Производство дополнений к популярным в народе стратегиям — традиция древняя и крайне выгодная с финансовой точки зрения. Виртуальным генералам всегда хочется продлить чересчур непродолжительную (как известно, хорошие игры никогда не бывают достаточно длинными) экскурсию по приглянувшемуся миру, и было бы жестоко лишать их столь незатейливого удовольствия.
Минимум серьезных нововведений, увесистый мешок новых юнитов, десяток-другой перекрашенных домиков и коллекция карт разной степени интересности — сколько разношерстных «аддонов» довелось мне повидать на своем веку, а формула вся та же. Закон постоянно уменьшающейся полезности действует везде; если «Завоевание Америки» (American Conquest) заставило многих говорить о подъеме национальной игровой индустрии, то наш нынешний клиент вызывает куда более скромный набор эмоций. Бороться со старыми, тысячу раз описанными проблемами и недоработками никто не собирался, и, в общем-то, это правильно. Цифры «два» на обложке нет, а значит, пыточные инструменты, вопреки традиции, остаются в столе.
По следам Баранова и Кортеса
Действие игры переносит нас в романтические времена освоения Нового Света. Охота за древними сокровищами, геноцид индейского населения, бесконечные разборки с коллегами-колонизаторами, борьба за природные ресурсы — романтика, что называется, налицо. Разумеется, все это не могло войти в оригинальную игру; в частности, за кадром остались такие грандиозные эпизоды, как покорение Аляски нашими героическими соотечественниками или поиск легендарной золотой страны Эльдорадо. Только представьте себе: отряд типичных стрельцов в ярко-красных парадных кафтанах расстреливает наседающую толпу полуголых индейцев с томагавками над разукрашенными перьями головами… Картина, достойная пера Сальвадора Дали и мастеров супрематизма! Впрочем, в правдивости дизайнеров сомневаться не приходится. По идее, нечто подобное вполне могло иметь место.
Если вы играли в «ЗА», то долгих «реверансов» не потребуется. Безземельные крестьяне строят домики и заготавливают вечнозеленые пни, возведенный минуту назад форт исправно штампует отряды бледнолицых вояк, а бедный игрок, позевывая, пытается прикинуть, через сколько часов или дней популяция штурмового отряда перевалит за 2-3 тыс. человек. Да-да, в сражениях по-прежнему может участвовать до 16 тыс. юнитов, так что подготовка победоносной армии — дело серьезное и подчас невероятно муторное. Пока же экспансивные мечты не получили соответствующей материальной подоплеки, рекомендую распихать излишки личного состава по гражданским постройкам, которые моментально превращаются в мощнейшие военные укрепления. И не забывайте о морально-психологической стороне вопроса. Священники, пешие и конные офицеры, знаменосцы, барабанщики, вожди и шаманы — как и полгода назад, эти граждане вносят спокойствие и порядок в ряды дружественных войск, повышая дисциплину и увеличивая реальную мощь подразделений.
Историзм представленных событий приятно удивил — для GSC Game World это становится стандартом. Каждой из кампаний предшествует весьма объемная энциклопедическая справка, где буквально на пальцах объясняют подлинное величие того «перформанса», что вот-вот развернется перед нашими глазами. Освоение Аляски русскими путешественниками, завоевание Юкатана, разграбление древних городов на юге, знаменитое восстание индейцев под предводительством вождя одного из племен Понтиака против англичан в 1763 году… Все описанное выше действительно было, и благодаря этому игровой процесс приобретает не совсем обычные краски.
Графическая часть обошлась без изменений. 2D-изометрия жива, здорова и не собирается вникать в неразборчивое карканье своих трехмерных конкурентов-злопыхателей. С любовью нарисованный пейзаж, отличающиеся друг от друга и легко опознаваемые постройки, симпатичная анимация, реалистичное соотношение между размерами людей и тростниковых хижин — как мало нужно для счастья. Да и к чему повторяться? Сравните вывешенные слева скриншоты с январским (текущего года) фоторепортажем и попробуйте найти хоть одно различие. О десяти речь не идет.
Количество и качество
Настала пора позаботиться о более-менее трезвых поклонниках статистики. 25 миссий (плюс еще 10 не входящих в кампании), 5 новых рас-участников (Россия, Голландия, Германия, Португалия и индейцы племени хайда), 40 очаровательных домиков и аж 53 юнита; верится с трудом, но, думаю, разработчики не станут нас обманывать. Разница между представителями разных лагерей минимальна, за исключением глобального технологического разрыва между коренными американцами и колонизаторами. Оно и неудивительно, ведь в сумме теперь получается 17 противоборствующих сторон — редкая игра в состоянии похвастать столь внушительным ассортиментом.
