- Главная/
- Игры/
- Тайна Третьей планеты/
- Рецензия
Приключений
захотелось? Понимаю.
Профессор Селезнев, игра «Тайна
Третьей планеты»
Ты слышал о трех капитанах?
Есть книги, которые любишь с детства. В каком-то смысле они стали культовым явлением начала-середины 80-х. Быть может, потому, что в то время их не так просто было найти — не продавалась тогда фантастика на каждом лотке. Да, в сущности, и лотки-то на улицах не встречались. Эти книги не удавалось застать даже в библиотеке, — по крайней мере, так утверждали работавшие на абонементе тетеньки, — приходилось надолго задерживаться в читальном зале. Вы когда-нибудь пробовали осилить «100 лет тому вперед» в публичной библиотеке? А я целую неделю после школы ходил за полквартала в ближайший рассадник культуры и просиживал там по четыре часа, чтобы узнать, что же произошло дальше.
Потом по повести Кира Булычева «Путешествие Алисы», входившей в сборник моей мечты «Девочка с Земли», сняли мультфильм «Тайна Третьей планеты». Я посмотрел его не меньше пятнадцати раз. Кстати, видеомагнитофонов тогда не было, а если и были, то лишь в виде опытных образцов на выставке достижений народного хозяйства. Нужно было вставать ни свет ни заря, дабы успеть на утренний сеанс где-нибудь на другом конце Москвы. Два автобуса с пересадкой и метро — своеобразная плата за культ, но оно того стоило.
Я давно уже взрослый, у меня бегают свои дети — мальчик и девочка, но в моей памяти еще живо то чувство, с которым я брался за новые книги о приключениях Алисы Селезневой. Вот почему мне было интересно следить за судьбой этого проекта, скрупулезно собирая мельчайшие сведения о его судьбе. Шутка ли — окунуться в атмосферу детства и самому принять участие в «Путешествии Алисы», посетить множество различных планет, разгадать страшные тайны и спасти от злобных космических пиратов легендарных Капитанов!
Такое грустное изобретение
Увы, практически ничего из того, что я ожидал увидеть, в игре не оказалось. Разочарование подстерегает и поклонников творчества Булычева, и игроков, с его книгами вообще не знакомых. Скажем, сюжет «Тайны Третьей планеты» будет понятен исключительно тем, кто внимательно прочитал книгу и предварительно посмотрел одноименный мультфильм Романа Качанова. Из игры выброшены многие ключевые фигуры и сюжетные связки. А каким-то незначительным моментам, которые в книге упомянуты вскользь, напротив, посвящены целые уровни. К нашему величайшему сожалению, проект потерял: доктора Верховцева, обоих (а по книге — трех) Капитанов, харизматичного археолога Громозеку и многих других. Даже пират Крыс с планеты Крокрысс остался за кадром. Нестыковки в сюжете настойчиво лезут в глаза — из роликов совершенно непонятно: 1) каким образом кустики разбежались по кораблю, зачем их надо поить компотом и откуда они вообще взялись; 2) кто такие шешинерцы и с какой целью они тырят ананасы из холодильников космического корабля «Пегас»; 3) откуда парализованные роботы узнали о расхаживающем по их базе и строящем всяческие пакости космическом пирате; 4) зачем экипаж профессора Селезнева понесло в систему Медузы, где Алиса взяла шапку-невидимку, и т. д. и т. п. Складывается впечатление, будто в предрелизной спешке из связующих видеороликов выбрасывали все, что долго режиссируется и анимируется. Переходы между уровнями выглядят откровенно жалко.
Парализованные роботы
Анимация — больное место игры. Похоже, в горячке разработки авторы забыли нарисовать ту ее часть, что отвечает за переход персонажа от одного действия к другому. Скажем, идет Алиса по дороге и ей надо залезть на дерево или лестницу — этого куска анимации нет: вот она идет, а вот она уже на лестнице. Телепортировалась. Технологии будущего, ей-богу.
Зато задники смотрятся неплохо — живенько, цветасто, красиво. Интересная находка программистов и дизайнеров — лужи, в которых появляются отражения героев. Никакой смысловой нагрузки они не несут, но красиво. Молодцы. Правда, отражаются в них только Алиса и профессор Селезнев, на врагов эффект не распространяется.
Мы купили говоруна
Озвучка персонажей удалась лишь отчасти. Скажем, если Алиса по голосу чем-то похожа на себя в мультфильме, то профессор Селезнев получился абсолютно другим: он постоянно что-то гундосит молодым бесцветным голосом и ни капельки не напоминает того доброго, умудренного опытом профессора, отца маленькой девочки, к которому мы привыкли.
Музыка же перекочевала в игру прямиком из мультфильма, по дороге обогатившись новыми современными ритмами (тымс-тымс). Чувствуется, что опыт выпуска серии программ eJay не прошел для компании «Акелла» даром.
Сорок три зайца
А еще мне, как старому аркаднику, не понравился сам игровой процесс. Он, по идее, должен затягивать, но не затягивает. Вот «Нового Бармалея» хочется пройти заново, потому что игра сделана с душой, для людей, которые будут ее покупать. И каждый уровень в ней чем-то отличается от предыдущего. В «Тайне Третьей планеты» играбельность усиленно стремится к нулю. Скучно, нет изюминки. Словно дизайнеры, увлекшись возможностью персонажей бесконечно шататься по одинаковым коридорам, забыли о главном — любое шатание обязано куда-то приводить, обязано быть осмысленным и обоснованным. Шатание ради шатания, только для того, чтобы сделать игру длиннее, — это бред. Нет ничего зануднее, чем искать на время исчезающие из холодильников ананасы, смазывать пять минут роботов или ловить по всему кораблю два с лишним десятка «зайцев» (хорошо еще, что их всего 23, а не 43, как в книге). Господи, но ведь есть же бесподобная аркада «Бермудский синдром», в которой буквально каждый экран, — новая уникальная головоломка, непохожая на остальные. Его тоже интересно проходить, а «про Алису» — нет, нет и нет. Даже детям. В конце концов, найдите вы тех авторов, возьмите у них мастер-класс перед созданием очередной «нетленки»! Стыдно ведь…
Конец путешествия
Как ни грустно это признавать, но «Тайна…» буквально вся пропитана духом низкобюджетности. И теперь я уже побоюсь предсказывать, какой станет следующая игра «по мотивам произведений Кира Булычева». По слухам, это будет квест с элементами «развивалочки». Наилучший вариант — сделать его по мотивам повести «День рождения Алисы» или по трилогии «Заповедник сказок». И в том, и в другом случае сюжет произведения почти идеально подходит для написания игрового сценария, просто надо дополнить его хорошими головоломками и снабдить красивой графикой и анимацией. Но это время и деньги. Большие деньги, а прибыли хочется уже сейчас, да без серьезных вложений. Разумеется, для достижения хорошего результата бюджет проекта должен быть гораздо больше 10-20 тысяч долларов, а срок разработки квеста с нуля — не полгода, как это, предположительно, было с «Тайной Третьей планеты»… Стоит ли надеяться?