Светлая тема

Рецензия на игру Альянс: Двойной удар

Создатели тактических RTS делятся на две категории. Еще год назад разработчики дружно мастерили игры «по мотивам» Второй мировой, а нынче умы занимает борьба с терроризмом. Конверсия не прошла безболезненно. Далеко не каждому игроку по зубам специфика современной войны. Если Act of War сумела предложить нам что-то интересное, не углубляясь в научно-технические подробности, то недавняя War on Terror от Digital Reality стала лишь перерисованной версией 1944: Battle of the Bulge. Неспешные «Тигры» или обвешанные пластами активной брони Т-90 — какая разница? На то, чтобы обновить модели юнитов и добавить ядерное супероружие (ракету с химической боеголовкой, лазерный луч со спутника, спецназ в экзоскелетах и т. п.), много ума не надо.

Ёмбистан

«The year is 2009. Djombistan, somewhere in Asia. A new threat is rising…» Конечно, с байкой про грузинского диктатора Комбайна Николадзе из Splinter Cell мало что сравнится, но скромные потуги сценаристов наверняка заставят Тома Клэнси (Tom Clancy) нервно икать на своей вилле. Леденящую душу историю действительно можно назвать технотриллером, характерные признаки налицо.

Правительство новообразованной южноазиатской республики Джомбистан (локализаторы нарекли ее Дзомбистаном — видимо, от слова «зомби») решило подзаработать, разрешив США построить на территории страны сверхсекретную военную базу; проводить генетические опыты и тестировать биологическое оружие ближе к дому генералам из Пентагона показалось неэтичным. Впрочем, убийцам в белых маскхалатах не позволили спокойно заниматься кровавым ремеслом. Могущественная экстремистская организация заинтересовалась чужеземным НИИ и нанесла ученым мужам упреждающий визит. Внушает? Нет? Тогда приправим салат сочными милитаристскими сокращениями. Расшифровка U.S.M.C. известна любому звездно-полосатому ребенку, а вот загадочные A.E.G.I.S. и G.D.A. (почти G.D.I.) — сербское ноу-хау.

На деле все гораздо банальнее, чем на словах. A.E.G.I.S. — ни что иное, как внебрачный брат-близнец Task Force Talon из Act of War. Радиоуправляемые броневички и автоматические турели, прилетающие прямиком из стратосферы (не проще ли было сбросить бомбу помощнее?), действуют на противника не хуже традиционных приемов. Волосатые уши War on Terror торчат из каждого дула. Крошки-микроавтобусы, переоборудованные в БТР, — это старо. Непризнанные гении из Белграда развили наработки коллег до логического завершения. Помимо знаменитых «маршруток», в Alliance появился устрашающий грузовичок-танк и безумный рикша, предпочитающий возить на заднем сиденье не богатеньких американских туристов, а самодельный миномет. Идея техники двойного назначения захватила главного дизайнера с головой, и он посвятил целую страницу мануала так и не попавшему в игру пассажирскому автобусу-авианосцу — с его просторной крыши должен был стартовать беспилотный самолетик. Для чего нужна столь бесценная информация? Кто знает…

Правила, регулирующие виртуальное членовредительство, знакомы до боли. В начале миссии — обутый/одетый отряд головорезов, в конце — медали и лавры, а посередине — конечно же, смертельная сеча без намеков на строительство и сбор ресурсов. Страх программистов перед саперной лопаткой настолько силен, что нас лишили даже прожиточного минимума. Белоручки-солдаты не в состоянии набросать мешков с песком, обустроив уютную огневую точку… что толку мечтать о зарослях колючей проволоки и лечебных палатках? Два десятка заданий представляют собой гимн традиционализму. И эскорт конвоя (тяжелый вздох), и атака укрепленной базы (два тяжелых вздоха) выливаются в стандартное побоище «стенка на стенку». Убил всех — перешел на следующую карту.

Выглядит Alliance не лучше. Вроде 3D, вроде все бегает, вроде весело, однако миллион досадных мелочей портит удовольствие. Там гусеницы не крутятся, здесь четырехколесные авто разворачиваются, как бывалые танки, за углом группа пехотинцев демонстрирует «лунную походку» имени Майкла Джексона. Спецэффекты совершенно не впечатляют. Нарисованный дождик и вековые пальмы, которые приминаются к земле, будто тростник — пустяки, а вот смотреть на такие взрывы в военной RTS неприятно. Что-то мне подсказывает, что кирпичная многоэтажка разваливается на куски с большим пафосом (и меньшим количеством неестественно красного огня).

Неотключаемый туман, чья задача — беречь оперативную память, выводит из себя. Нам не мешают отодвигать камеру на солидное расстояние от поверхности; правда, при максимальном удалении две трети экрана закрывает сероватая мгла. У интерфейса же свои тараканы. Попробуйте обвести рамкой бойцов…

Голоси, а то проиграешь!

Победить в Alliance оказалось сложнее, чем я предполагал, командуя отрядом храбрых буратин из «учебника». AI нагло жульничает, пользуясь многократным преимуществом в живой силе и кидая на амбразуру полчища механизированных маньяков. Примитивно, но работает, ведь персонального танкового завода у нас нет, да и ремонтный грузовичок перепадает нечасто. Попытка подумать напрочь заклинивает электронные мозги. Мучимые бессмысленностью бытия юниты впадают в перманентный ступор, превращаясь в неуничтожимый элемент пейзажа.

Alliance полностью противоречит некогда популярной песенке — броня отнюдь не крепка, а танки могли бы ездить побыстрее. Лишь наиболее продвинутые модели защищены от пуль. Сотрудники Gameyus справедливо сочли, что калибр бывает всякий, и если долго-долго стрелять из автомата в одну точку, то однажды непременно проковыряешь дырку. Пехота, наоборот, получилась на редкость твердолобой (естественно, при условии, что рядом не видно пулеметчиков). Компания гранатометчиков способна слопать на завтрак танковый взвод и попросить добавки. Возможность занимать брошенную технику — не сюрприз. Надоело гонять на казенном «тракторе»? Реквизируйте гражданский автотранспорт. Юркий седан — самое то для разведки.

Вечная проблема «одинаковых рас» не оставила игру без внимания. Да, здесь целых четыре лагеря (два «хороших» и два «плохих»), но до чего же они похожи! Другое «фи» вызвано запретом на самостоятельное формирование армии. Гуманитарная помощь, присылаемая мудрым начальством, поражает однобокостью. Приятно, потеряв средства ПВО, разжиться сверкающей машинным маслом САУ или бестолковым трейлером, умеющим делать Дистанционный Электрический Пук.

Отсутствие тактической паузы приводит к тому, что сражение на два фронта неизменно оборачивается пыткой. Искусственное разделение по специальностям (штурмовики отдельно, артиллерия отдельно) не выручает. Подчиненные слишком уж любят своевольничать и блуждать между трех кактусов. Ограничение на количество одновременно выделенных юнитов — форменный идиотизм. Кто этот маниакально-депрессивный фанат Warcraft 2, придумавший такую ерунду? Я хочу посмотреть ему в глаза!

Голосовое управление пытается внести в игровой процесс некое подобие порядка, однако и тут не все гладко. Игра нормально распознает десяток команд, перечисленных в «readme», но необходимость подтверждать сказанное ударом по «пробелу» одним махом убивает удобства. Раз уж в любом случае надо тыкать в кнопки, ни к чему заморачиваться с гарнитурой.

Не опять, а снова

Выход из кризиса найден. Потребители устали от бесконечной череды антифашистских RTS? Значит, будем душить гидру международного терроризма. Кто-нибудь поведется.