостью хвастаться значками перед изумленными друзьями. Виртуальные аналоги, стройными рядами висящие на местной доске почета, впрочем, производят почти такое же впечатление. Кроме пробкового стенда в полностью трехмерной комнате, заменяющей здесь главное меню, есть стойка с играми, собственно телевизор с приставкой и радиоприемник, выполняющий ту же функцию, что и магнитолы в машинах GTA: Vice City. К сожалению, после портирования (оригинальная версия Activision Anthology вышла на PlayStation 2) из почти двадцати треков в репертуаре станций осталось лишь восемь, но и они отлично передают атмосферу тех лет. А если льющийся из динамиков Alan Parson's Project все же наскучит, никто не мешает заменить его чем-нибудь из собственного плейлиста (поддерживаются форматы mp3 и ogg).
Но вернемся к главному — к экрану телевизора. В выбранной игре можно слегка поднять уровень сложности, отключить цвет (для совсем уж глубокого погружения, надо полагать) и выбрать один из режимов. Изначально доступен только «Classic», т.е. стандартная эмуляция, хоть и выполненная на 5+. В дальнейшем, по мере сбора уже упоминавшихся нашивок, открывается целый набор визуальных искажений, способных по разнообразию потягаться с фильтрами Photoshop. Правда, никаких новых ощущений, за исключением, пожалуй, головной боли эти маневры не приносят и присутствуют скорее «для галочки».
Сам геймплей очень хорош. Да и чего еще можно ожидать от компиляции, куда вошли хиты многолетней выдержки? Но разглядеть его за пикселями шириной полсантиметра сможет далеко не каждый. Музейный экспонат очень приятно созерцать, когда он лежит на подобающем ему месте, но попробуйте как-нибудь послушать музыку не на новомодном NetMD-плеере, а на древнем граммофоне. Так и здесь — при столкновении с реалиями былого неподготовленное молодое поколение ожидает легкий шок.
* * *
На любителя (как, впрочем, и большинство ретро-сборников). Прорветесь сквозь дебри примитивизма — сможете порадовать себя не одним десятком действительно хороших игр. Хотя не исключено, что лучше пройти дальше по коридору, там чествуют Far Cry.
P.S. Дабы облегчить адаптацию, ознакомьтесь с соответствующей записью в нашей базе CEDB. Будет не так страшно.