Светлая тема

Рецензия на игру Air Assault Task Force

Принято считать, что воргеймы — элитарный жанр. Есть близкая народу серия Panzer General и ее потомки, но большинство исторических стратегий не идут навстречу массовому игроку. Правда, обычно после прочтения сотни-другой страниц руководства вопросы исчезают.

С продукцией ProSIM Company этот фокус не работает. Компания, поставляющая свои симуляторы Lockheed Martin, не привыкла искать компромиссы. Раз уж изображать современную войну, то в таких подробностях, о которых простой человек и подумать не может. Интерфейс? Чуть менее запутанный, нежели у военных тренажеров. Даже самые усердные попытки понять, что к чему, не помогут, если вы плохо представляете себе реальную тактику.

We want our fans fighting the enemy, not the game!

Именно под этим девизом велась разработка Air Assault Task Force, тянувшаяся три с половиной года. Разумеется, ProSIM не отступила от принципов и, более того, стала еще аккуратнее обращаться с деталями. Скажем, в предыдущих проектах серии (см. ATF: Armored Task Force) у техники было всего два состояния: «целая» и «уничтоженная», а сейчас системы вооружения ломаются по отдельности. Тем не менее, AATF действительно проще предшественниц. Конечно, авторы лукавят, говоря, что управление подтянулось к стандартам RTS. На самом деле они еле-еле исправили вопиющие несуразицы (например, чтобы отдать приказ, теперь нужно выбрать требуемый отряд и затем нажать на кнопку команды; не то что раньше). Куда нагляднее выглядят и значки различных опций.

«В прочих играх фантазии художника заменяют вам поле боя, а в Air Assault Task Force вы сразитесь на настоящих сопках и пригорках», — нахваливают свое детище создатели. Это полуправда — воевать придется на взятых из архива картах. К счастью, инструмент для проверки зоны обзора в указанной точке все так же удобен. Несмотря на «плоское» изображение, в битвах честно используются три измерения, что особенно важно для игры с «воздушной кавалерией» в главной роли. Нередко доступна и бронетехника, и артиллерия, и бомбардировщики, однако они выполняют вспомогательные миссии.

AATF — не первый воргейм о десантниках, но, допустим, Airborne Assault была посвящена Второй мировой, а показанные в ней операции мало отличались от общевойсковых. Тут все построено на тесном взаимодействии транспортных и ударных вертолетов. Нелепая случайность или ошибка в планировании немедленно приводят к катастрофе. Движок ProSIM подходит для этого идеально — никаких гексов и реальное время с паузой. Хорошо справляется и искуственный интеллект, основная задача которого — терпеливо ждать, пока винтокрылы не войдут в зону поражения крупнокалиберных пулеметов и гранатометов.

Подборка и оформление кампаний заслуживают отдельной похвалы. Кроме учебных сценариев и умеренно-скучной борьбы с террористами в Афганистане, авторы «зацепили» сразу два раскрученных голливудскими лентами противостояния: битву в долине Йа-Дранг («Мы были солдатами») и трагедию в Могадишо («Падение „Черного ястреба“»). Благодаря фильмам воображение превращает копошащиеся фишки в живых людей.

Еще более глубокое «погружение» обеспечивают подробные, аутентичные брифинги. Пускай After Action Report Гарольда Мура (Harold G. Moore), возглавлявшего 1-й батальон 7-го кавалерийского полка 1-й аэромобильной дивизии во Вьетнаме, легко найти в Интернете — такие штрихи делают игры душевными.

* * *

Если вы всерьез увлекаетесь военной техникой, Air Assault Task Force — один из лучших способов увидеть грозные машины в действии, не подставляя голову под пули в горячих точках.

P.S. Тем, кто отважится запустить игру, будет полезно знать, что сценарии старых проектов совместимы со всеми ее возможностями. На мой взгляд, очень достойный шаг ProSIM Company.