Вот уже три года зрители американского телеканала «Эй-Би-Си», затаив дыхание, следят за шпионскими страстями и приключениями героини сериала Alias — обаятельного агента ЦРУ Сидни Бристоу в исполнении Дженнифер Гарнер. Пока аспирантка-отличница, мастер стрельбы и рукопашного боя, душа компании и гроза всех террористов мира готовится к январской премьере четвертого сезона, Acclaim Entertainment предлагает поклонникам скрасить ожидание с помощью одноименного экшена.
Truth Be Told
Что бы ни утверждали сотрудники Acclaim в интервью, как самостоятельная история игровой сюжет не в состоянии прожить и секунды. Над сценарием блестяще потрудились создатели сериала — порой возникает впечатление, что это и не игра вовсе, а один из «потерянных» эпизодов. Образы героев срисованы с живых прототипов (правда, удались далеко не все — взгляните на чучело, изображающее агента Вана!), студию озвучивания посетил весь актерский коллектив в полном составе, а сторилайн идеально вписался в промежуток между 19 и 20 сериями второго сезона.
Скриншоты181
Как ни странно, в этом и заключается первая проблема. Тем, кто узнал о существовании Alias из данной рецензии, придется туго — игра подразумевает, что игрок уже в курсе происходящего, и прыгает в пекло с первой же секунды. «Кто эти люди? О чем они говорят? Почему нас должны волновать темнокожая шпионка с русским акцентом, хамоватый молокосос-выскочка и какой-то там Рамбальди?» — ломают голову неофиты во время просмотра короткой заставки.
Увы, поезд следует до станции «Финал» без остановок. Добрые герои не пострадают, злодеи уйдут безнаказанными (ведь им еще сниматься и сниматься!), а вселенная сериала не изменится ни на йоту. Не хватает только рекламных слоганов в главном меню: «Buy Alias seasons 1, 2 and 3 on DVD now! Watch it on ABC, Sundays at 9/8c!»
Хуже всего почувствуют себя граждане, имевшие несчастье смотреть Alias под псевдонимом «Шпионка» с пресным, изобилующим массой ляпов и глупых ошибок переводом ОРТ. Дело в том, что действие игры разворачивается уже после знаменитого эпизода «Phase One», перевернувшего мир Сидни Бристоу с ног на голову. Сам по себе вступительный ролик из-за обилия подсказок испортит знакомство со вторым сезоном тем, кто собирается купить его на DVD или ждет милостей от отечественного ТВ. Поэтому мой вам совет: пропустите весь нижеследующий текст до последнего абзаца, и просто ознакомьтесь с оценкой.
The Enemy Walks In
Сценарий, если воспринимать игру как составную часть сериала, действительно хорош. Подлец Арвин Слоан, ядовитая гадюка Анна Эспиноза и вездесущий мистер Сарк активно ищут части устройства под названием «The Machine», созданного в XV веке итальянским гением-изобретателем (а также неплохим пророком и законченным психом) Мило Рамбальди. Разумеется, ЦРУ не сидит сложа руки — ударная команда под руководством Джека Бристоу намерена вновь сорвать планы злодеев.
Дальше — все как обычно. Экзотические антуражи (казино в Монако, румынская психушка, Ближний Восток, поросшая «развесистой клюквой» Сибирь — излюбленные места зимовки супершпионов), тонны костюмов для Сидни, включая популярные варианты «рыжеволосая бестия в коже», «Мальвина с уклоном в садо-мазо» и «аппетитная официантка в белом», много драк и стрельбы, капелька «стелса» плюс эксклюзивное изобретение Acclaim — «сплит-скрин» для наиболее ответственных сцен.
Последний выглядит весьма стильно. Пока мисс Бристоу сражается с замком, вторая половина экрана показывает нам коридор, где в любой момент может появиться охранник. Или, скажем, подходите вы к развилке, а услужливая игра уже тут как тут, демонстрирует висящую под потолком камеру слежения.
Увы, в большинстве случаев художественные ухищрения разработчиков скорее мешают, чем помогают. Обзор урезан вдвое, вид «с непонятной точки» дезориентирует, а поведение камеры ужасает. Прижавшись к стене, вы не увидите ничего, кроме Сидни на фоне серой текстуры. Оказавшись в хитросплетении балок под потолком, готовьтесь прокладывать путь «методом тыка», время от времени падая на пол. Иногда виртуальный оператор выбирает настолько дикие ракурсы, что не помогают даже манипуляции мышью. При этом, как бы вы ни старались, игра вежливо, но твердо будет возвращать картинку на место. Типичный синдром ранней Ларисы Крофт, только без прыжков.
The Telling
Выше по тексту промелькнуло слово «стелс». Если вам будут говорить, будто Alias — смесь Metal Gear Solid 2 и Splinter Cell, не верьте, это все вранье.
Понимаете, игры про шпионов — штука особая. Им нужны удобное управление и наглядный интерфейс, позволяющий определить, насколько хорошо спрятался персонаж.
В Alias ничего такого нет и в помине. «Стелс» в понимании Acclaim — это когда наша героиня вышагивает на цыпочках, картинно расставив руки в стороны, и бесшумно устраняет врагов с помощью эффектных подсечек. Тени, скрывающие Сэма Фишера и Гарретта от любопытных взглядов, здесь не работают. Вы можете сесть на корточки в темном углу, и вас все равно заметит даже самый ленивый охранник. Самое смешное, что порой бывает и наоборот — стоя в хорошо освещенном помещении, Сидни Бристоу остается невидимой для окружающих.
