Светлая тема

Рецензия на игру Aliens Versus Predator

Когда меч Восстания обнажен, ножны должны быть отброшены...
Надпись над дверью Rebellion Developments

Один на всех и все на одного

То, о чем так долго говорили большевики и все-все-все, свершилось - наконец-то появился долгожданный плод сотрудничества FOX Interactive и Rebellion Developments - Aliens versus Predator. Игра создана на основе классики американской литературы - комиксов, и классики же мирового кинематографа - многосерийных "Чужих" и "Хищников". Эти отнюдь не самые плохие представители американской культуры делегировали в Aliens vs. Predator своих главных героев, что позволило нам увидеть одну из самых замечательных 3D-action игр, появившихся в последнее время.

Открою небольшой секрет: на самом деле этому проекту уже не много, не мало 5 лет. Еще в октябре 1994 года Rebellion выпустили игру, базирующуюся на одних из лучших представителях забережного научно-фантастического кино Aliens и Predator. Очевидно, что она назвалась Aliens versus Predator и стала одной из лучших на платформе Atari Jaguar (которая вскоре почила в бозе). И вот теперь Повстанцы решили повторить свой успех на РС. Им это без сомнения удалось.

Самой замечательной особенностью AvP стало то, что она фактически сочетает в себе три совершенно уникальных игры. Бойцам предоставляется возможность выбора одного из трех главных персонажей - зубастого и когтистого Чужого; спокойного, как слон, идеального охотника - Хищника; обвешанного автоматами и огнеметами Морского Пехотинца, хотя к морю он имеет весьма и весьма опосредованное отношение. То, на каком персонаже остановятся геймеры, определит всю дальнейшую игру - сюжет, миссии... Да что там миссии! Вся атмосфера космической бойни полностью меняется в зависимости от того, какое существо попало под контроль игрока! Различные способности и вооружение главных героев напрямую влияют на стратегию и тактику их борьбы за выживание противников из этого мира. И в Aliens vs. Predator все эти три стихии, три чуждые друг другу цивилизации схлестнутся в одном смертельном поединке.

Сюжетный гибрид

Чужие, Хищники, Люди... Чужие едят людей, Хищники коллекционируют человеческие черепа... Но как увязать все три расы вместе? Очень просто. Все дело в том, что на задворках Вселенной существует человеческая научная база Пандора, на которой одна весьма военно-промышленная компания пытается создать супер-оружие путем скрещивания Чужих и генетических манипуляций над ними же... Прямо какой-то детский набор “Генетический конструктор”. Однозначно, люди в белых халатах погубят нашу цивилизацию. Но это хотя бы дает повод для создания таких замечательных игр... Впрочем, отбросим лирику. Разумеется, ничего хорошего из экспериментов не получилось. Выведенный в неволе зубастик, получивший кличку Ксеноморф, оказался огромным, злым, страшным и чрезвычайно опасным вариантом склизких и противных Чужих. Но это ерунда, его можно было бы и в зоопарке дошкольникам показывать. Соль в том, что толпа Ксеноморфов ухитрилась сбежать из своих клеток и теперь на базе царит радость и веселье. Ведь основной целью Чужих является полное истребление всех особей других видов, возвращение своих родных яиц, похищенных людьми (уж простите за каламбур :-), а затем путешествие на Землю, где они планируют создать грандиознейший Улей, дабы плодиться и размножаться, как завещал великий XenoGod. К тому же над планетой потерпел крушение корабль Хищника, который моментально был растащен на детали для самогонных аппаратов, а сам пилот был заключен в камеру предварительного заключения. Но ничего, во-первых, во время суматохи, связанной с побегом ксеноморфов, ему удалось улизнуть, а во-вторых, к нему в гости прилетели друзья. Разумеется, нельзя упускать такой шанс поохотиться на людишек и глупых Чужих. Ну а заодно можно поискать кусочки звездолета, освободить из заточения еще пару товарищей, а уж потом отправляться домой, дабы повесить над камином еще десяток трофеев. Хуже всего, как всегда, пришлось Морским Пехотинцам. Если у Хищников и Чужих есть высшие цели: славно поохотиться и найти новую Родину для рода, соответственно, - то у людей все гораздо банальнее. Для полного счастья им нужно всего лишь выжить. Ухитриться собрать пять кассет с ценными данными, включить механизм самоуничтожения Пандоры и шустро с нее слинять.

