- Главная/
- Игры/
- Альтернатива: Нечего терять/
- Рецензия
Аль-тер-на-ти-ва… Сладкозвучное название перекатывается на языке, щекоча нервы ворохом возможностей. Кого не привлекает свобода выбора? Centauri Production, сумевшая смастерить какую-никакую Memento Mori, сулила золотые горы: киберпанковская стилистика, проработанный мир, несколько героев, нелинейность… Творческого запала хватило на дешевый 2,5D-мусор.
О Дивный Старший Брат
История подана широкими мазками, без подробностей. Добро пожаловать в послевоенную Прагу образца середины XXI века. На заре столетия международная группа ученых совершила технологический прорыв — был разработан искусственный интеллект и создан первый разумный робот-андроид. Их предприимчивые коллеги наладили конвейерное производство «терминаторов», потом Россия вздумала прибрать к рукам многообещающий рынок, и понеслось. По окончании Третьей Мировой власть над людскими массами перекочевала к общему на всю планету правительству и двум могущественным корпорациям, Endora и Theolex, втихую грызущимся между собой. Население городов раскидали по районам, разделив управленцев, специалистов и нищий сброд стенами. Основной ценностью стала персональная электронная карточка, дающая право вкалывать на деспотов. «Заплыв против течения» стартует в тот момент, когда у парня в кожаной куртке, бывшего строителя, конфискуют заветный кусок пластика.
«Надо бороться с режимом!» — решает Ричард Рочек, ужаснувшись перспективе помереть с голоду. Бунтарь бежит на поиски бойцов повстанческого движения (такое есть у всякого уважающего себя тоталитарного государства) и без проблем их находит. Дальнейшая интрига закручена вокруг некоего сверхсекретного проекта, за которым виден отчетливый кровавый след. Ричарда раз за разом посылают в поход за сведениями, доказательствами, чертежами, но с каждым новым открытием интерес к прохождению тает.
Сценарий — винегрет из идей и образов, набранных откуда попало. Промышленный шпионаж, убитые родители, двойные агенты, угнетатели, угнетенные — и ни грамма оригинальности. Нам как будто предлагают отведать уже пережеванное кем-то блюдо. Награды за труды нет — вместо кульминации чехи внезапно подсовывают письмо с «кратким пересказом событий» и, забыв про оставшиеся без ответа загадки, включают показ титров. Задел на сиквел? Оптимисты…
Штаны на лямках
Ведь кто попросит добавки, если в оригинале атмосферы днем с огнем не сыскать? Красивым фонам не вытянуть на себе безвольную тушу Alternativa. Музыка невыразительна, немногочисленные видеоролики почти лишены звуковых эффектов. Английская речь вызывает смешанное чувство омерзения и тоски — из всех «деятелей искусства» у микрофона не филонила, кажется, одна-единственная актриса. Сами характеры прописаны спустя рукава. Чего стоит Ричард: когда по ходу сюжета нужно будет выковырять из головы трупа глаз, обычный городской житель, не имеющий медицинского образования и на маньяка не похожий, проведет операцию за секунду. Подошел, достал скальпель. Плюп! — готово. Без колебаний.
Игра изо всех сил корчит серьезную мину, однако нагромождение нелепиц разрушает иллюзию сурового, мрачного будущего и превращает происходящее в фарс. В здание вваливается подозрительного вида мужик и со словами «Мне надо вот туда» лезет в дверь, куда посторонним вход воспрещен. А его собеседники, вместо того чтобы кликнуть механических полицейских, согласно кивают: «Да, я пущу тебя в обмен на услугу». В многокилометровых полотнищах текста вязнешь, словно в трясине — разговорные фразочки по структуре и лексике ничем не отличаются от сухого языка статей местной Википедии. Там же, среди залежей пропаганды, можно отыскать пару записей, которые отмечены как «несанкционированные», хотя, вот парадокс, почему-то не удалены.
На то, сколь легко Рик подделывает проездной билет на метро, нетрудно закрыть глаза, но чем дальше, тем страшнее. Повстанец гуляет по охраняемым объектам, как у себя по квартире. Всему виной кретинизм окружающих его друзей и врагов. Активисты Сопротивления снабдят Ричарда закодированным файлом и, заявив: «Мы загрузили тебе в КПК дешифратор», будут терпеливо ждать, пока он озвучит содержимое документа. А до того новоиспеченному мятежнику предстоит удивить товарищей, ткнув пальцем в строчку резюме, которое они же ему и выдали. «Резисторы» не умеют читать, что ли?
Мусоросборщик
Несерьезен и подход к логическим задачам. Диссидент Рочек подбирает с земли ржавые железки и прочий хлам, бормоча в оправдание: «Не знаю, зачем, но мало ли». Художники молодцы — не стали экономить на количестве экранов. Есть места без единой активной точки, нарисованные просто «чтоб было». Это достоинство лишь подчеркивает другой недостаток — бородатого революционера заставляют метаться между парой локаций, расположенных на максимальном отдалении друг от друга, по самым пустяшным поводам. Еще сильнее раздражает коронный номер Alternativa — «взлом» терминалов. Тут обошлось без изысканного «хакинга» — банально угадываем логин с паролем.
Если кто-то мечтал увидеть подобие Blade Runner, Culpa Innata или там Post Mortem — приготовьте носовой платок. «Альтернативы» здесь изредка всплывают в диалогах, но «не та» реплика либо ни на что не влияет, либо мгновенно приводит к аресту/казни. Развернуться негде — путь вперед всегда один. Исключение — короткий эпизод ближе к финалу, когда Ричард ненадолго попадает за решетку, а на выручку спешат скрытная девица по имени Андреа и приятель-раздолбай Энди. Кем из них играть – совершенно без разницы, обе параллельные ветки скоротечны и не балуют откровениями. На кой тогда огород городили…
* * *
Centauri Production должно быть стыдно. Alternativa — безэмоциональный, бездушный и, по большому счету, бессмысленный квест. Чтобы одержать над ним верх, много времени не потребуется, вот только вопрос — зачем?