Светлая тема

Рецензия на игру Апач 2: Русский синдром

InterActive Vision развивается в странном направлении. Команда, конечно, не звездная, но серия Search & Rescue — почитаемый в среде вертолетчиков старожил. Однако уважения разработчикам, видимо, стало не хватать. Захотелось еще чего-то такого…

В результате вместо улучшенных версий SAR мы регулярно получаем всякие глупости на его движке. И если Vietnam MedEvac смотрелся хотя бы как логическое продолжение, то Apache Air Assault и Apache Longbow Assault — чумные пятна на теле ранее здоровой идеи сделать игру не как у всех.

Теоретически IAV могла создать достойный симулятор боевого вертолета. С Enemy Engaged на него никто бы не «пересел», но временная смена антуража пошла бы на пользу. Хотя, кто знает… Ниша вертолетных симуляторов сейчас свободна для всех, кто хочет попробовать свои силы. Но это не более чем лирическое отступление, ибо с игрой все становится ясно еще до инсталляции. Во-первых, издатель. Во-вторых, мануал. В-третьих, сами разработчики до сих пор стесняются называть свое детище симулятором. Об издателе я распространяться не буду; лучше всего о нем, да еще и с цветными иллюстрациями, расскажет таблица рейтингов. Мануал же достаточно красноречиво свидетельствует о том, с чем игрокам придется столкнуться в процессе игры. А именно — с безграмотностью.

Выбирай сердцем

Во всем, что касается управления вертолетом, ALA умело балансирует где-то посередине. По желанию можно довольствоваться скромным аркадным режимом, с которого взятки гладки, или использовать реалистичную модель. Она очень напоминает «Ударную силу». А управление в ALA, я уверен, даже в нюансах не отличается от того, с которым приходилось иметь дело в SAR. Там, знаете ли, модель не блистала. Но все вполне пристойно. Как раз на таком уровне, чтобы не стыдно было смотреть людям в глаза.

Физика — самый безобидный элемент игры. Ее незамысловатость не располагает к серьезному критическому анализу. Если бы, например, в «Ударной силе» не было по-настоящему грамотной реализации управления, этот момент волновал бы меньше всего. У боевых вертолетов устойчивость лучше гражданских, а список задач значительно шире, если речь идет о боевых условиях. Тут уж не до управления, летит, — и ладно.

Гораздо хуже, когда отсутствуют факторы, влияющие на управляемость. К тому, что в симуляторе вертолета от InterActive Vision нет ни вихревого кольца, ни воздушной подушки, ни срыва потока на лопастях, мы уже потихоньку привыкли. Поэтому и тут без претензий. Впрочем, стоп. С ветром в Search & Rescue лучше не заигрывать, швырнуть может так, что мало не покажется. В ALA происходящее по ту сторону кокпита нередко имеет черты типичного урагана. И никаких последствий.

Тут же следует упомянуть автокомпенсацию вращающего момента. Вертолет поразительно устойчив, но в опциях нет и намека на активизированную систему автокомпенсации. Вполне вероятно, что разработчики не знают, какие силы действуют на вертолет классической схемы. Хотя придираться как-то даже неудобно, поскольку изменение раскладки клавиатуры и назначение осей не предусмотрено.

Что написано пером

Да, мануал… Много там интересного написано, руки чешутся пересказать его целиком (любопытные могут ознакомиться с большинством пунктов в рецензии на Apache Air Assault).

Но мне особенно понравилось вот что. На богато оформленной картинке стрелочка в направлении МФД, снабженная комментарием, означает GPS. Если вдруг вы читаете данную статью просто ради интереса, то имейте в виду, — это все равно что, указывая на телевизор, назвать его устройством, предназначенным для показа сериала «Бригада». Радар, как ни странно, болтается где-то в правом углу. Для него (естественно!) предусмотрена отдельная стрелочка со своим комментарием — «radar». Но теперь все по-честному: втулку НВ украшает гриб. Значит, и AGM-114L наконец-то должны быть при деле.

Год назад на месте МФД в Apache Air Assault красовался компас. Все же, надо признать, немалый прогресс.

Что сказать об авионике и СУВ… Специально проштудировав подборку скриншотов к играм, где фигурирует «Апач», я не нашел ничего даже близко напоминающего тот идиотизм, который изображен в кабине по версии InterActive Vision.

Правда, стоит отметить положительный момент. Разработчики, в отличие от своих коллег из G5 Software, поинтересовались о наличии у пилотов «Апача» (правда, только у одного; стрельба из пушки по-прежнему вызывает судороги) IHADSS. Система «ночного видения» тоже функционирует исправно, но выводящаяся информация вызывает недоумение: какие-то нелепые гистограммы, которых там никогда не было… И даже переключение режимов авторы посчитали ненужной роскошью.

Впрочем, это не требует объяснения. Навигационный режим отсутствует в силу своей бесполезности — лететь куда-либо дольше пары минут в игре не приходится.

По памятным местам

Надо ли вообще серьезно касаться работы СУВ, если разработчики понятия не имеют, что выводится у пилота, хотя эти картинки доступны даже детям? Гораздо целесообразнее, на мой взгляд, проявить милосердие и указать направление, в котором необходимо развиваться. Например, разобраться, наконец, что же такое МФД. А там много чего интересного: LLLTV, FLIR, DTV, DVO. И радар у «Апача» тоже там. И все это желательно реализовать в игре. В том числе фильтры радара.

