Светлая тема

Рецензия на игру Aliens Versus Predator 2

Хищник и ксеноморфы (в простонародье Чужие ) встретились не вчера и даже не два года назад. Идея скрестить две любимые вселенные витала в воздухе еще в начале 90-х, был даже написан соответствующий киносценарий, однако, Fox не торопилась давать добро на реализацию проекта. Вскоре отпираться стало бесполезно - среди экспозиции трофеев галактического охотника-за-черепами, продемонстрированной в Хищнике-2 , обнаружилась полированная башка Чужого. Тогда-то киносценарий и превратился в нескончаемый поток графических новелл от Dark Horse Comics…

Русские против Чужих

Monolith, трудившаяся над сиквелом, заслуживает всяческого одобрения уже хотя бы за то, насколько бережно она отнеслaсь не только к самой саге о битве культовых титанов, но и к задумкам оригинального Aliens versus Predator. Первая часть, если помните, была до одурения линейной, а прямота стремлений ее героев по драматичности могла сравниться лишь с желанием амебы вырастить очередную ложноножку. Десантник жаждал "зачистить" ксеноморфную дрянь, Хищник - всласть поохотиться и вернуть любимый корабль, наконец, Чужой - навестить старушку Землю первым же рейсом грузового корабля. Не посягая на фундаментальные основы сериала, авторы сиквела умудрились поместить в AvP 2 почти что голливудского уровня сценарий со всеми полагающимися атрибутами: яркие персонажи, киношные декорации, умело написанные диалоги, немного юмора плюс разливанное море саспенса. Впрочем, такая работа для Monolith не впервой - прошлогодняя пародия на бондиану No One Lives Forever тоже отличалась всеми перечисленными качествами.

В NOLF, правда, не было трех действующих персонажей, а сюжет постоянно крутился возле Кейт Арчер и ее работодателей из Агенства. В AvP 2 с этим творится форменный дурдом. Доктор Айзенберг, прибывший на планету LV-1201 для изучения деятельности древнего ксеноморфного улья, явно не соблюдает нормы корпоративной этики, вынашивая сугубо личные планы касательно Царицы чужаков. Генерал Рыков (Rykov), некогда морпех США, ныне командир группы свирепых русских (!) наемников, горит желанием поквитаться с Хищниками - 19 лет назад зеленокровная тварюга сделала его инвалидом до конца жизни. Экспериментальный синтетический позвоночник спас Рыкова, но превратил жизнь бедняги в бесконечную оду боли. Вольный стрелок Dunya мстит за своего возлюбленного Dimitri - бравый наемник погиб, отражая внезапную атаку Чужих. Да и у главных персонажей устремления более не выражаются плоским "kill 'em all". Десантник Эндрю Харрисон, прилетевший на LV-1201 в составе бригады десанта ВКС США, сталкивается не только с двумя расами инопланетян, но и с крайне недружелюбными представителями вездесущей "Вейлэнд-Ютани Корпорейшн". Хищник, для которого LV-1201 - излюбленное место сафари, теряет во время охоты нескольких товарищей. В поисках соплеменников охотник за черепами оказывается на базе, где узнает о более чем садистских экспериментах доброго доктора Айзенберга. А тут еще и Рыков лезет... Оторвать им головы!

Но, пожалуй, наиболее интересная судьба уготована Чужому. Вы когда-нибудь представляли себе, каково быть наводящим ужас и панику facehugger'ом? Вряд ли. А ведь жизнь у маленькой присоски не сахарная - на секунду замешкаешься, высунешься где не следует, так тебя либо сапогом раздавят, либо огнеметом подогреют на счет "раз". А ведь морду, в которую следует вцепиться бледно-желтыми лапками, еще поискать надобно... Или как вам нравится перспектива грызть человека изнутри? Громко клацают челюсти, а изумленный игрок таращится на монитор - "о, черт, так это ж грудная клетка!". Действо настолько атмосферно, что завтракать не рекомендуется ни до, ни после. Далее наш подопечный взрослеет со всеми остановками, от худосочной пиявки chestburster до матерого runner'a, цель существования которого - вернуться в Улей. К маме.

