Медленно минуты
уплывают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди…
В. Шаинский «Голубой
вагон»
Здрааавствуйте, господа пассажиры. Вас приветствует экипаж Воскучного экспре-есса и я, проводник Занудин. Усаживайтесь поудо-обней, нам предстоит дооолгий путь. На протяжении всей поездки я буду рассуждать на отвлече-онные темы, дабы не дать повода для весе-елья. В случае внезапных приступов сча-астья просьба обращаться к бортовому врачу Рыда-алкину.
Предметом вводной лекции я выбрал детективы Агаты Кри-исти. Эту англича-анку знает и почитает весь ми-ир, в том числе и американцы из Adventure Co-ompany. Интеллектуа-альные шедевры мнооого лет простаивали без дела, пока, наконец, не были пущены в оборот. Сначала «Негритята», теперь — Orient Express. Популярность книг об Эркюле Пуаро когда-то вылилась в одноиме-онный сериал по мотивам, с блистательным Дэвидом Суше (David Suche-et) в главной роли. Прибрали к рукам и его-о… Результат стараний лучшего штамповщика совреме-енности превзошел ожидания. С радостью отме-ечу, что натужнее и невыносимее игры давнееенько не выходило. Настоящий бальзам для моей старой, иссушенной души-и. Позвольте же приступить к подробному разбору прелестей высокохудожественной отрады для парано-оиков…
з а к л ю ч е н и е с у д. — м е д. э к
с п е р т а:
п р и ч и н а с м е р т и п р о в о д н
и к а З а н у д и н а — 2 0 н о ж е в ы х
р а н е н и й.
Кондуктор не спешит
Около десяти лет назад молоденькая студия Джордана Мехнера (Jordan Mechner), легенды индустрии и просто хорошего человека, ворвалась в нашу жизнь со своей первой (и последней) адвенчурой The Last Express. Четыре года разработки, огромный бюджет, идеи, бьющие через край и… полный коммерческий крах. Впрочем, оставим сопли на другой раз. Сегодня нас интересует Восточный экспресс. Именно в нем разворачивались события мехнеровской драмы, безо всяких там ссылок на Кристи. Стесненное пространство локомотива не мешало раскручиванию увлекательнейшей интриги, достойной полноценной экранизации (область, между прочим, не чуждая Джордану). Попробуйте-ка повторить успешную формулу!
Ли Шелдон (Lee Scheldon) и сотоварищи попробовали и провалились. Да с таким треском, что рассказывать-то стыдно. Превратить знаменитое произведение в назойливую колыбельную, испортив все, что только можно было испортить, — воистину, тут нужен талант. Не хотелось бы катить бочку на, безусловно, профессионального сценариста, однако от правды не скрыться. «С кем поведешься, с тем и надерешься». А жаль, еще теплилась надежда, что ошибки осознают и исправят. После Orient Express становится страшно за грядущие римейки классики.
Вагончик тронулся
Для затравки попытайтесь нарисовать в воображении узкие, мрачные вагоны застрявшего в снегах поезда. Снаружи воет вьюга, внутри вершится убийство. Длинные коридоры пусты и угрюмы. Бесконечная россыпь дверей ведет в унылые купе, отличающиеся лишь поклажей на полках да наличием/отсутствием пассажиров. Недвижимые изваяния еле поводят головой, сидя или стоя посреди серых комнат, будто оцепеневшие зомби. Неброская внешность, безучастный взгляд и ужасно растянутые разговоры подчеркивают атмосферу смертельной тоски. Тишину изредка прорезают вязкие, тягучие мотивы, аккурат в моменты пика страстей, нанося непоправимый ущерб последним крохам саспенса. Представьте, каково очутиться в подобном железном гробу моложавой девице. Каково очутиться в ее туфлях…
Отказавшись от услуг Пуаро и сделав из него тем самым обыкновенного консультанта, Шелдон не столько открыл новые горизонты для развития сюжета, сколько направил течение романа в совершенно иное русло. Битый бельгиец, прикованный к постели по случаю падения с кушетки (годы не те, понимаем), переквалифицировался из хитрого, дотошного следователя в нерасторопную машину по выдаче заданий и обработке информации. Практически Ниро Вульф с компаньоном Арчи Гудвином на посылках. Похожие эксперименты начала 90-х над другим популярным мозголомом, Шерлоком Холмсом (серия Consulting Detective), наглядно демонстрировали губительность таких инноваций для хрупкой концепции. А, тщетно.