В общем, СУВ — тоже смешно и грешно. Ответ тут как тут — в мануале. Так и сказано: «Hellfire» имеют большую дальность. Какая дальность в понимании авторов большая, а какая маленькая, мы, наверное, должны догадаться сами.

Но любые догадки здесь неуместны, до такого своим умом не дойдешь. Дальше 2-3 километров в ALA не то что «Hellfire», а даже РЛС не достает! Если же близко к земле летать, то вообще… «Апач» — это ударный вертолет, но не до такой степени, чтобы щеголять на километровой высоте перед врагами, до зубов вооруженными разной степени коварства ЗРК (как и в Comanche 4, местные ЗРК снабжены неуправляемыми ракетами).

Кстати (это уже становится своеобразной традицией), переключение режимов LOAL \ LOBL, как, впрочем, и многих других, отсутствует. И зря.

Слон в посудной лавке

Я считаю, что если люди делают автомобильную аркаду, это не дает им права рисовать квадратные колеса, а вместо руля приделывать штурвал. Есть все-таки элементарные рамки приличия.

Comanche от NovaLogic — классическая вертолетная аркада. Да, летим по рельсам, враги прут, как с последней гранатой на амбразуру, но хотя бы визуально к матчасти не придерешься. Можно что-то упростить, конечно, но чтобы так…

Игровой процесс ALA это правило подтверждает. В симуляторе главный союзник — хитрость, которая, как известно, следствие ума. В аркаде — действие и твердые мозоли на местах, соприкасающихся с манипулятором.

Не знаю, как вас, а меня всегда возмущали надписи на заборах. Не потому что я такой моралист. Просто ход мыслей верный, а написано с ошибками. В InterActive Vision лучше многих знают, какие задачи выполняет на поле боя ударный вертолет. Вот «Команчи» — сами по себе воины в поле. Такими эти вертолеты создавались. Так что можно NovaLogic ругать, а можно и не ругать. Дело вкуса. Но война с терроризмом в глубоких тылах одинокому «Апачу» явно не по плечу.

В целом, если речь идет о миссиях, где вертолету отводится роль поддержки наземных войск, в ALA все вроде бы задумано правильно. Но только задумано.

Вероятно, разработчики представляют это так: над полем боя появляется вертолет, и все враги тут же умирают от страха. А я уверен, что такой горе-пилот будет немедленно сбит. Думаю, у меня найдется немало сторонников. В этом смысле непревзойденным лидером является Enemy Engaged. Там жертвой приходится быть чаще, чем охотником. И правильно, так как если действуешь на территории, где сосредоточены значительные силы ПВО противника, лучше не строить из себя героя боевиков. А грабли ведь уже гнилые! Во Vietnam MedEvac какой-то фанерный «Ирокез» вполне походил на «Ил-2», черной смертью кружащий над фашистами, вооруженными карабинами. Даже если бы вы очень захотели, чтобы вас сбили, пришлось бы как следует постараться. Яблоко от яблони упало не дальше расчетной траектории. Завалить миссию в ALA можно двумя способами: а) вы ударились об землю; б) вас сбил вражеский вертолет.

Встречаться с землей мне приходилось исключительно по неосторожности. Что касается вражеских вертолетов (а это всегда Ми-28), то схлопотать от них в сопло «Иглой» можно только в том случае, если вообще не интересоваться обстановкой в воздухе. Если же иногда поглядывать на читерский радар, то задача облегчается многократно. Бои в воздухе разыгрываются тоже в основном по мере визуального контакта. О причинах — выше.

Кстати, насчет «Иглы». Это я, конечно, ради красного словца ввернул. УРы попадают прямиком в «морду», вызывая либо полное разрушение вертолета, либо фейерверк с кровопотерей на уровне «лайфбара».

Landing

Понятно, откуда растут длинные ноги у названия игры. Почему же, собственно, «Longbow»? «Longbow» — это модернизированный AH-64. Главным образом изменения коснулись СУВ и РЛС. Но особая дальность обнаружения в игре не требуется, не говоря уже о преимуществах модернизированных ПТУР «Hellfire». Ну и чем этот «Longbow» отличается от обычного «Апача», который вы, господа разработчики, уже успели оскорбить годом ранее? Ваш «Апач» по своим ТТХ больше похож на «Абрамс» с пропеллером. Очень хотелось, чтобы все получилось как у старших товарищей? Так для этого надо работать.

Одним словом, грустно. Второй вертолетный симулятор за последние три месяца, обладающий нормальным управлением и неплохой графикой, а под одеждами — черт знает что! Графически, к счастью, все не так печально. Но мы это уже где-то видели. По-прежнему отлично выглядят вертолеты, радуют облака (если изволят появиться в поле зрения), но земля, конечно, проигрывает той же «Ударной силе». А больше всего мне понравились сибирские города, состоящие сплошь из панельных домов какой-то редкой конфигурации. Мило, мило…

Однако… зачем нам Apache Longbow Assault? Захотим поупражняться в точности посадки на крышу небоскреба или лебедкой поворочать, — есть MSFS и Search & Rescue. Если вдруг потянет к боевым вертолетам, свои услуги всегда готовы предложить Comanche и Enemy Engaged.

Да и Longbow 2, в общем-то, неплохая игра.