Чужие здесь не ходят

Как видим, цели у всех трех сторон весьма различны, хотя методы - уничтожение себе неподобных вполне совпадают. Весьма разнообразны способности и вооружение особей, что делает игровой процесс при сражении на стороне каждой из них воистину уникальным. Но все по порядку...

Чужие в Aliens vs. Predator действительно не ходят. Они бегают. Словно тушканы степные носятся по узким мрачным коридорам космических баз и занимаются геноцидом всего живого. Они - прирожденные убийцы. Мать-природа наделила их всем, что может пригодиться такой машине смерти: острый зуб, цепкий коготь, длинный хвост и зоркий глаз. Кроме того, даже мертвые Чужие продолжают сражаться: их кровь представляет собой кислоту, и какой-нибудь зазевавшийся вояка запросто может потерять свои конечности, наступив в зеленую лужицу. Уникальность Чужих заключается еще и в том, что они могут совершенно беспрепятственно перемещаться по любым (sic!) поверхностям. С одинаковой скоростью носятся эти черные тени по стенам и потолкам, что создает уникальную атмосферу игры за этих тварей. Правда, с непривычки начинает кружиться голова, но со временем привыкаешь и начинаешь жалеть об отсутствии подобных навыков в реальной жизни. Только представьте, как здорово можно вползти по потолку в комнату, где пьют пиво ученые мужи со своими женами, а затем шипя свалиться на них и убивать, УБИВАТЬ! По поводу падений не беспокойтесь - тело Чужого выдерживает очень высокие нагрузки, а поэтому сваливаться можно с любых высот. Однако сопротивляемость мощному огнестрельному оружию у милых созданий весьма низкая, и любое приспособление, мощнее стандартной штурмовой винтовки, является очень серьезной угрозой для благополучного завершения миссии. Довольно интересным является и вид, который открывается из глаз Чужого: поскольку они у особей этого вида расположены по разные стороны черепной коробки (как, например, у рыбок), твари обладают гораздо большим углом обзора. Помимо этого, эти персонажи видят ауру вокруг других существ (у людей она голубая, у Хищников зеленая, а у своих красная), что позволяет замечать врагов практически в полной темноте. Но это что касается живых существ. У стен ауры нет и поэтому их заметить весьма трудно (особенно если учесть мрачный дизайн уровней). Для этого у Чужих есть дополнительный режим зрения, позволяющий довольно неплохо ориентироваться даже в таких местах, куда не заглядывает Солнце и не висят лампочки Ильича. Очень интересным является процесс восстановления здоровья, который является квинтэссенцией всей игры за Чужих. Поскольку валяющихся аптечек для Чужих в AvP не предусмотрено, приходится выпутываться из затруднительных положений по-другому: кушать людей. В случае, если физическое состояние бойца пошатнулось, то когда он приближается к жертве и она находится ровно по центру экрана, сверху и снизу появляются знаменитые челюсти, с помощью которых и происходит процесс откусывания голов и восстановления жизненных сил. Общую же атмосферу игры за Чужого можно описать, как всепоглощающую ярость, направленную против всего живого. Гонки по узким туннелям, крики ужаса жертв, кровь на стенах... Смерть. Это все, что им нужно.

Идет охота на бегемота!

