В последнее время страны Юго-Восточной Азии все активнее наседают на рынок компьютерных игр. Как по количеству, так и по качеству лидирует Южная Корея, сумевшая «подарить» миру Lineage, успешно конкурирующий с ведущими онлайновыми RPG. Китай тоже не отстает, но назвать хотя бы один достойный проект, появившийся из закромов Поднебесной, весьма проблематично. К сожалению, на Востоке почему-то никак не выйдут из моды банальные клоны, а поскольку особым спросом пользуется продукция Blizzard, изучать всевозможные вариации серий Warcraft, StarCraft и Diablo нам придется еще очень долго. На этом фоне независимая филиппинская студия Anino со своим проектом Anito: Defend a Land Enraged выделяется попыткой создать крепко сбитую и в определенной степени оригинальную игру. Однако на пути к успеху, как обычно и бывает, встал маленький бюджет, благодаря которому игру еле-еле удается отличить от постоянно появляющихся некоммерческих поделок-однодневок.
За Родину!
Решив, что лучше всего слепить что-нибудь национально-патриотическое (видимо, это «болезнь» не только российских разработчиков), авторы избрали местом действия некий азиатский остров Марока, отсутствующий на современной географической карте. Впрочем, если сопоставить время действия — 1581 год — и образы хозяйничающих на Мароке солдат Senastille, можно без труда провести аналогию с самими Филиппинами, которые в тот период были захвачены Испанским королевством и находились под управлением генерал-губернатора Его Наикатолического Величества. Но на скрупулезную историческую точность происходящее, конечно, не претендует.
Главных героев двое — брат и сестра Агила и Майя. Сладкой парочке вовсе не придется путешествовать вместе, поскольку щедрые авторы создали совершенно независимые сюжетные линии для каждого из молодых людей. Если Майя поначалу занята поисками отца, вождя одной из народностей Мароки, то Агила разыскивает затерянное племя, готовящееся поднять бунт против сенастильцев. Изредка их пути будут пересекаться, но полностью восстановить картину произошедших событий можно только в том случае, если вы пройдете игру обоими персонажами. Не стоит, впрочем, рассчитывать на абсолютную уникальность, — побочные квесты в основном одинаковы.
Морока
Anito — одна из немногих игр, где увлеченность действом напрямую зависит от того, насколько интересной покажется фабула, поскольку других выдающихся достоинств у творения Anino просто нет. Если вас занимает судьба острова Мароки и отца Агилы с Майей, беспокоят истинные цели повстанцев и идеалы движения Greenpeace, то даже мириады почтовых квестов (многие из которых, включая сюжетные, заключаются в доставке самых настоящих писем) не испортят впечатления от игрового процесса. Более того, объемные диалоги будут прочитаны с должным вниманием и любопытством. В противном же случае готовьтесь зевать и проклинать тот час, когда вам вздумалось понапрасну потратить время и деньги.
Ролевая система выглядит скромно, но и ей не чужда оригинальность. Разумеется, речь идет не о набивших оскомину базовых показателях сила/ловкость/здоровье/мана, а о немногочисленных умениях, большинство из которых сродни обычным заклинаниям и разделены на несколько «школ» (charkas). Туда входят возможность зачаровать NPC и получить от него какой-нибудь предмет, различные боевые скиллы и даже создание своей точной копии, дабы обмануть противника. Для изучения большинства навыков придется разыскивать учителей по всей Мароке, выполнять специальные задания и делать татуировки.
Очки опыта отсутствуют, и персонаж получает баллы для развития параметров и скиллов во время прохождения ключевых моментов сюжета или благодаря победам в схватках, которых, кстати, довольно мало (и это к лучшему). Увы, но что-то более примитивное, чем боевая система Anito, представить сложно. При приближении монстра мы должны достать оружие («пробел») и начать остервенело долбить сразу по обеим кнопкам мыши, угрожая несчастному устройству преждевременной и скоропостижной кончиной. Попутно надо умудриться активировать вспомогательные умения и, скрестив свободные пальцы (если они еще остались), надеяться, что монстр будет закликан быстрее, чем он загрызет героя. Даже поединок с обычным кабаном может стать фатальным.