Сыщик, неуклюже развалившись на кровати, авторитетно раздает инструкции. Не важно, что знакомство состоялось несколько часов назад, и о прошлом Антуанет Марсо ни ему, ни нам ничегошеньки не известно. Директор железнодорожной компании и давний приятель Эркюля поручил своему доверенному лицу присмотреть за ценным месье — и этого достаточно, чтобы проникнуться симпатией к несимпатичной мадам. Она, вишь, с детства мечтает поучаствовать в расследовании какого-нибудь запутанного преступления (банально, банально…). Азарт лезет наружу, а посему обыск помещений и отирание дверных косяков со стаканом, приложенным к уху, начинается задолго до резни. Действительно, кто знает, что задумала русская княгиня! Состав, битком набитый иностранцами, — шутка ли…
Постой, паровоз!
Встреча с персонажами происходит загодя. Обставлена она следующим образом: Анютка медленно двигается по базарной площади Стамбула (бег, к слову, не предусмотрен — пользуйтесь двойным щелчком мышкой), преследуя усатую цель. Стоит ступить пару шагов, и дорогу преграждает спорящая парочка или взмыленный член экипажа с требованием разрешить некую идиотскую проблему. «Дорогая, ты не отыщешь мой зонтик?», «Э, который из тесаков острее?», «Дэвушка, не желаете познакомиться?» — пристают к незнакомке некультурные прохожие. Леди же принимается послушно обшаривать рынок «умным курсором», ища материализовавшиеся из ниоткуда активные точки, наугад ставить диагноз идентичным ножикам или нервно отшивать хама. Более надуманный и бредовый способ введения в игру надо еще поискать (ээм, мисс?..).
По отбытии поезда стартует вторая стадия увлекательного шоу. Героиня и Пуаро сидят за столиком и обсуждают попутчиков. «Что думаете по поводу того господина?» — любопытствует детектив. Развернутые соображения насчет каждого из двенадцати (пока) невинных граждан с лихвой заменяют тихое наблюдение за поведением и характерами (пока не) подозреваемых. Но настоящая веселуха наступает в оставшейся половине приключения, где юная искательница улик пускается в обход двадцати с лишним купе по первому, второму, третьему кругу… Рытье в чемоданах, сбор паспортов, сличение обуви и пространные беседы на одни и те же темы (вы до сих пор с нами?) — любая операция заслуживает отдельного забега по тамбуру. Спасибо линейности и несносным триггерам.
Документы на тумбочках возникают лишь после ознакомительной прогулки, самодельные приспособления для снятия отпечатков (видать, жалко бельгийцу своего оборудования) — после допроса, и так далее. Особенно обидно, если все «отпечатывающие» поверхности обнаружены, а необходимой *spoiler* под рукой нет. Вот наша пассия и коротает досуг за стянутыми из книги диалогами да захватывающими путешествиями из машинного отделения в багажное. Правда, иногда и на улицу выпускают размяться. Неизгладимое впечатление оставляет плутание по зимнему лесу в страшную пургу, удачно закрывающую обзор. Непосредственно загадок в «Экспрессе» всего две: передача машинисту вставной челюсти убитого (трогательная сценка) и конструирование радиоприемника из подручных средств, логику которого я, увы, постигнуть не смог. Даже хваленые три концовки оформлены под упрощенный вариант Law & Order: бездумно выбираем нужную версию из списка (ненужную выбрать не позволят резким «мэм, вы ошибаетесь!»), а затем прослушиваем разоблачительный рассказ сыщика. И никаких флэшбэков; гнетущая тишина и люди-отморозки венчают волнующую интригу. Похоже, все деньги ушли на приглашенную знаменитость…
И я по шпалам иду домой
Голос Дэвида «лучшего Пуаро всех времен и народов» Суше — единственный лучик света в плесневелом мире Orient Express. На его фоне меркнут и прочие говорки с гадкими акцентами, и туповатые модельки, и окружающие их бесцветные декорации… Ну, вы поняли.