Все это безобразие авторы излагают достаточно занимательным способом - вместо того, чтобы сделать три последовательных кампании, они порвали сюжет на британский флажок, распихав кусочки по эпизодам в нарушенной хронологической последовательности. И если, скажем, в истории Десантника упоминается таинственный "инцидент" полуторамесячной давности, то, играя за Чужого, вам придется лично участвовать в столь загадочном событии. Ради соблюдения целостности сюжета авторам пришлось постараться, чтобы увести пути трех героев как можно дальше друг от друга. К примеру, Хищнику ксеноморфы практически по барабану, его цель - ненавистный Рыков, а посему в этой истории зубастые паразиты выступают чуть ли не в качестве статистов. Впрочем, не спешите расстраиваться - будут здесь неожиданные сюрпризы и более чем удивительные встречи...

Андроиды против всех

Три эпизода отличаются не только сюжетными линиями, дизайном интерфейса и раскладкой клавиш. Здесь главное - своя, неповторимая атмосфера, сопровождающая каждого из героев. Десантник - самый медлительный из троицы, но наиболее вооруженный. Авторы, левой рукой выдавая миниган, самонаводящийся smartgun, ракетницу SADAR и аж 4 типа гранат шварцеподобному морпеху, правой рукой сделали все возможное, чтобы окружение Харрисона было максимально неуютным. Мрачная тишина, мерцающий свет разбитых ламп в некогда светлых коридорах, свинцовое небо, изрыгающее молнии, и - вдруг! - мерзкий писк слетевшего с катушек детектора передвижений, истошный визг десятков Чужих, летящие во все стороны потоки кислоты, в свете наплечного фонаря отражается гладкий хитин и слышен чей-то настойчивый скрежет когтей за спиной... А затем вновь тишина. Саспенс и ужас идут рука об руку, и только чувство меры спасает игру от вырождения в борьбу с бесконечными толпами врагов, как это случилось с первой серией.

Чужой - абсолютная противоположность. Крыша непринужденно съезжает от необходимости протискиваться в вентиляционные отверстия вместо того, чтобы открывать двери, как это делают люди. Оружия -- минимум, но зато оно всегда при себе: мощная выдвижная челюсть, длинные лапы с острыми когтями и колючий хвост, действию которого позавидует анестезиолог. Способ поправить здоровье один - питаться, питаться и еще раз питаться. Людьми. Наиболее полезным с гастрономической точки зрения считается откусывание башки - если повезет, то можно восстановить аж до половины утерянных НР. В случае особо тяжких ранений можно заняться обсасыванием косточек уже умерших недругов. Трапезничать надо как можно быстрее - местные жители заимели отвратительную манеру таять в эфире спустя полминуты после гибели. От превращения в лужицу дымящейся кислоты Чужого спасают лишь почти что гарретовская манера красться и острые чувства. Помимо великолепного ночного зрения, ксеноморфы обладают способностью различать запахи. Люди пахнут голубоватым ореолом, Хищники - ядовито-салатовым, сородичи - алым, жуткие межрасовые гибриды predaliens - бледно-розовым, а вот синтеты-андроиды... ничем. Эти белокровные фрики - настоящий бич всех инопланетян. Обнаружить гадов тяжело, увернуться от самонаводящихся пуль - еще труднее, а распитие эрзац-крови не добавляет даже одного процента здоровья. Ну чем вам не ужас?