Хищник - это уже совершенно другая стихия. Это совершенный охотник, выслеживающий добычу, а затем хладнокровно разрывающий ее на мелкие кусочки (не забывая при этом о черепах в коллекцию трофеев). Из всех трех персонажей Aliens vs. Predator он обладает наибольшей физической силой, а также знаменитой невидимой энергетической “накидкой” (помните ее по фильмам): лишь слабые электрические заряды выдают ее обладателя, однако для Чужих носитель накидки остается полностью видимым. С другой стороны, различные технические пушки приспособления здорово истощают запасы энергии, весьма медленно восстанавливающиеся, без которой Хищник - верный кандидат в клиенты местного морга. Энергия, помимо создания эффекта невидимости, может использоваться для восстановления жизненных сил при помощи аптечки, а также для различного оружия, о котором речь пойдет чуть ниже. Если же ранение смертельно для охотника, он может сделать себе суицид (правда, этой возможностью обладают лишь “компьютерные” Хищники), захватив с собой в лучший мир всех находящихся поблизости вражин. Но будем надеяться, что выбравшим сторону любителей охоты не придется переживать по этому поводу, ведь арсенал “спортсменов” впечатляет. Все оружие скопировано из фильмов Predator 1/2, и хотя сюрпризом оно не станет, сам факт обладания такими игрушками возвышает тебя над всеми остальными существами. Но больше фактов. Основным орудием убийства являются лезвия, прикрученные к запястьям Хищника. Среди холодного оружия можно также назвать копьеметательную машинку, обладающую наравне с высокой убойной силой еще и неслабой отдачей. Очень эффективным приспособлением является также метательный диск, моментально превращающий в хладные трупы и людей, и Чужих. Кстати, с некоторыми затратами энергии его можно использовать и как бумеранг. Если же вам хочется из чего-нибудь пострелять, то пожалуйста - слепящий энергетический пистолет, который может также выступать в качестве некоторого подобия гранатомета. И, наконец, плечевая пушка, несущая смерть в ряды людей и Чужих. Очень здорово притаится где-нибудь в укромном месте (например, на выступе под потолком, куда можно залезть с помощью гарпуна), а затем аккуратно наведя свое орудие и увидев на груди жертвы три красные точки своего лазерного прицела разнести к чертовой матери грудную клетку несчастного часового. Для повышения эффективности охоты Хищник может использовать три режима наблюдения: инфракрасный, в котором все люди видны как на ладони; электромагнитный - для выслеживания Чужих; ультрафиолетовый, предназначающийся для поиска оружия (потерявшихся дисков и т.д.). Все эти приспособления делают охотника-профессионала сверхопасным противником. Играя за него тебя всего переполняет азарт. Что может быть лучше, чище и светлее, чем выслеживание жертвы, аккуратное убийство и громогласный рев победителя над поверженным телом? Только убийство сразу нескольких жертв...

Спасите! Помогите! Убивают!

Объективно говоря, меньше всего в Aliens vs. Predator повезло морским пехотинцам. Все их хотят убить. Чужие - потому что им так велят инстинкты, Хищники - ради новых черепов в коллекции трофеев. И лишь сами морпехи сражаются только и исключительно ради выживания. Темные коридоры давят со всех сторон, вызывая у отдельных личностей приступы сантаклаустрофобии, повсюду слышатся шорохи. Чужие? Или это Хищник уже нашел новую жертву? Все здесь враждебно несчастным пехотинцам... И хотя их тела хрупки и слабы, арсенал, который они таскают с собой, заставляет относиться к этим ребятам с уважением. Все бойцы вооружены стандартными винтовками M41-A, снабженных подствольными гранатометами. Большим подспорьем в борьбе за свою шкурку является и M-56 SMART Gun, обладающий возможностью самонаведения. Чрезвычайно эффективным оружием против Чужих (и совершенно бесполезным против Хищников) выступает огнемет, который, однако, не рекомендуется использовать в очень узких помещениях. Миниган (в народе - пулемет) обладает поразительной скорострельностью за счет чего становиться одним из самых полезных приспособлений для уничтожений противников всех конфигураций. Разумеется, арсенал любого человеческого воина не будет полным без гранатометов и ракетниц. Не были забыты они и в Aliens vs. Predator. Так что, вооружены морские пехотинцы (хотя откуда в космосе море) очень неплохо и вполне конкурентоспособны даже со своими врагами. К сожалению, среди амуниции бойцов не нашлось место даже самому маленькому фонарику, его роль призваны выполнять небольшие факелы, которые можно разбрасывать по самым темным уголкам хотя бы для того, чтобы ужаснуться до мозга костей (если он у вас есть) увиденному там. Посильную помощь (временами просто бесценную) в славном деле выживания оказывает датчик движения. Вы наверняка помните его по фильму сериала Aliens: такая бикающая бандура, сообщающая о приближении толп врагов. Недостатком его является маленький радиус действия - всего около 30 метров. Однако этот недостаток вносит в Aliens vs. Predator замечательный шарм. Никогда нельзя точно сказать, что или кто ждет тебя за поворотом. А когда медленно идешь по темному коридору с последней обоймой в винтовке, видишь на датчике стремительно приближающиеся к тебе мигающие точки... 15 метров... 10 метров... 7... 5... 3... 1... ААААААААААААААА! (запись обрывается, слышны чавканье и скрежет когтей по металлу).

