До выхода «Агрессии» я верил: «Стальные монстры» отучили студию «Леста» от методов доктора Франкенштейна. Ведь пресс-релизы трубили о том, что новую игру соберут не из трех, а лишь из двух кусков. К сожалению, мечтам о «русском Total War» не суждено было сбыться.
Первый блин
Жизнь «Агрессии» висит на ниточке под названием «уникальное сочетание жанров и эпохи». Сам по себе ее стратегический пласт не выдерживает никакого сравнения с Victoria: Revolutions и Hearts of Iron 2: Doomsday, а «тактика» дрожит как осенний лист при упоминании Company of Heroes. Стоит ли говорить об исходе стычки с Medieval 2, возьмись «Леста» за Средневековье? При этом в указанных рамках конкурентов действительно нет (хотя War Leaders: Clash of Nations уже наступает на пятки).
Скриншоты149
Впечатление от широких временных границ (с 1910 по 1950 гг.) портят географические тиски. В Европе, Северной Африке и части Ближнего Востока не развернуться. Из восьми стран разрешено управлять четырьмя: Россией, Францией, Великобританией и Германией. К счастью, неигровые Италия, Испания, Турция и Австрия также активно делят пирог. А вот тем, кто любит Hearts of Iron за возможность вывести в люди «дохляков», не повезло — меньшие державы представлены аморфными «нейтралами».
С другой стороны, тут есть случайные и исторические задания, ставшие жанровым стандартом благодаря Paradox Interactive. Несмотря на значительные дефекты скриптов и хлипкую связь с реальностью (скажем, ничтожное количество недовольных по всей стране и союз с Германией не помеха для начала Октябрьской революции), «квесты» здорово разнообразят монотонный геймплей, что от них и требуется. Если бы не просьбы о помощи из голодающей Баварии, осуществление плана ГОЭЛРО, забота о безопасности японского посланника на своей территории и прочие забавы подобного рода, императоры и премьеры вскоре впали бы в долгую спячку.
Руководить государствами легче легкого. Вся «экономика» — это манипуляции с тремя «ползунками», которые доступны в каждом городе. Два отвечают за добычу ресурсов («промышленности» и «образования»), а третий сбивает спесь с диссидентов и улучшает рождаемость. После изначальной расстановки приоритетов корректировать их приходится очень редко. Не слишком раскидисто и «дерево строительства»: если отбросить переход от «казарм-1» к «казармам-2», остается 12 типов зданий. На правах науки — 32 апгрейда, открывающие новые виды юнитов и бонусы к скорости производства. Дипломатия — быстрорастворимый набор из мира, войны, союза и торгового договора. Ладно скроенный костюмчик жмет в плечах.
Зато в «Агрессии» четко функционирует система исторических персонажей. По просторам старушки Европы семенят Гашек, Дёниц и Дзержинский, похожие на героев Heroes of Might and Magic. Сверхличности поделены на шесть классов: министры, гуманитарии и ученые отираются у населенных пунктов, помогая по хозяйству, генералы ведут армии в бой, шпионы вставляют палки в колеса соседям, а лидеры властвуют. Со временем они набирают опыт и разучивают полезные навыки. Эти способности — ключ к выполнению описанных выше поручений и еще один из небольших успехов «Лесты». Механизм их применения настолько гармонично вписан в общую канву, что даже искусственный интеллект адекватно реагирует на попытки расшатать его трон и кусается в ответ. Правда, боевые действия — калька с Total War (морские битвы «не работают»). Ни о какой позиционной войне и линии фронта речи не идет — командиры вербуют солдат в своих «замках» и мчатся к твердыням врага.
Слаба и социальная сфера. Любопытное многообразие идеологий почти не используется, нет ни толковой «борьбы за электорат», ни серьезных проблем с подавлением волнений. Чтобы сменить строй, необходимо выбрать лидера с соответствующими взглядами, нажать одну кнопку и чуть-чуть увеличить паек для успокоения самых буйных сограждан. Зачем строго судить игру, в которой можно нанять любого специалиста, независимо от происхождения? По-моему, Бернард Шоу, правящий Турцией, — это божественно.
Ком в горле
Впрочем, перечисленные недостатки не фатальны. Если бы здесь был мало-мальски пристойный тактический режим, я посмотрел бы на них сквозь пальцы. Но его сделали из рук вон плохо. Пока увесистые патчи не приведут игру в чувство, она будет одной из худших RTS 2007 года.
ИИ не обучен комбинировать войска и прет напролом. Нисколько не напрягаясь, я истреблял целые полчища. «Агрессия» станет избиением младенцев, едва вы усвоите два-три секрета. Например, пехота обожает ходить толпами из нескольких десятков человек. Еще в рецензии на «Антанту» (первый проект «Лесты») мой коллега Михаил Хромов жаловался на снаряды, разрывающие одним махом 20 бойцов, жмущихся друг к другу. Спустя годы мы видим то же самое, плюс удивительно кучные артобстрелы. Рецепт «Как сделать царицу полей бесполезной» готов. Удар милосердия ей наносят неуязвимые для ружейного огня «панцеры» (от гранат легко удрать) и постройки, рушащиеся от пары попаданий (физика эффектна, да что толку?). Мощный бронированный кулак гарантирует победу, ведь враг не догадается перейти на массовое производство противотанковых орудий. Не менее смертоносны и бомбардировщики, но они не умеют удерживать ключевые точки.
Еще больше расстраивает техническое состояние «Агрессии». До отказа напичкав картинку спецэффектами, разработчики превратили устаревшую графику в приторную мазню. Причем компьютер, годный для World in Conflict, Medieval 2 и Company of Heroes, кряхтя выжимает 15 кадров в секунду. Алгоритм поиска пути плетет сложные узоры даже тогда, когда нужно проехать 20 метров по прямой. Нередки вылеты в Windows. Унылый серый интерфейс не хочет дружить с игроком, зато тычет в лицо разноцветными пунктирами, обозначающими маршруты и зоны обстрела юнитов. Отключить эти психоделические круги или просто поменять настройки графики нельзя. Кое-кто, конечно, сообразит расковырять конфигурационный файл, хотя «доводка напильником» вряд ли входит в обязанности покупателей.
* * *
Раз за разом «Леста» выдает отличные идеи, совершенно не понимая, как ими распорядиться. Почти лишенная RTS-режима, расползающаяся на части «Агрессия» — шаг назад после приличного дополнения к «Стальным монстрам».