Еще стоит отметить, что тело персонажа разделено на зоны поражения. Из их «прочности» складывается общее количество очков здоровья. При этом герой начинает передвигаться значительно медленнее, если соперник, например, сильно ударил его по ногам.
Outdated
Внешний вид Anito довольно-таки посредственен — такие «красоты» вышли из моды лет десять назад. Ужасная серо-зелено-коричневая палитра доминирует, а дизайн трехмерных зданий шокирует крайними проявлениями аскетизма. В остальных аспектах царствуют спрайты, из которых созданы, в частности, все населяющие Мароку люди и монстры. На соответствующем уровне находится и анимация. Впрочем, иногда у художников возникали проблески совести (или таланта?), — некоторые пейзажи и внутреннее убранство избранных помещений сравнительно недурны.
Интерфейс также не избалован современными веяниями. Управление персонажем осуществляется при помощи клавиатуры. Для взаимодействия с окружающей обстановкой (например, необходимо взять что-либо из ящика или поговорить с NPC) требуется подойти к объекту едва ли не вплотную. В противном случае Майя/Агила будут жаловаться, что они «находятся недостаточно близко». Количество вещей, которые можно таскать с собой, ограничено размером рюкзака, причем оно явно меньше даже необходимого минимума, требующегося в тот или иной момент времени. Это обстоятельство способно в принципе уничтожить возможность пройти игру. Так, во время одной из скриптовых сцен мне должны были передать меч отца Майи, однако инвентарь оказался забит, и клинок упал на землю. Поскольку девушку автоматически перенесли обратно в деревню, пришлось вернуться на место развернувшихся только что событий, но меч… уже успел исчезнуть.
«Кукла» персонажа содержит ячейки под головной убор, доспехи для защиты тела и ног, и оружие. Разнообразие амуниции особого восторга не вызывает. Впрочем, цены высоки, поэтому напялить самые продвинутые вещи получится нескоро, если только у вас не развита клептомания, всячески поощряемая разработчиками. Дистанционное оружие представлено не только обычными луками, но и мушкетами. Можно даже прицеливаться, зажав левую кнопку мыши. Некоторые вещи разрешено комбинировать между собой. По большей части это касается еды, что немного напоминает Divine Divinity или Arx Fatalis, не говоря уже о некоторых классических RPG. К примеру, персонаж ни за что не станет есть сырое мясо, — его нужно предварительно поджарить.
В целом размеры игрового мира не слишком велики. Все поселения пересчитываются по пальцам одной руки, а расположение полутора десятков зданий в каждом из них волей-неволей заучивается наизусть после выполнения значительной порции FedEx-заданий. Разработчики не поленились заставить нас бегать до изнеможения между двумя-тремя точками в попытках успешно завершить очередной квест. Следует учитывать и влияние на расположение NPC смены дня и ночи, — в конкретное время суток их может попросту не оказаться на месте. Однако поручения они выдают исключительно по месту своей основной деятельности.
Missed me
Anino самостоятельно распространяет свое произведение и выставит его на конкурс Фестиваля независимых игр, который пройдет в марте этого года. Нам, пожалуй, остается пожелать им успехов и подвести неутешительные итоги. Как уже говорилось выше, спасти работу филиппинцев от забвения может только интерес к сюжету и диалогам. Неудобное управление, малопривлекательная графика и непродуманный дизайн заданий очень быстро склоняют к удалению Anito с жесткого диска. Сложно сказать, чего именно не хватило создателям, — денег или таланта, но плод их стараний получился весьма и весьма незначительным. Удели они больше внимания устранению вышеописанных недостатков, мы бы наверняка получили хитовую и в меру оригинальную ролевую игру. К сожалению, Anino слишком рано исчерпала свои возможности, поэтому максимум, чего заслуживает игра, — это звание хлипкого середнячка.