- Главная/
- Игры/
- Эл Эммо и сокровища золотой шахты/
- Рецензия
…От нее Фред в
восхищении,
Но опасность пере…отвержения
Не позволяет всю правду рассказать.
Баллада
о Фредди Фаркасе
Чудится мне, 2006 год мы запомним как «время фанатского неповиновения». Внезапный наплыв отборной любительщины смахивает на акцию протеста против загнивания основ жанра. Вслед за шикарным «old school»-ужастиком Scratches игроки получили симпатичную Barrow Hill, ухоженную Ankh и The Great Cow Race, пронизанную ностальгией по Day of the Tentacle. Маленькие студии, стесненные копеечными бюджетами, возвращают адвенчуры в былое русло.
Подкрепление в лице Al Emmo — самый наглядный пример вышеупомянутых вздохов. Для избранных, которые еще не забыли седые девяностые и пришедшийся на них расцвет графических приключений. Проект, устаревший не только внешне (чего стоит разрешение 640x480!), но и концептуально. Подумайте, где вы в последний раз встречали искренний, легкий и, главное, смешной стеб над невиннейшими вещами?
Для того мы с гор и спущены…
С такой биографией Бритни и Кристоферу (Britney Brimhall & Christopher Warren) впору бы гнуть спины на какую-нибудь крупную корпорацию, обмозговывая дизайн очередного экшена или MMORPG. В статусе Anonymous Game Developers они приобщили публику к культуре римейков: столь кропотливая реставрация «королевской» дилогии не снилась даже профессионалам из Sierra. Толпы людей восхищались значительным потенциалом анонимусов, Роберта Уильямс (Roberta Williams) радостно хлопала в ладоши, Джош Мэндэл (Josh Mandel) жертвовал голос на неоплачиваемые нужды, а журналисты разорялись на звания «лучших фэнмэйдов»…
Пока молодые коллективы, воодушевленные чужим успехом, корпели над реанимацией упущенных шедевров, подпольные гении решили выбраться в свет с собственной командой и (представьте!) работой. Дождемся ли мы обещанного Quest for Glory II Remake, неизвестно, однако 3,5 года, потраченные на пестование первенца, себя оправдывают. Конечно, творение вышло сыроватым, непригодным для масс, да вдобавок сбацанным на бесплатном движке. Хотя неужели это может остановить настоящих некр… эм… не критиков, но ценителей?
Cowdy, boy!
Откуда взялась идея измывательств над Диким Западом, мне неведомо. Если опустить милую и забытую всеми Gold Rush!, переболевшую золотой лихорадкой, на ум приходит разве что Freddy Pharkas, Frontier Pharmacist — безумное скопище юмора от двух величайших сатириков сиерра-периода, Мэндэла и Эла Лоу (Al Lowe). Очевидные параллели, типа четкого деления на главы или обилия шуток на отрезок локации, к сожалению, не усыпили разум сценариста и дизайнера Бритни, как и заметное сходство нынешнего героя с длинноносым казановой. «Ни Фаркаса, ни Ларри в глаза не видела», — последовало безапелляционное заявление.
И действительно, Al Emmo сложно обвинить в подражании чему-то конкретному. Сорокалетний девственник, приехавший в заброшенный городишко в надежде найти свою половинку, вполне соответствует образу «предельно абсурдного кандидата в протагонисты». Ему недостает самостоятельности Лаффера, выделявшегося схожими комплексами; он не умеет эффектно выкручиваться из глупейших ситуаций, словно Гайбраш Трипвуд; а голосу Эммо позавидует редкая пиратская контора. Идти бок о бок с подобной амебой поначалу ужасно не хочется.
Поскольку неудачнику ни черта не светит, несмотря на упорные попытки приударить за подвернувшейся красоткой, сразу всплывает мысль о более глубоких мотивах не вылезать из ботинок очкарика. Мысль, не столько продиктованная пространным интро, сколь навеянная затянувшимся ожиданием. Да-да, в ранних эпизодах (по третий включительно) ничего толком и не происходит. Надуманные с виду проблемы вроде поиска букета для дамы или изготовления защитного крема от солнца (опять для дамы) неспешно подталкивают к интриге, обрисованной в названии. Древние шахты, золото ацтеков… В преддверии кульминации протекут оставшиеся пять актов. Пора бы уже осознать, куда вы попали.
Продлевая жизнь
Хватит тянуть. Комедийно-пародийная личина ретроспективы яро выпирает наружу. По завершении вводной части нас ошарашивают зычным гласом из динамика. Нарратор (narrator)! Феномен, внедренный когда-то Sierra, нежно почитаемый хардкорными стариками и совершенно чуждый поколению 96+. Незримый дядя (здесь — незаменимый Джон Белл) едко комментирует действия либо издевается над поведением незадачливой обузы, то и дело вступая с последней в полемику. Доходит до того, что финальный забег «дядя» умудряется пропустить, «отлучившись на минутку», и Элу приходится брать бразды правления в свои руки. А высокопарный тон? Явный намек на поздние выпуски Space Quest.
