- Главная/
- Игры/
- Alone in the Dark/
- Рецензия
"На моей двери висит узкая бронзовая табличка "Частный детектив". Немногочисленные друзья зовут меня Карнби, остальные - Рептилия. И уж, конечно, я не волнуюсь на тот счет, как называют меня мои кредиторы".
"Письмо поверенного повергло меня в шок. Дядя Джереми покончил с собой! Заключение эксперта было кратким: он повесился на чердаке… Эта старая прогнившая усадьба со своими бесполезными преданиями, секретной дверью в библиотеке, старинными часами на лестнице, со всеми этими оккультными книгами, который читал покойный дядя… Мистер МакКарфи, мой адвокат, посоветовал поскорее продать проклятый дом, однако что-то мешало мне это сделать…".
Два таких разных начала одной и той же холодящей кровь новеллы. Никогда, даже во сне не расстающийся с кольтом детектив Эдвард Карнби или племянница несчастного Джереми Хартвуда - выбирать героя будущей драмы придется вам. Огромные мурашки бегают по спине, покуда дом неспешно раскрывает свои ужасные секреты, нечеловеческие стоны слышны в скрипе прогнившего паркета в гостиной, в огоньке каждой свечи есть крупица очищающего адского пламени, в каждом углу притаился невидимый дух. Эти стены со старыми портьерами и потрескавшейся штукатуркой, с гравюрами древних богов и портретами прежних хозяев насквозь пропитаны неизвестностью, покрыты тайной и заполнены страхом.
Запомните сегодняшнее число - вчера был последний день того мира, в котором вы жили, знали, а возможно, даже любили. Да, сегодня он перевернулся, и вряд ли когда-нибудь станет прежним. Сегодня на свет появился Alone in the Dark.
Кобра в корзине
Это все равно что после долгого заточения в картонном склепе разом вырваться на волю и вдохнуть по-летнему чистый воздух. Все былое представление об адвенчурах рушится в одночасье, стереотипы хрустят на зубах, а игрока еще долго не покидает ощущение того, что весь прежний игровой опыт - видения покрытого леопардовыми шкурами охотника на мамонтов, неосторожно уснувшего у ночного костра. Трудно сказать сразу, чем так очаровывает эта игра. Проведя пятнадцать минут в хичкоковско-лавкрафтовском мире Alone in the Dark, игрок превращается в загипнотизированную змею: разработчики играют на своей чарующей дудочке, а мы осторожно поднимаем голову кверху, раскачиваемся в такт музыке и показываем раздвоенный язык. Невозможно передать словами магию старинного особняка мистера Хартвуда, ее можно только испытать на себе.
Для начала попробуем избавиться от стереотипов былых adventure. Сперва поместите действо в шикарные рисованные задники, потом запустите внутрь рисованных a-la Another World героев и сообщите происходящему третью пространственную координату. Придайте объем! Сделайте их трехмерными! И пускай в походке главного героя есть что-то от буратино, а стильный галстук-бабочка выглядит словно вырезанный из зеленого матерчатого картона - они нисколько не умаляют полного и безоговорочного погружения во всамделишний, почти киношный мир. Внешне это выглядит так, будто в каждом углу комнаты затаилось по невидимому оператору, переключающему камеры по мере нашего приближения неуклюжего движения. Вот мы сбоку - настоящий римский профиль, а вот вдруг камера вылетела в окно и теперь уже показывает нас сзади. Еще пару шагов - Вася, помаши маме ручкой! - герой уже движется вглубь кадра, прямо на перепуганного до смерти игрока. Эффект равносилен первому прибытию черно-белого поезда на бульвар Капуцинов - хочется закричать, схватить в охапку клавиатуру и прыгнуть с балкона… Настоящее кино, видео, си-не-ма со всеми его ракурсами, фокусами и постановками наконец-то пришло на наши мониторы. Давно пора.
Адвенчура, которая уже не квест
С первого взгляда стало понятно, - Alone in the Dark сильно жмут его квестовые рамки, они его душат, коробят, давят как нерасторопного кухонного таракана. Графическая адвенчура, которой уже сто лет в обед, не вписывается в гиперсовременные технологические достижения AitD-движка, она рвется выше, дальше, за горизонт, к солнцу! Видно, что разработчики долго мучались по этому поводу, галлонами пили черный кофе и выкуривали по коробке сигар в день, а потом махнули на все рукой и, чтобы не бороться с собственной совестью, совершили еще одну революцию - вот так просто! Взять и разбавить адвенчуру, эту праматерь-всех-игр… экшеном, отцом-всех-… ну вы поняли.
