Светлая тема

Рецензия на игру Age of Empires II: The Conquerors

Билл Гейтс как-то сказал, что никогда не нагнется за валяющейся десятидолларовой бумажкой, так как затраченное на наклон время не окупится. Можно сказать, что это девиз Microsoft. Там никто никогда не будет заниматься чем-то, что не принесет доходов. Казалось бы, по концепции Age of Empires не то что вчерашний, - уже позавчерашний день. Ан нет, как будто дразня, вторая инкарнация недавно снова забралась в десятку самых продаваемых в Штатах игр. А времени-то с момента выхода прошло немало. Ну чем не повод для размышлений...

Антология игры

А add-on тем временем цветет и пахнет. Извините, что я так быстро с выводами, кудесники из Ensemble не оставляют мне права выбора. Товарищи воргеймеры, прозябающие в царстве хексов и AI на грани возможностей, давно сказавшие свое первое и последнее "фи", просто не могут разделить мою любовь к этой игре. Все это было: рыцари-дебилы, ругательства по поводу очередной застрявшей в лесу катапульты (ну почему их одних отпускают, а!), проклятия противников, день и ночь бросающих на лагерь тонны мяса. Все как раньше, во времена безраздельного властвования WarCraft II.

Потом была вторая часть. Веха, если хотите. Впервые люди, будто мелкие букашки, забегали около исполинских домов и требучетов, научились ходить строем, обрели головной мозг, наконец. Эволюция идет безостановочно, что очередной раз доказала Ensemble. Вы не найдете в Conquerors автоматчиков (пусть ими занимаются ребята из Stainless Steel Studio), не сможете накрыть противника атомной бомбой, да что там, мушкет здесь самое смертоносное оружие. Зато есть много всего такого, из-за чего трехмерные собратья давно обгрызли все ногти на ногах.

Reasons to be good game

Во второй части было 13 рас (можно повторять эту фразу до бесконечности, назло последователям Blizzard и господина Крафта Первого лично), в add-on'e добавилось еще 5. Итого 18 полноценных народностей, со своими технологиями и юнитами. Секрет в том, что те же юниты мало чем отличаются друг от друга. Тут работает классическая схема, отработанная еще в WarCraft II, где между орками и людьми отличия были в основном в расцветках. Основную роль играли именно специальные юниты для каждой расы. Костяк армии все равно состоит именно из безликих мечников, конников и лучников, с той лишь разницей, что у разных рас каждый из этих юнитов может обладать бОльшими способностями. Клин клином в AoE редко вышибают. До стратегического пира Starcraft этой игре, конечно, безумно далеко, но никто и не пытается сравнивать.

В отношении кампаний из оригинала ругались все кому не лень. Я, признаюсь, тоже местные изыски недолюбливал за излишнюю масштабность в четырех стенах. Не нужно было пытаться сотворить какие-то там эпические сражения на квадратном поле с заданными размерами. В Conquerors ошибка исправлена. Все в лучших традициях Beyond The Dark Portal и Brood War. Сценарии написаны нормальными людьми, в жизни не читавшими книжек с громкими названиями с лотков у станций московского метро, все в меру разноображено скриптовыми сценами, что вносит немалый вклад в интересность процесса. Это можно сказать и об интеллекте врагов и коллег.

Как ни странно звучит, подданные стали заметно умнее. Теперь корабли организуют формации, а фермы, утратившие плодородность, автоматически строятся крестьянами заново. Есть в жизни счастье! Даже такое занятие, как строительство стен, вызывавшее у наших холопов чуть ли не предсмертные судороги, теперь реализовано лучше (это, кстати, официальная фича!).

Но часть недостатков все равно осталась. Братья почему-то всегда ломятся к указанной цели, игнорируя атакующих их противников, так что лучше никогда не натравливать на конкретную цель всех сразу. Мушкетеры каким-то неведомым образом продолжают стрелять через стены. Правда, пока им не укажешь цель, делать этого они все равно не начинают. В некоторых миссиях огорчил pathfinding. Но общее впечатление от AI все равно приятное. По крайней мере, в сравнении с наводнившими рынок трехмерными погремушками, Conquerors выглядят санаторием на фоне "Бухенвальда".

Завоеватели времени

От сухих фич можно перейти и к главному. Новых рас, как я уже отметил, пять: варвары, ацтеки, майя, корейцы и испанцы. Каждая, как здесь принято, чем-то отличается от других, что, несомненно, является коньком игры, особенно учитывая количество национальностей. Но это лирика. Самое главное - кампании. Им вполне можно посвятить отдельную песню. Их не так много, всего пять, по одной за каждую новую расу. Причем, что очень странно, корейцам доступны сразу все миссии в кампании. Дискриминация, однако. Но по интересности кампании в Conquerors одни из лучших, что я видел в подобных играх.

С новыми расами пришли и новые юниты. Кстати, любители повеселиться могут радоваться - наконец-то появились долгожданные камикадзе! Быстро и практично. И смертоносно. Пара пацанов, и секции стены как не бывало. По вкусу также можно добавить 26 новых технологий. Вот вам и полная картинка. Праздник со слезами на глазах. Конечно, новые расы не вносят ничего нового в игровой процесс и не очень-то влияют на устоявшуюся тактику, но все же...

Вы еще здесь?

Определенная привязанность к солдатикам, лошадкам и замкам является абсолютной предпосылкой к истязаниям над любимой копилкой. Да, это не Starcraft и давно уже не Наш Выбор, это просто игра, за которой приятно провести часок-другой свободного времени. Если что, я готов прилюдно поцеловать знамя AG и признаться, что буду играть в эту вещь после обзора.