Итак, каждый персонаж дает возможность испытать совершенно уникальные чувства. В качестве Чужого - слепую ярость и жажду крови. Играя за Хищника, вы станете хладнокровным охотником, ощутите приятную дрожь в теле, когда судьба ничего не подозревающей жертвы уже решена, и вы вот-вот сможете повесить на пояс еще один человеческий череп. Наконец, превратившись в морского пехотинца можно ощутить всю враждебность этого мира, испытать одиночество и чувство радости просто от того, что прожил еще один день... Это действительно захватывает. Такой атмосферы, пожалуй, не было еще ни в одной игре. Даже в воспетых нами Half-Life’е и Thief’е.

Внутри игры

Визуализация всех чудес в Aliens vs. Predator происходит при помощи собственного движка Rebellion. Все модели слеплены из огромного числа полигонов (начиная с 800) и выглядят пугающе реалистичными. Анимация тоже находится на очень высоком уровне, однако, надеюсь, что технология motion capture в отношении Чужих все же не использовалась. У моделей можно отстреливать/отрубать/откусывать разнообразные части тела — вид отдельно бегущих ног Чужого после того, как его туловище вместе с головой было снесено длинной очередью из минигана завораживает, чесслово!

Дизайн уровней просто бесподобен. Он полностью выдержан в стилистике Aliens, и внимательные игроки без труда узнают корабль Nostromo, где произошла первая встреча с Чужими. Вообще вся игра перекликается с фильмами серии. Aliens vs. Predator действительно переносит игроков на космические базы, в подземелья Чужих, и, хотя большинство текстур плоские =(, атмосфера, создаваемая в игре, просто бесподобна. Большая часть события происходит в замкнутых помещениях, но встречаются и открытые пространства. И будьте уверены, что если вам суждено попасть на улицу, то вас ждет незабываемое зрелище: на одном уровне можно полюбоваться восхитительным водопадом, а на другом вы можете попасть под дождь и промочить ноги в лужах кислоты...

Звуки в AvP окончательно погружают игроков в мрачную атмосферу, пронизывающую каждый уровень. Музыка, которой дан на откуп целый компакт-диск (№2) представляет собой темы из фильма Aliens, а также новые композиции, выдержанные в том же духе. ...Уже через 15 минут игры последние остатки сознания покидают кресло перед монитором и улетают на базу Пандора, туда, где идет война...

Много “хорошо” тоже плохо...

Но чудес все же не бывает. Есть минусы и у такой замечательной игры как Aliens vs. Predator. AI компьютерных противников хоть и перерос уровень табуретки, не может быть назван одной из сильных сторон данного проекта. Человеческие особи, как правило, либо сражаются до последнего, со страшными криками выпуская одну обойму за другой, не пытаясь осуществить какие-либо маневры, либо в панике бросаются наутек. Чужие и Хищники, к сожалению, также не показывают высоких результатов в тестах на IQ, а берут лишь внезапностью, а Чужие еще и количеством.

Весьма существенным недостатком является отсутствие возможности сохранения в процессе игры. Совсем. То есть, если игрок вдруг погибнет от вражеской руки/ноги/зубов/хвоста, то все придется начинать с самого начала уровня, по новой уничтожая врагов и переключая рычаги. Но уж если повезет, и вы сможете завершить принципиально непроходимый уровень, то потом будет возможность сколько угодно раз переигрывать его - запись по итогам происходит автоматически.

Я - Чужой. А ты кто?

Весьма интересны режимы многопользовательской игры в AvP. Начиная со стандартного Deathmatch, продолжая “Войнами Рас”, когда формируются группы из Чужих, Хищников и Людей, которые сражаются, доказывая превосходство своего рода, и не заканчивая Охотой на Хищника/Чужого. Последний режим заключается в том, что один игрок становится Хищником (Чужим), а оставшиеся бойцы - Людьми или Чужими (Хищниками). Задачей одиночки становится уничтожение как можно большего числа противников. Если же он падет от руки другого игрока, то последний занимает его место. Победителем считается тот, кто перебьет максимальное количество своих друзей, находясь в шкуре одинокого скитальца. Короче, современный виртуальный вариант салок.

Чужие, Хищники и все-все-все

Выход Aliens vs. Predator вне всяких сомнений стал одним из самых заметных событий в игровой индустрии за последнее время. Игра обладает глубочайшей атмосферой, которая при общей мрачности коренным образом отличается для каждого персонажа. Это именно то, чего так долго ждало все прогрессивное человечество. Ура, товарищи! Все на Пандору!