Весьма порадовал новый режим «Баталии», аналог которого можно обнаружить в Medieval и других серьезных стратегиях. Отдельная битва с заранее заданным построением и количеством участников — ничто другое не в состоянии продемонстрировать все нюансы и тонкости местной тактики. Красивый залповый огонь, вдумчивые маневры и обходы, стремительные набеги кавалерии в тыл, «психологические» атаки… До уже упомянутого Medieval и Shogun, конечно, не дотягивает, однако для классической строительно-военной RTS — несомненный прорыв. Если разворачивающийся по ту сторону экрана спектакль и напоминает традиционное «кучка на кучку», то в весьма незначительной степени. Новобранцы обриты согласно уставу, построены в аккуратные шеренги и производят впечатление полноценной боевой единицы. Пожалуй, единственным заметным недостатком данного режима стал чересчур жесткий «zoom», позволяющий игроку либо пахать носом землю, либо парить на высоте тактических бомбардировщиков, обозревая не только все поле боя, но и скрытое в непроницаемом «тумане войны» зарубежье. При максимальном приближении понять что-либо становится абсолютно нереально, поэтому руководство боевыми действиями приходится осуществлять с ближайшей тучки. Да, конечно, гонять туда-сюда вышколенные стада разноцветных микробов жутко занимательно, но от современной игры обычно ждешь большей зрелищности и гибкости.
Насладиться стратегическими штучками в ходе выполнения обыкновенных миссий довольно сложно. Нечасто в нашем распоряжении оказывается достаточно большое поле для маневров и вменяемый противник, который вместо того, чтобы постоянно посылать в атаку бесчисленные стада злодеев, озаботился бы разработкой нормального плана нападения. Почти все миссии похожи друг на друга; это не наезд — для RTS такая ситуация в порядке вещей. Строим развесистую базу, сажаем в приграничные с варварами здания приличный контингент, копим силы, после чего наносим массированный удар. Со времен Dune 2 кардинальных мутаций не произошло, но приятные исключения, к счастью, есть. Взять хотя бы первую миссию за немцев, где основная задача полководца — основательно помародерствовать и заодно захватить как можно больше пленников (будут тащить награбленные богатства).
Привычные неудобства никуда не делись. Зажигательные стрелы краснокожих «братьев» и пожары жутко бесят; не успел вовремя поправить тлеющую крышу — строй новый порт или блокгауз. Такая элементарная вещь, как автоматический ремонт, осталась за бортом. Приходится постоянно держать человек десять на видном месте и всякий раз лично науськивать их на очаги возгорания. Решение же лежит на поверхности — пускай окопавшиеся в домах крестьяне сразу же после окончания атаки вылезают и самостоятельно все ремонтируют, не отвлекая игрока от более важных занятий. Но нет — микроменеджмент тяжелым ярмом висит у нас на шее, и, боюсь, с этим надо смириться. Жанр обязывает.
Другой бедой стали неожиданно заканчивающиеся боеприпасы. Зачем это вообще здесь нужно, непонятно, однако факт остается фактом — после нескольких смертоубийственных залпов взвод «вольных стрелков» устремляется в штыковую. Штурм зданий тоже примитивен до ужаса: всегда легче сжечь вражеский домик дотла, чем терять людей, пытаясь его захватить. И еще. Если я завожу отряд в форт, вовсе необязательно в экстренном порядке его расформировывать. Мелочь, не спорю, но все равно неприятно.
Не забытое и не старое
Обсуждать предсказуемость и вторичность любого аддона попросту глупо. Глупее даже, чем становиться в позу великого оратора и обличать известные всем и каждому недостатки «классических» RTS. Если Age of Mythology, Warсraft 3, C&C: Generals и прочие «столпы» одного из самых обожаемых и продаваемых игровых жанров занимают наиглавнейшее место в вашей коллекции и сердце, и вы почему-либо пропустили «Завоевание Америки», не раздумывайте ни минуты. Остальным же советую особо не суетиться, ибо, по большому счету, ничего нового и тем паче «революционного» в игре нет. Только проверенное годами, тщательно отмытое и перекрашенное старое.