- Главная/
- Игры/
- Чужой: Изоляция/
- Рецензия
В 1979 году «Чужой» Ридли Скотта явил нам хищное лицо абсолютного зла, которое невозможно было забыть. Возможно, именно для того, чтобы прогнать оскал Чужого из своих ночных кошмаров, человечеству пришлось исказить истинную силу ксеноморфов. За дело взялись морпехи с пулеметами, Хищники с копьями, режиссеры с кинокамерами… Дружными усилиями они превратили смертоносных чудовищ из космоса в безмозглое пушечное мясо, которое кусается не больнее мелкой шавки. Реанимировать Чужого после десятилетий унижений — вот та благородная миссия, что берет на себя теплый ламповый хоррор Alien: Isolation.
Банкротство в космосе
Isolation — прямой потомок фильма Скотта — подхватывает историю спустя 15 лет после кинофинала. Несокрушимая Эллен Рипли исчезла, оставив после себя лишь один след — дочь Аманду, которой, похоже, передался крутой нрав матери. Рипли-младшая все эти годы пыталась выяснить, что произошло с мамой, и вот поиски ответов приводят Аманду на космическую станцию «Севастополь» — здесь, говорят, оказался бортовой самописец с корабля Эллен Рипли. Стыковка со станцией идет не по плану, и наша героиня срывается с троса, попутно передавая привет Сандре Буллок из «Гравитации» Альфонсо Куарона.
Как и Буллок, Рипли-младшая приземлится удачно, но только для того, чтобы обнаружить: первые пару часов тут практически нечем заняться, кроме как любоваться бережно воссозданными интерьерами и прочими ретрофутуристическими прелестями на пути от одного рычага к другому. Античные компьютеры подмигивают пузатыми ЭЛТ-мониторами, мутные панели управления не стесняются кривого шрифта в меню, а глядя на громоздкие клавиатуры, понимаешь, почему некогда существовала профессия «оператор ПК».
В неспешном темпе Alien: Isolation выписывает картину мрачного будущего, где юристов наряжают в скафандры и посылают в глубокий космос защищать интересы большого бизнеса. Станция «Севастополь» должна была стать бизнес-оплотом галактики, но почему-то превратилась в громадную, ржавую, заброшенную развалину, где горстка оставшихся людей встречает Рипли выстрелами и без конца прислушивается к шорохам из вентиляции.
Большие и несбывшиеся надежды особенно ярко видны на рекламных плакатах станции. Однажды здесь продвигали мюсли, которые утоляют голод после гиперсна, и снотворное, которое не только «поможет заснуть перед важным днем в офисе», но и «вдохнет жизнь в ваши самые заветные мечты». Интересно, что на стенах «Севастополя» нашлось место и социальной рекламе: она напоминает, что «Закон не имеет границ», а рядом висит рекрутинговый постер колониальных маршалов, которые предлагают именно тебе, сынок, помочь им сделать этот уголок галактики безопасным. Но маршалы, как и закон, давно покинули «Севастополь». Вместо них на вахту заступили вежливые андроиды, которые при случае могут размозжить человеку голову и пожелать его растекающимся мозгам приятного дня.
Да, кроме обещанного Чужого, в Isolation приходится иметь дело с нервными людьми и любезными роботами — эдакий разогрев для главной рок-звезды. Звезда же на сцену не торопится: в первые часы ксеноморф появляется строго по воле сценариста и нам (почти) не угрожает. Аманда Рипли без помех взламывает замки, шарит по ящикам, а из найденного хлама мастерит аптечки, дымовые шашки и прочую утварь, с помощью которой полагается отвлекать врагов от своей персоны. Хотя зачем тратить гранаты, когда группу вооруженных людей можно подманить светом фонарика и незатейливо перебить по одному, притаившись за дверным проемом с гаечным ключом в руках. Слава богу, хоть с Чужим такой номер не пройдет.
Не морпехом единым
Что вам больше по душе: прятаться в шкафу или тесниться в вентиляции? Вжиматься в стену или корчиться под столом? Без четких ответов на эти вопросы в жестоком мире Alien: Isolation у вас мало шансов на выживание. Первым умрет тот, кто привык в полный рост стоять в темном коридоре и небрежно постреливать в ксеноморфов — когтистая лапа Чужого свесится с потолка и утащит такого горе-героя прочь. Считаете себя старшим братом Сэма Фишера и даже к себе на кухню вползаете на корточках? Чужой проткнет вас сзади своим хвостом как раз в тот момент, когда вы выглянете из-за очередного угла.
