- Главная/
- Игры/
- АЛЬФА антитеррор/
- Рецензия
Есть люди, от которых всегда ждешь подвоха. Красивые картинки и обилие интересных особенностей обещали нам, по меньшей мере, лучшую и самую реалистичную походовую стратегию за всю историю жанра. Про наших солдат, про наши войны и от наших разработчиков (это слегка настораживало, но внезапно проснувшийся патриотизм не желал слушать критически настроенное полушарие мозга, отсылая его к сладким пресс-релизам и другим официальным источникам).
Реальность расставила все по местам. Продемонстрированная в конце ноября бета-версия лишь добавила вопросов, отодвинув премьеру игры на неопределенный срок. На исправление наиболее явных ошибок потребовался бы не один месяц, а ведь нужна еще тонкая настройка баланса карт, тестирование… Пессимисты знали все наперед. Мы благополучно дожили до релиза, но на мониторе все та же картина: неудобный интерфейс, завышенная сложность и отсутствие простейших элементов вроде мини-карты или нормальной камеры.
Скриншоты115
Военные ужасы
Сюжет одиночной кампании посвящен судьбе офицера, прошедшего все круги военного ада — от Афганистана до Чечни. Он рассматривает слайды и вспоминает боевое прошлое, а мы тщетно пытаемся сообразить, к чему эти сантименты — все персонажи игры одинаково безлики, и выделить главного никак не получается. Прочитав боевой приказ (выпускники военных кафедр уронят пару ностальгических слезинок), выбираешь оружие, переносишься на поле брани и… впадаешь в долговременный ступор. Не льстите себе — последний пункт обязателен для всех.
Игра беспощадна к новичкам. Никто не собирается разжевывать очевидные, с точки зрения авторов, вещи — краткий файл помощи и руководство (не ищите, на диске его нет) знакомят с азами, слишком многое оставляя за бортом. По идее, первая миссия должна была сыграть роль «учебника», но у разработчиков нашлись важные дела, так что не обессудьте.
Классический походовый режим — привилегия идеологически чуждого киберпанка. В «АЛЬФЕ» все гораздо хитрее. Мы решаем, куда идти, в кого палить и как реагировать на появление врагов, жмем кнопку окончания хода и любуемся на 20 секунд непрерывного действия. Полностью аналогичная концепция была в Laser Squad Nemesis, хотя нечто схожее наблюдалось и в Incubation. Вмешиваться нельзя, а вот до посинения просматривать «операцию», меняя ракурс непослушной камеры и вникая в подробности, — пожалуйста. Минимальной автоматизации не предусмотрено. Насколько было бы удобнее, если бы игра сама обращала наше внимание на ключевые события хода… Так и гибель соратника легко прозевать.
Умирать же придется регулярно. Выжившие солдаты от миссии к миссии улучшают боевые навыки, из чего так и напрашивается логический вывод — новички неоправданно слабы. Араб с АКМ умудряется стоя стрелять точнее лежащего снайпера с «Драгуновым»! У нас тут «Альфа» или сборище «духов», которые вчера научились правильно наматывать портянки? Зато нет попсового «столбика здоровья». Если убивают, то насмерть — ранения в игре редки. Зеленая полоска под портретом обозначает степень усталости. Полторы-две минуты бега по пересеченной местности, и боец полностью выдыхается. Единственный выход — полежать под кустиком.
Убойная сложность прекрасно сочетается с невозможностью сохраниться по мере прохождения миссии. Разработчики наверняка удивятся, узнав, что не все готовы потратить на уровень два-три часа подряд. К тому же с первого раза осилить его, скорее всего, не получится. Ближе к финалу накал страстей достигает запредельных высот. Когда весь отряд в очередной раз гибнет, а игра равнодушно вылетает в меню, предлагая начать всю катавасию заново, хочется совершить что-нибудь уголовно-наказуемое. В итоге каждая миссия выучивается наизусть, а главным стимулом к дальнейшей борьбе становится упрямство, смешанное со злостью и подступающим маразмом. В моем случае преобладал профессиональный долг. Тем, у кого не обнаружилось перечисленных качеств, будет тяжело.
На стороне противника играет даже интерфейс. Не пытайтесь отыскать мини-карту в уголке экрана. Расстояние до цели прикидывается «на глазок», из-за чего не всегда можно понять, попадает ли злодей в радиус эффективного поражения. Отсутствие значков над головами подчиненных позволяет снимать зрелищные скриншоты, но этим положительные моменты исчерпываются — мало кому по силам заметить сливающиеся с травой фигурки. Треугольников «line of sight», ставших знаменитыми благодаря Commandos, также не предвидится. Учитывая неровность ландшафта, трудно определить, какую зону солдат видит, а какую — нет. Ножи и «снайперский» вид из глаз остались в рекламном ролике.
