Светлая тема

Рецензия на игру Век парусников 2

Ушедший год, что ни говори, выдался весьма запоминающимся. Виртуальный мир, который редко будоражат человеческие проблемы, сиял красками громких имен и побед, шутил, смеялся и был неподражаемо обаятелен. Да и проводили мы его славно, не как всегда, дома под елкой по пояс в иголках, а в жарком климате, в изысканном обществе пиратов и залихвастских морских приключений. Старт нового витка Земли играющие жители планеты (точнее, та их часть, которая не боится морской болезни) встречают снова на море, но теперь уже в более серьезной обстановке, с почти незаметной примесью бесшабашности и солидными требованиями к серому веществу. Подобные круизы чертовски смахивают на традицию, если только «Акелла» согласится принять звание «Самого «морского» разработчика» и к следующему приходу Деда Мороза соорудит нам подарок, пока мы редкими, но длительными набегами терзая "Корсаров", будем изучать новый томик истории парусного флота…

Наследник престола

Век парусников 2 (на Западе именуемый Age of Sail 2) снова, как и несколько лет назад его предшественник, не имеет аналогов. Потенциальные конкуренты так и остались стоять на месте с разинутыми ртами - в далеком 96-м первая часть сражала наповал своим историческим колоритом и отработкой многочисленных деталей. Сегодня смотреть на оконный интерфейс, прибитое к монитору море-скатерть и далекие от совершенства фигурки кораблей можно только по причине знакомства с архивами или приступов ностальгии, но у нас, к счастью, есть альтернатива.

Весьма, надо заметить, объемная - сиквел, охватывая период конца XVIII - начала XIX вв., включает в себя настоящую глыбу сценариев, среди которых встречаются и гипотетические, и шесть кампаний, от знаменитых битв Нельсона до русско-турецкого конфликта. Одна краше другой. Редактор сценариев на уходящий поезд не успел, но разработчики обещают выпустить его вместе с аддоном, где будет еще масса всяких новинок. Поначалу можно посетовать на отсутствие учебника, но пара кампаний, в большинстве своем составленных из стычек один на один (они, кстати, практически зеркально повторяют друг друга), прекрасно исполняет эту роль без отрыва, так сказать, от производства. А учиться, поверьте, есть чему.

Белеет парус…

Флот, несомненно, главное действующее лицо игры, ее душа и идейный вдохновитель. Постепенное отмирание школьной литературы по истории - почти свершившийся факт, ибо, как бы ни были прозрачны в этом плане игровые брифинги, они содержат имена, даты, краткие описания событий… вполне себе энциклопедические данные. За точность не извольте беспокоиться, реализм скрупулезно выверен и отшлифован, а игровая база содержит свыше 2 тысяч реально существовавших кораблей. Авторы попытались максимально сверить каждый сценарий с историческими источниками, проверить, так ли все происходило много лет назад. Воссозданная в игре эпоха, - безусловно, плод длительной работы с историческими материалами.

Наше знакомство с ней проходит постепенно, оставляя в голове сущую путаницу из названий турецких, русских, французских и англо-американских. Все-таки кампании - это не просто ряд хронологически расположенных сценариев. Исключая нельсоновские победы, где одно только участие уже должно являться смыслом, нас частенько подбадривают различными стимулами. То в газетах напишут, то медаль какую дадут, то в ранге повысят. Материальная выгода тоже имеется, - русский царь за разгром проклятых басурман порой жалует новую посудину в нашу разрастающуюся армаду, но больше всего привлекает возможность покупать корабли самому. Каждая победа сопровождается иногда очень неплохими призовыми суммами, на которые, помимо заделывания пробоин, можно с легкостью приобрести свежее подкрепление. Нет, оно вовсе не падает с неба. Корабли под флагом нашей нации, надо полагать, появляются с судоверфей, а остальные - прямое следствие наших трудов. Захваченные и взятые в плен. Думаю, нет нужды объяснять, как неплохо, аккуратно обхаживая какой-нибудь фрегат ядрами, не пускать его на дно с яростью завзятого пирата, а довести до кондиции «белого флага». В этой нелегкой операции, конечно, не только мы играем роль первой скрипки. Есть еще команда противника, ее численность и класс (квалификацию своего экипажа можно повысить за определенную сумму), степень повреждения корабля и многое другое. Сдается компьютер частенько, но обычно в безвыходных ситуациях, когда становится ясно, что крепкой пробоины ниже ватерлинии ему не избежать. Все это кажется вам слишком легким?

Будни командора

Командование одним, двумя, даже квартетом кораблей, действительно, проблем практически не вызывает. Мы можем распределять суда по группам, выстраивать их в формации, определять линию поведения и сооружать хитроумные waypoint-маневры. В наличии имеется функция автоматической стрельбы по цели в пределах досягаемости орудий (для определенного вида заряда она, понятно, своя собственная), что, впрочем, не мешает одному подопечному снести к чертовой бабушке половину палубы другого, если ему закроют неприятеля (увы, дружественный AI пока еще не настолько умен, чтобы различать «своих» на линии огня; этот недочет приходится корректировать собственноручно). Иными словами, при небольших масштабах баталии процесс действительно смахивает на приятную прогулку по капитанскому мостику.