В меню у персонажа помимо стандартных квестовых open, search и push появилось загадочное fight, а в инвентаре кроме записок, ключей, флаконов с машинным маслом и прочего адвенчурного барахла обнаружилось ружье, револьвер, набор метательных ножей, старая кавалерийская сабля и даже индейский лук. Помимо загадочных криков и печальных стонов в коридорах усадьбы поселяются маленькие зеленые человечки в гавайских рубахах самых кислотных оттенков (это только звучит смешно, господа, а на самом деле при встрече с первым таким "бистом"… хотя, сами увидите), из окон выпрыгивают ужасные зубастики, доспехи средневекового рыцаря на первом этаже оживают и начинают со смехом гоняться за героем по всему дому, а в ванной, издавая утробные звуки, хозяйничает нечто зубасто-склизкое. Скучать, одним словом, нам не дадут.
Кстати, забавная деталь - в игре живет и работает почти настоящая физика. Дробь из охотничьего ружья режет точно по направлению выстрела, все брошенные предметы покорно пролетают положенные им метры, бьются о стены и остаются лежать смирно. Те, что похрупче - вазы, бутылочки, пузыречки - моментально разбиваются. Занятно. Как-то, путешествуя в подвале, я три минуты забавлялся тем, что кидался в надвигающегося на Карнби мертвяка инвентарем. Ключи, картонная коробка, индейский талисман, кастрюля с жюльеном - после каждого попадания покойник недовольно урчал и пятился. А теперь попытайтесь понять мое искреннее удивление, когда, получив старинным граммофоном по черепу, зомбик (не путать!) отшатнулся, сделал удивленные глаза, упал и натурально скопытился. Нет, не пробегайте этот абзац глазами, представьте еще раз, я настаиваю: один, в подвале богом проклятого дома, среди винных бочек, крыс и зловещего шепота Эдвард "Рептилия" Карнби только что убил мертвеца граммофоном. Только, удивительное дело, почему мне не смешно?
Записка за старым пианино
Игра обращается к нам на полном серьезе и требует взамен такого же отношения. При виде идиллической семейки покойников, сидящей за столом в ожидании обеда с кухни, на лице непроизвольно появляется глупая улыбка, но когда один из них поднимается из-за стола и, выставив вперед тощие руки, медленно направляется к вам - тут уже не до смеха. С каждой новой комнатой, каждым новым этажом, каждой новой оккультной книжкой в инвентаре приближается разгадка тайны ужасного дома Хартвуда. Катакомбы под старым подвалом ведут к языческому алтарю, настолько древнему, что он наверняка помнит еще доколумбовскую Америку, индейцев и бесконечные стада бизонов, бегущих по прериям…
Каждый шаг господина Карнби или госпожи Хартвуд стоит километров несчастных нервных клеток, каждый новый графический эффект сперва повергает в восторг, а потом в ужас, когда осознаешь, что же скрывается за красивым ракурсом с молодыми парами в холле, навеки застывшими в своем неподвижном танце…
"Они уже здесь - я чувствую их горячее дыхание за моей спиной, я вижу их тени, их тысячи горящих зрачков, которые наблюдают за мной. Я знаю, что они придут, они получат мое тело, но не мою душу…" - простенький на первый взгляд сюжет прочно захватывает в свои лапы и ни за что не выпускает обратно до того самого момента, пока кто-нибудь из ваших героев не выйдет из проклятого дома, не сядет в машину и… Рассказать дальше - значит совершить преступление. Непременно уделите время для просмотра.
Самая
И еще раз вслушайтесь в само название - Alone in the Dark. Зачастую оно одно способно объяснить все, и уже незачем становится писать развернутые рецензии или нажимать на скриншоты, чтобы посмотреть на увеличенные до неприличных размеров картинки. Знайте лишь, что это самая современная, самая технологичная, самая интересная, самая интригующая, самая атмосферная, самая страшная, самая красивая, самая загадочная, самая лучшая игра современности. И ни эпитетом меньше.