Впрочем, что придираться к мелочам? Обычное текстовое окошко, сухо протоколирующее происходящее, избавило бы нас от миллиона проблем, но… снова суровое «нет». Спасибо и на том, что оставили невероятно лаконичную информационную панель бойцов. «Здоровье: здоров. Действие: стоит». Гениально.
Состояние полного отчаяния следует за нами на протяжении всей игры — неизвестно, как поведут себя герои после нажатия на кнопку окончания хода. Я могу смириться с тем, что для командира спецподразделения моих умственных извилин не хватает, но когда исполнению задуманного мешают компьютерные недоработки (персонаж не сумел обежать соседа или иное препятствие) и кривой интерфейс (забыл убрать сектор огня, и боец не двинется с места), это не лезет ни в какие ворота. Разумеется, протестировать приказ заранее нельзя, иначе интрига разрушится. Да и в общий «декадентский» стиль игры эта действительно полезная деталь не вписывается.
Кое-что мне и вовсе недоступно. Например, почему бойцу можно установить хоть сотню постоянных (кроме них есть пятисекундные) секторов для стрельбы? О том, что «сектор» — не совсем линия, я вообще молчу.
Зато доступный арсенал внушает уважение — такого разнообразия отечественного оружия не было ни в одной игре. Помимо традиционных АКМ, АК-74 и ПК, встречаются две модификации РПК, АК-74М, пулемет «Печенег» и диковинки вроде автомата Кокшарова, «Грозы» и «Кипариса», куча снайперских винтовок (СВД, знаменитый «Винторез» и бьющие на два километра 12,7мм винтовки СВН-98 и В-94), гранаты плюс солидный выбор пистолетов и пистолетов-пулеметов. Круто — пусть и неясно, кому и зачем нужно это богатство. Ветераны виртуальных боев получат свою порцию морального удовлетворения, но здравомыслящий человек так и не сумеет уловить разницу между «дешевым» АКМ и АК-74М, «стоящим» ровно в два раза дороже. В Jagged Alliance 2 все сомнения разрешались мановением мыши, достаточно было выбрать обычный или «реалистичный» режим, битком набитый оружием. Хотя такие уступки — прерогатива безграмотных штатских. Но историческая достоверность соблюдена. Во времена войны в Афганистане некоторые из этих «стволов» не существовали, поэтому и доступ к ним вы получите не сразу«.
Гостям из SWAT или SAS не придется осваивать российское оружие — к услугам иностранцев популярные модели, знакомые по многим играм. Автоматы FAL, FAMAS, Steyr AUG, G36, M16, М4, пулеметы M249 и MG43, снайперские винтовки M-24, PSG-1, Barret M99 (к ней прилагается всего девять патронов) и т. п. Но М60 почему-то нет.
Чуть выше я неспроста упомянул о цене. Перед началом операции нам выдают энное количество у.е., на которые приобретается оружие, броня и прочие бирюльки. Взяли хорошую «снайперку» или крепкий бронежилет — извольте обойтись без гранат. Я подозревал, что в армии трудно со снабжением, но был уверен, что у легендарной «Альфы» все в порядке. Век живи — век учись.
Графика является неоспоримым достоинством игры, но за визуальные «пряники» мы вынуждены расплачиваться неслабыми системными требованиями. Кусок леса, грязненькая, замученная войной деревушка, полуразваленный городской район или ничем не примечательные горы Афганистана — некоторые карты нарисованы очень тщательно, с любовью к деталям, хотя попадаются и посредственные творения.
Настоящая многоэтажность стала приятным сюрпризом. Не думаю, что вам придется сражаться в помещении (и использовать соответствующую тактику), но иногда бывает полезно забраться куда-нибудь повыше. И трава здесь — высший класс. Как в шутере. Лежащий в ней боец практически невидим. А вот разрушаемых объектов нет. Сколько ни жахай из РПГ — все без толку.
Наиболее ужасно сделаны края уровней. Парящая в невесомости местность попросту обрывается в межгалактический хаос — в одной из миссий подстреленный враг лихо слетел с плоского «покрытия». Терри Пратчетт остался бы доволен.
Тактика скрещенных пальцев
Тактика вполне сообразуется с реализмом. Лобовое столкновение редко приводит к победе. Приходится ползать, прятаться, пользоваться бесшумным оружием и вообще всячески хитрить. У бойца, налетевшего на свирепого моджахеда, мало шансов выжить, а длительная перестрелка сродни лотерее. Маскировка — великая сила. Укрывшегося в зарослях снайпера в маскхалате можно засечь лишь по характерному сопению, поэтому зачастую лучше переждать, пока ситуация не успокоится.