Хищник, вопреки увещеваниям киносценаристов, на удивление слабое существо. Пары выстрелов из шотгана вполне достаточно, чтобы отправить любителя черепов вслед за его многочисленными жертвами. Четыре режима зрения - обычный, инфракрасный, ультрафиолет и повышенное световосприятие - облегчают задачу поиска врагов, но не дают успокоения. Хваленый самонаводящийся диск нередко мажет и преступно долго наводится на цель. Гарпун великолепен, но его "стрелы" рано или поздно заканчиваются. Паутина, столь прочная в "Хищнике-2", не в состоянии удержать врагов дольше десяти секунд. Копье великолепно расчленяет неприятельские тушки, но ближний бой в AvP 2 является скорее вынужденной, нежели стратегически верной тактикой. Разумеется, у Хищника есть невидимость, но от smartgun'a с ее помощью не уйти, да и в упор подобраться не получится - только слепец не заметит бледных очертаний у себя под носом. На счастье воинственного свинорыла, его энергетический запас бесконечен: красивая штуковина energy sifter подзаряжает батарейки совершенно бесплатно. Отсюда следует и халявное лечение - походная аптечка Хищника, равно и как все hi-tech оружие, питается от все тех же энерджайзеров. Надо заметить, на редкость приятный замкнутый круг. Увы, аптечка и sifter годятся к использованию лишь в краткие моменты затишья - слишком уж они медлительны...

LithTech 2.5 против времени

Техническая оболочка игры недавно отпраздновала свое двухлетие, однако стараниями программистов LithTech 2.5 и по сей день остается весьма конкурентоспособным движком. Не верите? Взгляните на AvP 2. Трудно сдержать восхищение, рассматривая модели персонажей: четкие текстуры, уйма мелких деталей, хорошие motion capture и лицевая мимика. Пожалуй, только Чужие слегка обделены "подробностями", но из-за этого вряд ли стоит упрекать Monolith в лени. Учитывая, что игра не прочь швырнуть на экран до дюжины кусачих тварей кряду, можете себе представить, как бы выросли системные требования. К оружию - никаких претензий, все скроено ладно, симпатично и со вкусом. Даже огнемет, известная ахиллесова пята шутеров - его либо делают великолепно, либо не делают вообще - получился на удивление приятным. До эталона из Return to Castle Wolfenstein не дотягивает лишь самую малость...

А вот дизайн уровней вызывает не столь однозначные эмоции. Временами игра демонстрирует такую красоту, что хочется сдавленно вскрикнуть "ах!" и прижать кнопку Print Screen чем-нибудь тяжелым. Особо сильные впечатления вызывают "хищнические" уровни: памятуя о любви свинорыла к физкультурным пробежкам по деревьям в полной невидимости, авторы смастерили для него, пожалуй, наиболее яркие антуражи. В то, что перед нами чужой мир, верится при первом же взгляде на психоделических форм и окрасок цветы, желто-зеленое небо и определенно неземные геологические образования. А вот лаборатории и жилые помещения исследовательской базы подобного восторга не вызывают, поскольку здесь потрясающая, богатая деталями комната может запросто соседствовать с царством прямых углов, кубов и унылых однообразных текстур.

Звук против музыки

Звук AvP 2 способен втянуть в игру даже заядлого шутероненавистника. Сочные вопли Чужих, радиопереговоры десантников, победный клич Хищника, только что заполучившего еще один трофей, "фирменный" стрекот smart gun и свист ветра на заброшенной базе мигом заставляют позабыть о былых затратах на апгрейд компьютерного звука. Более красивую реализацию ЕАХ вам вряд ли предложат в этом году.

Музыка не отстает. И хотя местные интерактивные оркестровки выразительны ровно настолько, чтобы вылететь из головы спустя минуту после выхода в Windows, свою работу - задать текущее настроение - они выполняют идеально. Мелодия точно передает ход событий на экране, меняясь от торжественно-пафосной "боевой" до отдающего холодком эмбиента. Десять баллов композиторам Monolith!

Но более всего потрясают многочисленные скриптовые сценки и ролики. Giants: Citizen Kabuto обрел достойного продолжателя традиций лишь год спустя - и не надо утверждать, будто "аналогичное было в Red Faction". Не было! Лучше вспомните NOLF, и вы получите представление об уровне скриптовой режиссуры AvP 2. Сцена высадки десанта на LV-1201 до сих пор стоит перед глазами вашего корреспондента. Ридли Скотт может гордиться игроделами - не посрамили.