Дело в том, что здесь попросту нет универсально правильных решений и беспроигрышной стратегии. Особенно в свете того, что победить Чужого невозможно в принципе. Мы можем лишь ненадолго отпугнуть жестокую тварь и большую часть времени надеяться на укрытия. «Можно спрятаться в вентиляционных шахтах, но там не так безопасно, как хотелось бы», — ехидничает загрузочный экран после того, как твою тушку достали из вентиляции и неспешно обглодали.
Станция «Севастополь» наполнена грохотом, писком сломанных приборов, скрежетом металла, шипением труб, а главное — тяжелой поступью Чужого, чье поведение чертовски трудно предугадать. Чем дольше следишь за ним, сидя в тесном шкафу, тем отчетливее понимаешь, что у проклятого ксеноморфа и впрямь нет привычного нам заскриптованного ИИ. К добыче — то есть к игроку — Чужого ведут охотничьи инстинкты. Он долго бродит туда-сюда по узким коридорам космической станции, приглядываясь к каждому углу, но его передвижения никак не складываются в удобный и предсказуемый маршрут патрулирования. Чужой может внезапно исчезнуть в вентиляционной шахте, а может застыть на месте ровно в той комнате, где Аманда скорчилась за ящиком. В такие моменты Isolation становится игрой, о которой мы всегда мечтали — ведь что может быть лучше, чем прятаться под столом от кровожадной инопланетной твари, напряженно гадая, видит она тебя или нет?
Единственное, что стоит между Рипли и склизкой пастью ксеноморфа — датчик движения: громоздкое, неудобное устройство, чей ровный механический писк заменит игроку сердечный ритм. Звукорежиссура в Alien: Isolation очень впечатляет — это одна из тех игр, ради которых стоит дождаться ночи, погасить свет и нацепить на голову наушники. Здесь приходится ориентироваться не только по радару, но и по звуку — иначе не выжить. И нет большей радости на «Севастополе», чем заслышать слабый писк настенной телефонной станции — здесь можно сохраниться. Ты еще не видишь точку сохранения, но уже отчаянно спешишь на звук — редкий случай для современных игр, с их услужливым пошаговым автосэйвом.
У игры лишь одна большая проблема — неуклюжая сюжетная кампания. В ней лучшие моменты Isolation — прятки с Чужим — слишком сильно разбавлены блужданием по коридорам, среди андроидов и людей, которые на фоне космического пришельца выглядят безнадежными имбецилами. Хорошо, что кроме унылого путешествия по сюжету сразу доступен и режим выживания, где между тобой и ксеноморфом нет никаких помех: только простое задание и быстрая жестокая смерть.
История станции «Севастополь» фрагментарна и вряд ли способна кого-то серьезно увлечь. По-настоящему живой человек в Alien: Isolation всего один — это слесарь по фамилии Уотсон, которого она находит мертвым в луже крови. Рядом с ним лежат нужные Аманде инструменты, а также голосовое сообщение (на кассетный плеер, ясное дело) с жалобой «самому большому начальнику» на службу безопасности. «Пробралась, — говорит Уотсон, — к нам на станцию какая-то хрень, и ни одна собака не знает, что это. Двери заперли, спрятались и сидят. Люди, мне страшно, это кабздец как мне страшно, люди. И замерз как цуцик». Заметно, что локализаторы старались, правда? В ответ на печальную повесть слесаря Аманда сурово заявляет: «Мне это нужно больше, чем тебе», — и вырывает инструмент из пальцев окоченевшего трупа. Трудно после такого всерьез сочувствовать ахам и охам нашей героини, когда впереди мелькает чья-то когтистая тень.
***
Alien: Isolation — игра запредельного качества отделки, но с бестолковой сюжетной кампанией. Кампания неоправданно затянута, а резкая, открытая концовка не вознаграждает за терпение. Хотя, с другой стороны, финал здесь совершенно в духе оригинального фильма, так что жаловаться грех. Прятки с Чужим — именно то, ради чего эту игру должен купить каждый, кто неравнодушен к жанру хоррора. Таких противников мы еще не встречали: ксеноморф оказался настоящим диким зверем, которого ведут собственные инстинкты, а не скриптовый кнут разработчиков. Можно смело утверждать, что реабилитация Чужого в ранге самого страшного хищника галактики удалась. Alien: Isolation — это без преувеличения лучшая в истории игра про Чужих. Это, правда, не значит, что перед нами лучшая игра на свете.