Глупостей, к сожалению, тоже хватает. Чрезвычайно чувствительные к звуку выстрела жители Востока спокойно относятся к валяющимся на дороге трупам товарищей по оружию и не спешат поднимать тревогу. После весьма долгого (пусть и не всегда успешного) общения с игрой мне стало чудиться, что местные террористы вовсе не люди, а роботы-андроиды или зомби, оживленные неизвестным колдуном вуду. Вот вам случай «из жизни». У кучи ржавых бочек стоят два злодея. Мой снайпер-дальнобойщик убивает одного. Второй продолжает задумчиво почесывать в штанах. Стрельбы он не слышал, наших ребят не видел, а значит, все нормально. Занавес.
Борцы за мир во всем мире иногда выглядят совершенными идиотами. Как-то синхронизировать предстоящие действия (например, для правильной организации засады) нереально — два снайпера никогда не поразят две цели одновременно, хоть тресни. Техника расставлена исключительно для декораций. Задание «Взвод в обороне» умиляет — время на подготовку есть, но огневые ресурсы обеих БМП (третья, видимо, заблудилась в окрестных болотах) оказываются незадействованными.
Обилие мелких недоделок заставляет усомниться в том, что игру тестировали. Второй уровень кампании предваряет короткий ролик на движке: террористы выводят из села двух пленных офицеров (не поймете намек — сами виноваты), а затем на другом конце карты еще один бородач заходит за домик по малой нужде, где его, не дожидаясь окончания процесса, отправляет на тот свет спецназовец. Мило, но после этого появляется стандартный экран расстановки бойцов — все ироды живы, трупа рядом с той самой стенкой нет… Это что — галлюцинация, вызванная солнечным ударом? Так можно было делать лет пять назад, но сегодня… Любительщина какая-то.
Мириться с действительностью помогает мультиплеер. Быстрые, длиной не более десяти минут, матчи насыщены адреналином и поразительно контрастируют с тягомотиной «сингла». Вот только почему режимов игры всего два («дефматч» и «доминирование»)? Кстати, разработчики, похоже, забыли про настройку параметров матча в hot seat. При игре по локальной сети комплектность полная, а тут обвесили.
Великий пшик
Амбициозный проект, чей колоссальный потенциал так и не выбрался наружу. Графика и мультиплеер — два пункта, ради которых стоит открывать коробочку с дисками; почти все остальное вызывает только раздражение. Не исключено, что грядущие патчи (авторы кличут их нерусским термином «паблиши») отчасти исправят бедственное положение, добавят толковую систему сохранений и мини-карту, вернут искусственный интеллект из запоя… Но когда это произойдет и произойдет ли вообще, точно не знает никто.
Выпуск сырых продуктов становится печальной традицией для MiST land. От того, что именно ей достались права на создание Jagged Alliance 3 и Disciples 3, легче на душе не становится. Хотя лично я еще верю в чудо, в то, что в обозримом будущем разработчики повернутся лицом к своим потребителям, перестанут воспринимать их в качестве бесплатных бета-тестеров и откажутся от принципа «купите и такое, все равно альтернативы нет». Впрочем, случайности давно закончились. Появилась тенденция.
И еще одно. «АЛЬФА» — это какая-то аббревиатура?..
Свершилось! Наконец-то и в России научились делать действительно яркие и запоминающиеся игры. Не жалкие коммерческие продукты с прицелом на Запад, а сильные стратегии, создаваемые без оглядки на многолетний опыт других команд — с чистого листа и с чистыми идеями. Это не «русский Jagged Alliance», это гораздо круче. Даже если вы никогда не играли ни во что сложнее «Сапера» — попробуйте «АЛЬФУ антитеррор». Уверяю, вы нескоро ее забудете.
На страже Родины
По-военному лаконичный сюжет задает тон предстоящему действу. Некий офицер просматривает слайды и вспоминает боевое прошлое — от Афганистана до Чечни. Сценаристы не стали привязывать наше «второе Я» к конкретному персонажу, разрешив игроку вволю пофантазировать и вжиться в образ полюбившегося члена (вначале их всего три) легендарного отряда. Согласитесь, так куда лучше, чем в Jagged Alliance 2, где и после смерти главного героя можно было спокойно продолжать игру.
«АЛЬФА» вообще лишена глупостей. Один взгляд, и сразу понимаешь — подобное чудо могло взрасти лишь в стенах «МиСТ ленд-ЮГ». Не очередная «попсятина» вроде упомянутой Jagged Alliance 2, а «хардкорный» тактический проект, заставляющий пропахшие порохом сердца биться быстрее. Например, в «АЛЬФЕ» не указаны игровые характеристики оружия. Почему? Да потому что симуляция абсолютная! Неспециалист вряд ли заметит разницу между АКМ и АК-74, но она наверняка есть. Не зря же авторов консультировали ветераны группы «А».