Facehugger против собственного желудка

Вместе с тем сюжет игры вызывает некоторое недоумение. Почему десантник получает снайперскую винтовку лишь за пять-десять секунд до финала? С чего вдруг ровная, логичная сюжетная линия обрезается чуть ли не ножницами по металлу? Не кажется ли уважаемым авторам, что концовка игры за Хищника более чем топорная? Есть мнение, что первоначальный сценарий игры включал в себя гораздо больше, нежели 21 эпизод, но подвергся хирургической правке из-за приближающихся сроков релиза. Если дело так и обстоит, то обидно, черт возьми. Ждем аддона.

Но более всего изумляет следующий момент. Приняв на грудь facehugger'а (что справедливо приравнивается к смерти ввиду ряда естественных причин) и насладившись полноэкранным видом аппетитно чмокающей присоски, игрок обнаруживает, что его альтер-эго... начисто отъели голову! А рядом валяется издохший от обжорства facehugger - не мне вам говорить, ЧТО именно должен делать паразит. По крайней мере, уж точно не поедать эти части тела. Видать, совсем оголодал, болезный...

Рецензии пользователей
на Aliens Versus Predator 22

Легендарное столкновение трех миров

«Aliens vs. Predator 2» 2001 года — это уникальный экшен, который смог объединить сразу три совершенно разных взгляда на один жуткий космический конфликт в известной Вселенной Охотников и Ксеноморфов. В игре представлены полноценные кампании за каждого из представителей трех сторон: Человека, Чужого и Хищника. Каждая из кампаний имеет собственные сюжетные арки и атмосферу, передающую особенности и мотивы их героев. Кампания за человека погружает в атмосферу безысходности и борьбы за выживание, за Чужого — в мрачное удовольствие от охоты, а за Хищника — в непередаваемое ощущение силы и доминирования.



Сюжеты кампаний выполнены достаточно глубоко для шутера того времени. Игрок узнает о лабораториях, экспериментах и возможностях каждой стороны через тщательно продуманные задания и ролики. Игра идет по нарастающей, постепенно раскрывая темные секреты конфликтов между корпорациями и внеземными существами. В ходе прохождения легко ощутить, насколько интересно разработчики подошли к сюжетной части, оставив в игре место для сюрпризов и неожиданных встреч.

Графика по сравнению с первой частью была заметно улучшена, что добавило яркости всему действию. Конечно, текстуры персонажей и локаций еще выглядели угловатыми — люди со слегка скошенными глазами придавали некоторую долю забавного сюрреализма. Тем не менее, внешний вид Чужих и Хищников был доработан, что сделало их по-настоящему страшными, а обстановка колоний и лабораторий передавала леденящую атмосферу.



Уровни в игре удивляют разнообразием благодаря особенностям каждого из героев. В роли человека — ощущение беззащитности и постоянного напряжения, за Чужого — ты чувствуешь себя скрытным убийцей, скользя по вентиляции и устраняя врагов, а за Хищника — все еще иначе, с множеством тактических решений. За Хищника оружие можно использовать максимально гибко: от плазменной пушки и гарпуна до энергетического лезвия. Разнообразный арсенал делает игру за этого героя особенно интересной.

Система лечения у каждой стороны различается, что добавляет реализма: например, человеку нужно искать аптечки, а Чужой восстанавливается, поедая врагов. Хищник же «призывает» энергию, а затем вкалывает себе со свойственным ему рыком нечто, что увеличивает шкалу здоровья.



Геймплей «Aliens vs. Predator 2» уникален благодаря тому, что сочетает в себе элементы хоррора, шутера и тактического экшена. В зависимости от выбора персонажа, механики совершенно меняются, и так же изменяется подход к каждой миссии. Кампании за Чужого и Хищника дарят редкий опыт — возможность буквально почувствовать себя частью внеземной расы с соответствующими навыками и мотивацией. К тому же любимый с детства Хищник дает невероятный заряд азарта. Управление таким могущественным охотником с поистине экзотическим арсеналом — это одна из тех вещей, которые делают игру по-настоящему запоминающейся.

8 из 10
Больше…
«Взрыв мозга»
«Ещё один ход»
Симулятор того как сложно быть маленьким и слабеньким Чужим, того каким может быть беззащитным Хищник и того, какой имбой может стать человек. А когда выбирал чужого, думал быстренько со всеми разберусь, пришлось попотеть