Рецензии пользователей
на Aliens Versus Predator2

Сколько не давал шансов этой игре, все равно дерьмо!!
Управление ужас, чувствуется ужасно!!!
Зря купил!
«Забагована донельзя»
«Разочарование года»
Квадратные ксеноморфы и угловатые охотники

«Aliens vs. Predator», разработанная в 1999 году компанией «Rebellion Developments» для ПК, представляет собой амбициозную попытку объединить вселенные двух культовых франшиз — «Чужой» и «Хищник». Игра предлагает уникальный опыт, позволяя игрокам пройти три различные кампании: за Чужого, Хищника и Морпеха. Эта концепция была одной из самых интересных особенностей игры, предлагая разные стили игры и подходы к миссиям, что выделяло ее среди прочих шутеров того времени.



Каждая из трех кампаний предлагает свои уникальные игровые механики с тем, чтобы игрок мог почувствовать себя представителем каждого из трех миров. Игрок, выбравший Чужого, получал в распоряжение невероятную скорость, способность карабкаться по стенам и использовать внезапные атаки для борьбы с врагами. Кампания за Хищника давала возможность игрокам пользоваться разнообразным арсеналом высокотехнологичного оружия и устройств, включая невидимость и тепловое зрение. Наконец, кампания за Морпеха предлагала более традиционный подход к шутерам от первого лица, с акцентом на огневую мощь и использование различных видов оружия. Свежо, действительно свежо.

Однако, несмотря на интересную задумку, реализация игры не была идеальной. Одной из основных проблем «Aliens vs. Predator» была ее графика. Даже по меркам 1999 года визуальное исполнение выглядит устаревшим и «квадратным». Текстуры оказались простыми, окружение — однообразным, а модели персонажей — угловатыми. Это заметно сказалось на восприятии игры, делая ее визуально менее привлекательной и погружающей. Игра запомнилась мне темными локациями, где порой приходилось выкручивать настройки освещенности экрана на максимум, что тоже не сильно хорошо сказывалось на отображении. Графика явно оказалась слабым звеном этого проекта.


Еще одной сложностью было само прохождение игры. Некоторые уровни были запутанными, и часто приходилось тратить много времени на поиск правильного пути. Этот аспект был особенно ощутим в кампании за Чужого, где большое количество вертикальных поверхностей и невидимые стены могли легко сбить с толку. Отсутствие четкого, скажем так, тоннельного продвижения нередко приводило к тому, что приходилось застревать на одном месте, не зная, куда двигаться дальше. Это расстраивало (матерно) и могло испортить впечатление от игры (тоже матерно).



Кроме того, сложность игры иногда казалась неоправданно высокой, особенно в режиме кампании за Морпеха. Враги часто появлялись внезапно и в большом количестве, что делало игру крайне напряженной и трудной. Отсутствие возможности сохраниться в любой момент также добавляло к общей сложности баллы, минусующие впечатление от игры. Помню, когда я выяснил, что у меня ограниченное количество сохранений, то в очередной раз расстроился (в очередной раз матерно). Сказывалось привыкание к более современным и менее хардкорным играм.

В сравнении с последующими сиквелами серии, «Aliens vs. Predator» 1999 года выглядит более примитивным и менее отполированным проектом. Хотя игра и заложила основу для будущих сиквелов, она ощущается более экспериментальной и сырой. Тем не менее, для своего времени она была значимой и предлагала уникальный опыт, объединяя элементы двух популярных франшиз.



В итоге, «Aliens vs. Predator» — это неплохой, но неоднозначный проект. Игра предлагает оригинальную концепцию с тремя различными кампаниями. Однако недостатки в графике, сложность ориентирования на уровнях и общая хардкорность могут разочаровать некоторых игроков. Несмотря на свои недостатки, проект остается важным в истории жанра и франшизы, и может быть интересна фанатам «Чужого» и «Хищника», а также тем, кто интересуется историей видеоигр. Ведь нельзя забывать, что игрушка вышла до того, как повалили разноплановые фильмы-кроссоверы с Чужими и Хищниками в одном кадре. И это в 1999 году сделало игру очень интересной и востребованной.

6 из 10
Больше…
«Разочарование года»
«Потеря времени»