- Главная/
- Игры/
- Afterfall: Тень прошлого/
- Рецензия
Вопреки распространенному мнению, истые поклонники серии Fallout живут не в России. Куда активнее на этом поприще наши недавние соседи по соцлагерю — поляки. Именно они основали самые популярные фанатские сайты, навели мосты с отставными сотрудниками Black Isle и взялись за разработку собственных «игр мечты». Один из множества таких проектов, поначалу известный как Bourgeoisie: Pearl of the Wastelands, даже обрел коммерческий статус, сменив название на Afterfall: InSanity. Увы, ценой ужасных мутаций — амбициозная RPG превратилась в посредственный экшен.
Шизофрения
Впрочем, сперва кажется, что у Afterfall все в порядке. Завязка здешней истории не уступает лучшим постапокалиптическим романам, вроде щемящего сердце «На последнем берегу» Невилла Шюта. Мир сожгли ядерные боеголовки, а немногие уцелевшие обитают в гигантских бункерах, настоящих подземных городах с жилыми, промышленными и сельскохозяйственными уровнями.
Главный герой, психиатр Альберт Токай, долгие годы помогал людям не потерять рассудок от постоянной изоляции. Выслушав сотни пациентов, доктор сам оказался на грани помешательства. Из-за бессонницы он норовит отключиться в неподходящий момент, то и дело путая действительность с миром грез. Однако заменить его некем, поэтому руководство и посылает Токая с парой охранников на нижние этажи — до того, как пропала связь, кто-то успел сообщить о массовой вспышке психоза: техники и ученые будто бы взбесились и начали убивать друг друга.
К сожалению, дальше любопытных идей не ушло. Авторы не сумели довести безумие до нужного градуса. Penumbra, «Амнезия» и «Мор. Утопия» выжали из этой темы гораздо больше. Эпизоды, завораживающие сюрреализмом происходящего, есть и в Afterfall, но их можно пересчитать по пальцам одной руки.
Второй недостаток повествования — нелепые нотки национальной гордости, прошедшие рефреном сквозь всю игру. Сценаристы битых полчаса нагнетают драму и сами же отправляют ее в утиль, выводя на подмостки крылатых гусар в униформе цветов польского флага. Красный и белый повсюду, куда ни глянь: в них окрашены стены, мебель, компьютеры на столах, роботы-уборщики и вагоны монорельса. Рехнуться от такой «клюквы» и впрямь легче легкого.
Ядерные грибы
В глубинах бункера «кровь с молоком» мозолит глаза не так яростно — просто потому, что из-за аварии почти везде погас свет. Хотя темноте не скрыть нищету интерьеров — несколько часов кряду Альберт бродит по абсолютно одинаковым железобетонным коридорам. Унылое правдоподобие! На поверхности дела у Intoxicate пошли на поправку: декорации (руины мегаполиса, заселенные полудикими бандами) стали разнообразнее, а «дневные» уровни, где необходимо избегать палящего солнца, вообще достойны похвалы. Жаль, что их тоже испортила больная фантазия — трудно сдержать смех, когда в мрачной игре на нас нападают привидения во главе с ожившей кучей мусора. Вместо руки у помойного голема — экскаваторный ковш, в груди сияет прожектор, сверху весело мигает огнями башка-светофор.
Чем ближе Afterfall к развязке, тем сильнее она раздражает подобной чушью, и тем меньше надежд на смелый поворот сюжета. Сюрпризов вроде бы хватает, но какие же они идиотские… Сочиняя очередную порцию бреда, в Intoxicate Studios не оглядывались назад, из-за чего ниточки сценария часто путаются и рвутся. В общем-то, человек, знакомый с парой произведений о сумасшествии, быстро раскроет интригу.
Вялые тексты убивают желание слушать диалоги, читать найденные записки и вникать в детали событий. Актеры бубнят слова в микрофон без тени эмоций, и только графика не выдает, что в разработку вложены гроши. Благодаря Unreal Engine 3 Afterfall терпимо выглядит на скриншотах. Но едва персонажи приходят в движение, подлог тотчас вылезает наружу — на толковую анимацию не раскошелились.
Всеобщая трепанация
Технические изъяны можно было бы проигнорировать, будь Afterfall адвенчурой (тем более что программные ошибки, свойственные восточноевропейской продукции, ее не терзают). К этому жанру тяготеет и сюжет. Ведь герой — врач, который вряд ли умеет профессионально обращаться с оружием. При правильной подаче проект утер бы нос той же «Амнезии», но поляки отказались от очевидной идеи и принялись за экшен. Так что скидок они не получат.
Судя по интерфейсу, управлению и прочим дизайнерским решениям, образцом для подражания послужила дилогия Dead Space. Однако ценность одиссеи Айзека Кларка — вовсе не в обертке, а в гнетущей атмосфере и увлекательном геймплее. Игроки с азартом боролись за жизнь одержимого инженера, истребляли монстров с помощью промышленных инструментов и тратили уйму баллов на то, чтобы сделать их по-настоящему эффективными. Даже крепкий скафандр сдерживал клыки чудовищ лишь считанные секунды.
Создатели Afterfall о балансе не слышали. Сражения с мутантами всех мастей элементарны. Подобрав пожарный топор, Альберт без труда валит сразу 3-4 противников. Поскольку снаряжение не ломается, искать замену придется в худшем случае через час, когда его отберут в каком-нибудь скриптовом ролике. Выпускать из рук верный топор заставляют, только если без «огнестрела» не обойтись.
Сложных приемов или комбинаций ударов в Afterfall нет, улучшать предметы или «прокачивать» навыки нельзя (да и незачем), поэтому схватки до одури монотонны — встав в узкий проход, вы покромсаете хоть батальон уродов. Правда, не в прямом смысле — «расчлененка» тоже отсутствует.
Стремясь еще больше упростить игру, авторы добавили регенерацию здоровья. Эту условность призван сгладить счетчик страха — закрепленный на плече планшет, меняющий цвет в зависимости от того, насколько Токай напуган. В светлых, безопасных помещениях он горит зеленым, во мраке, когда рядом снуют психопаты, — желтым. Может ли индикатор покраснеть, после чего Альберт наконец-то вышибет себе мозги или окончательно попрощается с рассудком, неизвестно. Как я ни старался, достичь такого эффекта не удалось.
Этот элемент — одна из бесполезных «примочек», втиснутых в Afterfall по велению моды. Примитивные головоломки, QTE-сцены, где нужно уворачиваться от падающих ящиков, и погони «лицом к камере» в стиле Uncharted не придают игре лоска. Они похожи на приличный костюм и туфли, в которых умершего кладут в гроб.
* * *
После столь горького провала у Intoxicate Studios почти нет шансов вернуться к мечтам об идеальной постапокалиптической RPG. Пожалуй, оно и к лучшему.