Война ошибок не прощает. Приготовьтесь к тому, что умирать придется много и часто. Высочайшую сложность подчеркивает запрет сохраняться в ходе миссии. Новаторская задумка пришлась как нельзя к месту. Одолеть уровень с первого раза обычно не получается. Бывает, что победа не дается и с двадцатой попытки, но разве нам обещали увеселительную прогулку по грибы? Зато какое напряжение, какой накал страстей! При удачном раскладе можно завершить задание за пару часов (переигровки не в счет). Искренне надеюсь, что разработчики не пойдут на поводу у тинейджеров и не станут выпускать патч, добавляющий «читерскую» связку «save/load». Тем более что тогда игра будет проходиться за день.
Богатство арсенала поразит самого искушенного игрока. АКМ, АК-74, ПК, РПК, РПГ-7, СВД, ПМ и даже такие диковинки, как «Печенег» (эксклюзив — его в армии почти никто не видел), «Винторез», «Гроза» и автомат Кокшарова. Особенно понравилась организация покупки «стволов» и прочего инвентаря. Хотите крутой бронежилет — учитесь воевать без гранат. Идеальный баланс.
Западное оружие представлено стандартными образцами. FAL, FAMAS, AUG, G36, M16, М4, MG43, M24… Только М60 не видать, да он и не нужен. Помещать в серьезную игру заведомо плохой пулемет, практически полностью снятый с вооружения, — верх хамства и неприличия. Конечно, можно возразить, что во времена советско-афганского конфликта М60 был основным пулеметом армии США, но ведь американцы в «АЛЬФЕ» встречаются лишь в мультиплеере, который, ясен пень, происходит в 2004 году. Вопрос снят.
Интерфейс тоже однозначно намекает на то, что перед нами не обыкновенная военная стратегия, а симулятор отряда специального назначения. Мини-карты нет, и это правильно — сражавшиеся в Афганистане бойцы прекрасно обходились без карманных GPS-систем и высокотехнологичных глупостей. Реализация пофазового режима только кажется корявой. Любой, у кого в голове есть что-то кроме опилок, разберется (отсутствие руководства или «обучалки» не должно стать проблемой). Протестировать приказ нельзя, но тут главное — ответственно подходить к стадии планирования и отдавать себе отчет в том, что после нажатия кнопки «конец хода» наши мучительные измышления могут отправиться коту под хвост. Единственная поблажка — тяжелая техника вставлена исключительно в качестве декораций. Танки, БМП и крупнокалиберное вооружение внесли бы в процесс бессмысленную сумятицу.
Небывало реалистичный AI — лишняя причина восхититься талантом программистов «МиСТ ленд-ЮГ». Профессионал спецназовец может промазать из снайперской винтовки со ста метров. Он способен невыразимо долго ковыряться с гранатометом и в итоге попасть в какой-нибудь торчащий на пути забор (или вовсе откажется нажимать на курок). Не спешите списывать все на «глюки» и ущербный pathfinding. Одно дело стрелять по мишеням в тире, и совсем другое — участвовать в вооруженном столкновении. Четкую информацию о морально-психологическом состоянии личного состава нам не предлагают, но и в настоящем бою не всегда понятно, кто из подчиненных находится на грани паники, и как именно ранение влияет на меткость. И вообще — если бы разработчики стали тратить время всякую ерунду, игра вышла бы еще через полгода.
Графика великолепна. Деревья, полуразрушенные здания, модели солдат, анимация — все сделано на «отлично». Впервые в истории жанра игрок получил возможность лично оценить уровень маскировки отряда — засечь лежащих в густой траве солдафонов почти нереально (приходится щелкать на портретах). Одним словом, я потрясен. Ничего подобного мы не видели и не увидим, пожалуй, до премьеры Jagged Alliance 3. Кстати, о судьбе знаменитого сериала отныне можно не беспокоиться. Если JA3 окажется хотя бы наполовину такой же интересной, качественной и самобытной, как «АЛЬФА», то это будет королевский подарок всем поклонникам жанра.
Русский альянс
X-Com, Incubation, Jagged Alliance 2 и остальные кумиры прошлого разбиты и валяются в пыли. «АЛЬФА» с присущей другим проектам «МиСТ ленд-ЮГ» легкостью обошла конкурентов. Тупой «казуал», привыкший рубить елки и выделять юнитов рамочкой, сочтет ее чересчур сложной и непонятной, но мыслящий игрок, который может отличить шедевр от кучки гуано, не будет разочарован. «АЛЬФА» — продукт для элиты. Не просто лучшая стратегия последней пятилетки, а первый в мире симулятор спецназа, одна из тех редких игр, чьи имена золотыми буквами вписаны в анналы игровой индустрии.
Обратите ваше внимание на дату публикации этой статьи, чтобы не задавать лишних вопросов.