Рассеивание заблуждения начинается после пристального изучения интерфейса. В отличие от оконного, он очень приятен на вид и не отсвечивает ляпами в оформлении. Нужные экраны по одному клику появляются и исчезают, - их свободное перемещение позволяет создать наиболее предпочтительную расстановку. На мониторе можно расположить почти полную выкладку, при этом никаких помех непосредственно боевому патрулированию в сочетании с обменом снарядами не возникнет. Здесь есть все, от направления и силы ветра и участвующих в сражении кораблей вплоть до таких мелочей, как время, затрачиваемое на поворот. А дополнительные иконки активируют названия, проделываемую в данный момент операцию на судне, повреждения и многое другое. «Горячие» клавиши не помешали бы (точнее, их однозначно должно быть больше), поскольку даже специальная картинка в Help’е, объясняющая, что, где, как и зачем, заучивается далеко не с первого раза. К счастью, приказы можно отдавать во время паузы, да и само реальное время в морском бою того времени - штука довольно медлительная. Желающим предоставлена возможность ускорить его аж в 32 раза.

Впрочем, тренировка памяти - вещь исключительно полезная. Причиной относительного неудобства является экран раздачи приказов команде. Он же, кстати, по совместительству является предметом отдельного восхищения. Если начинать плясать от печки, вся человеческая сила на корабле распределена по его основным «узлам». Одни отнесены к батарейной палубе, другие следят за парусами, а морская пехота ожидает абордажа. В любой момент мы можем «снять» определенную часть людского ресурса (кроме, разумеется, солдат) и направить на какие-нибудь побочные работы. Вот тут-то и раскрывается потенциал реализованных авторами деталей. Починка парусов, ремонт корпуса или пушек на ходу - это обычное дело. Но как быть, если вражеские снаряды подчистую скосили одну из мачт? Не беда, матросы поставят временную, было бы время. А ну как пожар на корабле? Запутались снасти при абордаже? Сели на мель? Все это требует рабочей силы, и молодому флотоводцу придется честь по чести отстаивать только вчера полученное звание. Мелочей еще очень много, и кого-то может даже удивить, какой объем факторов необходимо учитывать в морской стратегии - даже замер глубины дна или отдачу/подъем якоря.

Однако это изобилие вызывает и некоторые трудности. Массивная панель занимает чуть ли не половину экрана, а постоянные броски к паузе вносят определенный дискомфорт. Хотя… возможно, таким и должно быть настоящее тактическое произведение этого жанра - напряженным, детальным, масштабным. Глобальности игре не занимать.

Взгляд на море

«Корсары», между прочим, в самом начале вовсе не притянуты за уши. Игра частично сделана на их движке, оставляя ощущение чего-то хорошо знакомого. Я знаю, вы уже видели это ослепительное солнце… Камера честно согласует свои действия с нашими манипуляциями мышкой, а подробный zoom открывает восхитительные детали анатомического строения корабля. На палубе даже суетятся предварительно «включенные» в меню человечки, разве что по вантам не лазают. Довершает картину великолепное музыкальное исполнение, стилизованное под старые морские голливудские фильмы. Воинствующие эстеты, само собой разумеется, предъявят претензии к излишней целостности моделей - повреждений вроде как не видно (хотя на самом деле здесь их целых 3 стадии, да еще плюс пожары), и тонут корабли как-то картинно.

У сдержанных тактиков нарекания может вызвать совсем другое. Например, острова, больше похожие на псевдо-айсберги, нежели на землю в ее привычном понимании. Излишне спокойное море, которому явно не хватает взаимодействия с погодными условиями. На редкость светлые ночи (вот, помнится, в Man of War 2, свят-свят, хоть глаз выколи было…). Но, с другой стороны, плохая освещенность и погода влияют на точность стрельбы, а непогода к тому же значительно меняет тактику, - при сильном волнении корпус большого корабля лучше разбивает волну, и получается, что линейный корабль плывет быстрее фрегата, - это позволило англичанам поймать не один французский фрегат своими 74-пушечными кораблями.

Роль таких подробностей не способен преуменьшить даже весьма неоднозначный компьютерный интеллект. Его можно долго критиковать за порой излишнюю трусость, тактическую недальновидность (кстати, по словам создателей, в отдельных сценариях для противника предусмотрена историческая невозможность сняться с якоря; и лично я им верю) и откровенно идиотские попытки протаранить какую-нибудь скалу или своих коллег с неминуемым крушением в результате. Но сказать, что из-за этого удовольствие от игры меркнет и постепенно потухает, никто не имеет права. И вообще… Вы просто попробуйте выиграть Трафальгар. Уверен, желание спорить испарится само собой.

Резюме

Россия - владычица виртуальных морей.

PS: Кстати, в продаже игра появится 14 февраля, так что ждите подарка от 1С и Акеллы.