Естественным придатком выступают и тысячи строчек уморительных текстов. Такого беспредела жанр не знавал давно! Реакция игры на любой допустимый контакт с миром — тому подтверждение. В пределах четырех стандартных иконок разрешается творить все, что взбредет в голову. Интерактивное окружение отзывается на всякую прихоть. Завести беседу с деревом, рассмотреть цветочек или заграбастать склянку из магазина — всегда готов ответ. Произвольно взятая точка обязательно индивидуализирована и высмеяна в лучших традициях помянутых весельчаков. Только кактусов в квесте с полсотни, и каждому из них отведено собственное описание (где-то даже познавательно)!
Множественные гэги и отсылки очень часто вызывают непринужденную улыбку, нередко заставляя усмехнуться. Жонглируя словами, девушка потешается над именами и характерами, попутно пиная и масскультуру. Наибольшее число восторгов пришлось на карточки, обозначающие межуровневые переходы: изящные реверансы к известнейшим кинолентам чудо как хороши. Правда, нехватка искрометности и «глубины» в диалогах и монологах подчас портит впечатление от путешествия. В противовес приятной возможности вдоволь поболтать «за жизнь» с тем или иным субъектом нам почти не раскрывают его внутреннее содержание, делая ставку на стилизованные голоса и тонны бесполезной информации. Помнится, Freddy Pharkas страдал похожими симптомами, но боже, что за чудесные афоризмы выливались на наши уши!
Порой неосторожное зубоскальство заводит чересчур далеко. Например, что за странное влечение автора к трансвестизму? Еще в заставке Эммо натыкается на представителя этой половой дисгармонии, скрывающего недельную щетину за пластами косметики. В дальнейшем картину дополнят индеец, щеголяющий в шелковом платье, и мерзкая сцена с участием основного лица, замаскированного под проститутку. Что хотела сказать Himalaya? Загадка.
В поисках золотых слитков
Традиционный «point'n'click»-геймплей приветливо распахивает двери для всех желающих. Обилие инвентарных задачек время от времени прерывается немудреной головоломкой, а под финал обрастает несколькими вариациями на быстроту реакции и, не поверите, одной на тему (ouch!) «пятнашек». Впрочем, это — скорее неприятное исключение на фоне занятных проблемок. Случаются и приступы пиксель-хантинга (куда уж без них), и неочевидные решения, но чувство ностальгии неизменно подслащивает спорные моменты. Да и вряд ли вы потратите на игру больше 15 часов. В конце концов, не стоит забывать о масштабах разработки.
С другой стороны, закрывать глаза на вопящие шероховатости недешевого ($30) проекта тоже не хочется, несмотря на понятную кустарщину. И главным злом флэшбэка с оглядкой на 90-е, что парадоксально, стало 3D. Чем я заслужил сварганенные наспех ролики в низком разрешении, рассыпающиеся по 19-дюймовому экрану снопом разноцветных искр? Трижды они мозолят органы зрения и трижды поражают злокачественной катарактой. Ей-богу, неприлично такое демонстрировать, пускай и в бюджетном релизе. Что мешало выдержать единый стиль «комиксов», которого придерживается оставшаяся половина приключения? Тем более что яркие, сочные рисунки как нельзя лучше передают общее настроение. Увы и ах.
Зараза распространилась и на нагромождения пикселей, изображающие людей. Уродливые модельки, собранные тяп-ляп в ближайшем трехмерном редакторе, совершенно не гармонируют с прекрасными панорамными видами ручной выделки. Слегка анимированные конечности покачивают дубовые тельца слева направо; плывущий силуэт Эла неловко скользит над землей; жесты экономно подогнаны под одну гребенку… VIP-персоне, ясен пень, отвели нешуточный набор свистоплясок, подчас способный впечатлить. Однако ботинки-копытца и болтающиеся обезьяньи культяпки постоянно напоминают о себе.
Кристофер пытался оправдываться перед публикой, мол, средств на 2D-анимацию не подвезли, специалист по объемным заставкам сбежал, ну и вообще, количество исполняемых кульбитов гарантированно перерастает в качество. И мы ему охотно верим. Непонятно лишь, на что зрителю россыпь невнятных рывков, идущих в ущерб столь лелеемой атмосфере?
Казнить нельзя помиловать
Таков приговор. Для маститых ветеранов квестовых побоищ вышеизложенные жалобы не станут серьезным препятствием при проникновении в глубинные нотки, упрятанные создателями под чуть мятую обертку. В прошлое помогут окунуться и окошки с мордашками человечков, и замечательный музыкальный ряд от Quest Studios, и запоминающийся главный герой. Игрокам нового поколения рекомендовать подобную андерграундную поделку я бы поостерегся: вникнуть в смысл богатых «мышиных» возможностей и нерасторопного процесса им будет нелегко. Что первым, что вторым запятые предлагаю расставить самостоятельно.