Что еще подразумевает «стелс»? Правильно, хрупкого протагониста, которому категорически воспрещается вступать в ближний бой, и честное соблюдение правил — минимум скриптов, никаких «подрисовок».
Но… только не здесь. Дорогие читатели, познакомьтесь с Сидни по кличке «Бульдозер». Девушке не нужны аптечки, броня и дешевые амфетамины — разработчики наделили ее даром регенерации. Достаточно отсидеться в тишине после драки минутку-другую и можно снова идти в бой с полной полоской жизни. Противники, будь то мелкие сошки или финальные боссы, до неприличия тривиальны, поэтому куда проще оставить попытки проползти в соседнюю комнату тихой сапой и без раздумий настучать супостатам по головам.
Процесс избиения удался на славу. Хуки, изящные сальто, сочные удары о мебель, активное использование подручных предметов, от сковородок до бильярдных киев, симпатичные «комбо» и своего рода «фаталити» радуют глаз, не привыкший к подобным трюкам на РС, и сполна искупают уродливую анимацию бега.
Правда, с технической точки зрения исполнение драк — форменный примитив. Стремясь максимально упростить управление, Acclaim «повесила» почти все боевые функции на две клавиши. В итоге получился не целенаправленный мордобой в духе консольных файтингов, а лихорадочная «угадайка». Предсказать, что выдаст Сидни в следующую секунду — даст пинка, огреет по башке половником или заломит руку — в принципе невозможно. К счастью, приемов много, и добро побеждает в любую погоду. Главное — чаще давить на кнопки.
Хилый баланс призваны разнообразить «сюрпризы», взятые из учебника «Сто самых затертых клише игровой индустрии». Враги терпеливо ждут, пока мы сделаем Нечто Важное, и лишь потом с гиканьем врываются в помещение. Уничтоженная автоматной очередью камера включается всякий раз, когда мы заглядываем в определенную комнату. По сигналу тревоги из воздуха материализуются охранники, у которых так удобно отнимать оружие. Кстати, все «стволы» ограничены 15 патронами без права перезарядки, так что пострелять всласть не удастся.
Дух приставочных традиций укрепляют разбросанные щедрыми дизайнерами карт «save points». Количество записей не ограничено, но это не спасает от треволнений, когда требуется выполнить ряд действий за определенное время. По вине корявой камеры не успели вставить три призмы в лазер за десять секунд до появления Сарка? Не удалось обезвредить защищенную головоломками (см. ниже) ядрену бомбу? Считывайте «сейв», вновь мчитесь в нужную точку и в сотый раз смотрите сюжетные ролики.
Ничего не получилось и с гэджетами. Самые хитрые устройства нужны лишь для того, чтобы оправдать существование индикатора, указывающего Сидни на следующую точку маршрута, и работают автономно. Те, что попроще, донельзя затасканы повторами. Взять, скажем, преломитель лазерных лучей. Применить такую штуку разок-другой — занятно, но когда вас заставляют выполнять последовательность «закрыл луч — сделал шаг — снял устройство — закрыл следующий луч» битых десять минут, становится скучно. Фотоаппарат, портативный репликатор отпечатков пальцев и электромагнитный излучатель, вырубающий камеры, — это вообще из области штампов.
В ту же корзину летят столь модные нынче пазлы. Плоды фантазии дизайнеров Acclaim Cheltenham способны озадачить разве что обладателей нулевого IQ. Как вы думаете, трудно ли подобрать трехсимвольный пароль, зная, что в него могут входить литеры от «А» до «D»? А вскрыть замок, если для этого достаточно удерживать аналоговую шляпку геймпада на одном месте в течение пяти секунд?
Salvation
Графика, как ни странно, оставляет положительное впечатление. Для игры, пришедшей с Xbox, Alias весьма недурна собой. Приятные текстуры, десятки мелких объектов (особенно хорош музей естествознания) и симпатичные модели, в особенности мисс Бристоу, — наглядное доказательство того, что над РС-портом трудились отдельно.
Зато программисты отдыхали. Быстрота движка (даже с максимальными настройками FSAA и анизотропии) подпорчена непонятными «тормозами», возникающими в начале диалогов. Вместо того чтобы показать плашку с лицом собеседника и субтитрами, игра впадает в ступор и секунд тридцать чего-то ждет, не давая промотать злополучную реплику. А поскольку разговаривают здесь подолгу и часто (в особенности дорвавшийся до излишков экранного времени Маршалл Флинкман, которого так и хочется придушить за постоянный треп), придется вам терпеть «рекламные паузы». Ну, еще можно подождать выхода патча. Впрочем, учитывая повадки Acclaim, это маловероятно.
Dead Drop
Еще одна лицензия породила невразумительного середнячка. Увы, вещи, подобные TRON 2.0 и LotR: The Return of the King, по-прежнему являются исключением из правил. Конечно, надо отдать должное авторам: свой единственный козырь — летнее безрыбье на рынке экшенов — они использовали по полной программе, да и поклонникам сериала теперь есть чем заняться в ожидании выхода третьего сезона на DVD. Тем же, кто не следит за приключениями Сидни Бристоу и не мучается вопросом «во что бы еще сыграть», лучше обойти Alias стороной.