Считают ли андроиды электроовец во сне? Поднятый когда-то Филипом К. Диком вопрос до сих пор остается открытым. Но вот о том, что искусственные разумы считают деньги, можно сказать с полной уверенностью. Более того, они их не только считают, но и зарабатывают, тратят, а также воруют у своих более удачливых собратьев. В общем, ведут себя как самые настоящие люди. Так, по крайней мере, обстоят дела на виртуальном Полигоне, созданном командой Skyriver Studios. Жизнь, смерть (точнее, временная амнезия) и немного Elite в холодном металлическом корпусе. Вы готовы?
Program 0: History
Боевые консервные банки, творящие эволюцию… Что-то из области фантастики, правда? Впрочем, у сценаристов есть универсальная отговорка — дело происходит в далеком будущем. Человечество достигло небывалых научно-технических высот, вышло в открытый космос, познакомилось с братьями по разуму и… тихо скрылось в неизвестном направлении. Перед таинственным исчезновением, однако, произошло крайне важное событие — были построены автономные Полигоны, где под управлением сверхмощных компьютеров конструировались новые образцы боевых роботов. Некоторое время все шло в соответствии с программой, но затем в одном из электронных мозгов что-то замкнуло, и произошло Осознание. Проще говоря, родился первый AI. И вскоре по полям испытательного комплекса разъезжали уже исключительно разумные машины, а с конвейеров сходили все более и более совершенные их варианты. На сборочной линии начинает свою одиссею и игрок — в виде механоида пятого поколения.
Program 1: Running Away
Прослушав напутственную речь и совет посетить некий Обелиск Супера, мы выезжаем за пределы базы и пытаемся ощутить тот дух свободы, о котором столь многообещающе пишут на оборотной стороне коробки «Механоидов». После непродолжительного привыкания выясняется — свобода есть, но в ограниченных дозах и для избранных. То есть, попробовать, безусловно, можно все: и выполнение миссий, и торговлю, и «изъятие» чужих доходов на большой дороге, но реальность быстро расставляет все по своим местам. Начинающие олигархи понимают, что тесный трюм стартового глайдера не принесет ощутимых прибылей, даже если загрузить в него самый дорогой из местных товаров — большие энергоконденсаторы (влезает ровно одна штука), а джентльмены удачи заканчивают свою едва начавшуюся карьеру под ближайшим кактусом, на груде обломков. Свобода прямо пропорциональна калибру установленных пушек и сумме на личном счету. Пока же оба эти показателя стремятся к абсолютному нулю, приходится развозить пакеты от одной базы к другой.
В этом, впрочем, тоже есть свои профессиональные тонкости: дороги всех без исключения секторов полны злобных гопников, которые сначала в одиночку, а потом и организованными бандами пытаются отобрать у вас честно заработанные кристаллы. Спасает лишь наличие в любом двигателе такой полезной вещи, как форсаж. Охотники до чужого добра обычно не отличаются расторопностью, и догнать ушедшую от первого залпа добычу уже не могут. Уходя от погони, заскучать трудно, да и без регулярных засад поручения довольно разнообразны. Навыки работника FedEx, конечно, все еще в цене, но видно, что человек, ответственный за квесты, старался избегать этой формулы. Иногда удачно.
Однако если с содержанием заданий все в порядке, то по части количества случился явный недобор. Надпись «Извини, но сейчас работы для тебя нет» впервые появляется буквально через несколько часов после начала игры. Успешному накоплению средств это, естественно, не способствует.
Program 2: Headhunting
Здесь (почти) нет джунглей, но лесной закон, согласно которому надлежит съесть или быть съеденным, действует в полную силу. Отстрел механических собратьев вознаграждается пополнением рейтинга, что повышает общий престиж удачливого охотника и открывает ему двери в ранее недоступные сектора Полигона. Выдают заветные очки и за выполнение миссий, но происходит это ближе к середине игры и в гораздо меньших количествах.
Боевые действия, в отличие от показанной во вступительном ролике гонки с препятствиями, не слишком впечатляют. Пока схватка идет один на один, AI еще пытается маневрировать, заходить с флангов и т. д. Но если у противника появляется хотя бы минимальное численное превосходство, все хитрые алгоритмы разом отключаются, и он тупо прет на игрока, паля изо всех стволов. Самое удивительное, что обычно этого достаточно. Разница между скоростью глайдера и снарядов слишком велика, чтобы можно было более-менее эффективно от них уворачиваться, поэтому «лобовые» столкновения почти всегда заканчиваются гибелью стороны с меньшим количеством бойцов. Выход — либо пересесть на более маневренную машину и держаться как можно ближе к оппоненту, либо, наоборот, вести огонь с максимальной дистанции, не опасаясь ответных выстрелов (очередная игровая ошибка).
Напоследок — пара слов о ракетах. Столь бесполезными эти устройства не были, пожалуй, еще ни в одной игре. Практически полное отсутствие системы наведения заставляет их лететь куда угодно, но только не в цель.
Program 3: Social Behavior
Возвращаемся к коробке. Сразу за «свободой» и «великолепной, технически современной графикой» следует еще один немаловажный пункт — социальная система. Подтверждая эти слова, население всех секторов собирается в кланы (общим числом полтора десятка). Есть, конечно, и гордые одиночки, но их процент невелик. Общественных же личностей много, и видны они издалека. Каждая группировка «одевается» в несколько отведенных ей типов глайдеров, за исключением членов Структуры Перемен. Эти, благодаря своей идеологии, могут использовать почти любые машины. Кроме эксклюзивного оборудования, вступление в клан дает простенький бонус (например, скидку 5% на все покупаемые товары) и существенно изменяет отношения с окружающими. Прежде дружелюбные кланы могут начать охотиться на вас, а вчерашние смертельные враги — напрочь забыть о вашем существовании. Предсказать эти перипетии почти невозможно, остается лишь следить за появлением на радаре красных точек.
Program 4: Tech Bits
Синдром тысячи ошибок, упорно преследующий почти все российские проекты, не обошел стороной и «Механоидов». Игра сыра и даже после установки патча переполнена «багами». О неадекватном поведении AI уже было сказано выше, но этим список не ограничивается. Владельцы видеокарт серии Radeon после установки последних драйверов смогут увидеть интерфейс, переливающийся всеми цветами радуги при выборе какого-либо предмета. Утечки памяти, по словам разработчиков ликвидированные в «заплатке», все равно заставляют игру нещадно тормозить уже спустя два-три часа после запуска, а с включением музыки вы и вовсе рискуете получить слайд-шоу.
Кстати, неплохие сами по себе эмбиентные композиции загублены идиотской системой их переключения. Новая мелодия начинает играть и при въезде в охраняемую зону, и в начале боя, и даже (что раздражает больше всего) при открытии карты. Получающиеся минутные отрывки не доставляют никакого удовольствия. Судя по тому, что в программе настройки музыкальное сопровождение убрано по умолчанию, это поняли и сами сотрудники Skyriver. Со звуковыми эффектами дело обстоит чуть лучше, да и графика, пусть и не во всем соответствующая рекламным обещаниям, оставляет приятное впечатление… если не подлетать к водоемам. Текучая стихия программистам явно не удалась. И визуально, и технически. Она еще больше снижает невысокий показатель fps и к тому же выглядит как кисель двухнедельной давности.
* * *
Чтобы играть в «Механоидов», нужно быть российским игроком. Только мы можем мириться с недоделками, которые следовало исправить сразу после выхода демо-версии, месяцами ждать патчей и отключать звуковые карты ради порции интересного геймплея. Да, мы можем, но желания идти на такие жертвы с каждым разом становится все меньше и меньше.