- Главная/
- Игры/
- Гражданская война: Решающий удар/
- Рецензия
О Геттисберге знает каждый мало-мальски грамотный человек, хотя немногие смогут найти на карте этот город. Главное — все где-то слышали, что именно там решился исход Гражданской войны в США. В его «популярности» не в последнюю очередь повинен Сид Мейер (Sid Meyer), воспевший кровавые события 1863 года в гениальной Sid Meyer's Gettysburg!.
Шедевр Firaxis до сих пор будоражит умы американских патриотов. Вы же верите, что Cat Daddy Games пошла исхоженной тропкой из любви к родине, а не ради звонкой монеты?
Дом, в себе разделенный, не устоит
Назвать проект следующим канонам истории — дело нехитрое. А вот когда за красивые обещания на коробке приходится отвечать перед всезнающими реконструкторами… Cat Daddy лихо рванула на штурм, разложив по полочкам галерею батальной живописи, фотохронику, кипу документов и досье на военачальников. Здорово, но в эпоху развитого Интернета такую коллекцию можно собрать за пару часов. С увязкой же героического прошлого и самой игры случился конфуз.
Итак, на экране — карта окрестностей Геттисберга, которую нужно покорять в двух режимах. По мнению разработчиков, «кампания» — это путаный набор миссий. Брифинг? Скучающий дядечка выплевывает слова, как картечница Гатлинга, пытаясь изложить диспозицию и задачи, а камера шарахается из стороны в сторону, якобы дополняя его речь демонстрацией пейзажей. В голове бродят жалкие обрывки услышанного, поэтому основное преимущество последовательного прохождения над skirmish — вменяемая расстановка войск чуткой рукой дизайнера и задания, выходящие за рамки «kill'em all». Отдельные баталии выполнены и того хуже. Однообразное избиение младенцев — их исчерпывающая характеристика. На фоне прекрасного вплетения архивных данных в современные RTS (!) типа «Сталинграда» или Talvisota, подобная подача уважения не вызывает. Лично я теряюсь в догадках, чем объяснить отсутствие элементарной хронологии.
Дети генерала Мида
Но жребий брошен, Потомак перейден! Оказавшись на поле боя, мы встречаем эдакую тусовку родственников Кинг-Конга и Годзиллы. Деревья не достают стойким оловянным солдатикам (коих здесь ровно четыре вида: пехота, ополчение, кавалерия и артиллерия) до пояса — вылитые «настольные сражения». Только с приближением камеры каждая фишка превращается в десятки фигурок нормального роста. И даже несмотря на солидное отставание от реальных масштабов столкновений тех лет штыковые атаки и беглая пальба поражают.
Механика боя — нечто среднее между классическими воргеймами и серией Combat Mission: раздав приказы, нажимаем кнопку «End Turn», после чего любуемся, как сорвавшиеся с места «юниты» одновременно бросаются их исполнять. Когда конница противника уходит из-под удара «богов войны» в соседнюю клетку, так и тянет пожать руку создателям Gettysburg.
Есть и зачатки тактики — три вида построений отличаются скоростью передвижения, боеспособностью и защищенностью; учитывается высота, тип ландшафта и уязвимость флангов. Увы, все подвижки перечеркивает дохлый AI. Он не глуп, но действует шаблонно, раз за разом попадаясь на одни и те же уловки. Первые полчаса чувствуешь себя военным гением. Затем наступает просветление, и приемы становятся рефлекторными.
Coup de grâce «серьезности» игры — генералы, улучшающие свойства отрядов при помощи танцев с бубном. Угадывание двух одинаковых карт из трех предложенных выглядит чужеродно, да и с внесением элемента неожиданности справляется бездарно. Кому вообще нужны командиры, приносящие пользу лишь в 3 случаях из 10?
* * *
American Civil War: Gettysburg — игра не плохая, но слишком простая. Миловидная графика, лаконичный интерфейс, необходимый минимум возможностей… Матерые волки сочтут ее яркой пустышкой, однако начинающим стратегам, пока еще осваивающим принципы верных маневров, она подойдет. По сравнению с предыдущим проектом Cat Daddy Games на тему Гражданской войны в США, The History Channel: Civil War, прогресс налицо.
P.S. Пользуясь поводом, передаю теплые пожелания компании «Акелла», получившей на КРИ-2005 (Конференции разработчиков игр) приз в номинации «Лучшая компания-локализатор». Решение наложить русский текст прямо поверх первоначальной озвучки — признак нежнейшей заботы об игроке. Единственное, что омрачает впечатление, — наличие оригинальных (на английском языке) исторических материалов. Не хватило времени? Или посчитали, что никто не будет читать речь Линкольна или Конституцию США?