- Главная/
- Игры/
- Aquanox: Сумерки Аквы/
- Рецензия
Жанр симуляторов подводного мира не сильно радует вниманием своих поклонников, лишь иногда выплевывая на тарелку нечто, ориентированное скорее на любителя, чем на массового игрока. Желая хоть каких-то зрелищ, голодный до тайн чуждой ему стихии гомосапиенс алчно смотрит на все, что плавает, включая Silent Hunter 2 с Sub Command, и по сотому разу отстреливает рыбок в годичной давности Deep Fighter. Еще немного такого издевательства, и бунт мирового масштаба неизбежен.
Герой не нашего времени
Разумеется, это шутка. "Лопата!", знаете ли. Однако определенный смысл в ней есть. Опостылевшие донельзя сухопутные променады настолько редко разбавляются действительно заслуживающими внимание проектами на тему бесконечности вселенной и необъятности океана, что о них даже забываешь. Утром - чашечка "чужих", на обед - фрицы под свинцовым соусом, на ужин - рагу из неправильного полицейского. На. До. Е. Ло. Смахивать же пыль с проектов 3-4-летней давности хочется еще меньше. Вот и приходится потирать годами руки в предвкушении чего-то глобального наподобие Imperium Galactica 3 или того же AquaNox. И если первого нам ждать еще почти полгода, то второй вовсю стучит своим плавником в иллюминатор.
Крайне талантливой немецкой команде разработчиков понадобилось аж цельных четыре года, чтобы создать продолжение собственного хита со странноватым названием Schleichfahrt, более известного как Archimedean Dynasty. История о всеобщем переселении населения нашей голубой в среду естественного обитания красноперых и голожаберных, несмотря на свою скромную популярность в Европе, имеет полное право считаться хитом, хотя бы потому, что была первой в своем роде.
Продолжая похождения Эмеральда Флинта (для друзей просто Deadeye), наемника по натуре, жестокого пропойцы и бабника в душе, Massive Development окончательно утвердила статус глобальности придуманного ей мира с незатейливым названием Aqua. Пропустившим в свое время оригинал не стоит сильно дергаться. Длиннющий вступительный ролик и разместившаяся на сорок четвертой странице мануала "Aquatoria" практически во всех красках и подробностях расписывают основные этапы миграции человечества под воду и сами приключения Флинта.
Благополучно прохлопав свой "Succubus" после победы над загадочными бионтами, Deadeye получил в распоряжение герметически запаянную сковородку и надежду заменить впоследствии это чудо техники на что-то более продвинутое. Избавившись от внешней угрозы, Флинт согласился наладить внутренние проблемы, вызванные извечным противостоянием консерваторов и прогрессменов, а также чрезмерной наглостью конгломерата EnTrOx (Energy-Transport-Oxygen).
Благодаря такой завязке, носящей откровенно политический характер, имеем как минимум до неприличия огромное море писанины, перемежающейся бранью, всевозможными интригами, домогательствами слабого пола, просто никчемной болтовней, угрозами, домогательствами слабого пола… В общем, настоящий герой этот Эмеральд, причем во всех смыслах. Если не обложит матом, то обязательно пристанет с непристойными предложениями. И так всю дорогу.
Хочешь, я покажу тебе сказку?
Окончательно помешавшись на деньгах и бабах, Флинт начинает свою славную карьеру в качестве мусорщика, уничтожая плавающие повсюду остатки кораблей бионтов и беседуя со старыми знакомыми. Отдавая дань сложившейся традиции набирать плохих актеров на озвучку персонажей, хитрые немецкие парни маскируют это дело, ссылаясь на тяжелую жизнь под водой.
Теоретически, имея над головой тонны водной массы и дыша искусственным газом, можно не только заговорить как потомственный "петух", но и окончательно свихнуться или начать безбожно тормозить, что благополучно и делает треть (если не больше) попадающихся собеседников. Худший прононс, по словам жестоко страдающего в последнее время коллеги Номада, встречается разве что в The Shadow of Zorro, но поверить в это сложно. Похоже, мир впервые увидел продукт, которому озвучка "профессиональными актерами" из мазараша нисколько не повредит.
Прибывая на станцию после каждой миссии, начинаешь со временем не следить за сюжетом, а в спешке проматывать диалоги, лишь бы получить деньги за сделанную работу, озаботиться новой и вернуться к счастливо плавающему вокруг планктону, которым, как ни странно, ограничивается весь ассортимент подводной живности. Редкие водоросли и одноклеточные организмы - это все, что осталось после всеобщей урбанизации океана. Проскальзывающие аналогии с Deep Fighter навевают тоску по красоте и жизненности подводного мира.
Постоянный hi-tech местами безбожно восхитителен, но красотой своей сравним с проволочными инсталляциями и чугунными статуями причудливых форм на выставках авангарда. Неприлично детализированные модели субмарин палят изо всех стволов, с удовольствием показывая возможности новоявленного движка Krass. Пробивающиеся сквозь толщу воды лучи света, следы от подводных лодок и торпед, как деревья в лесу натыканные повсюду поселения блудных землян и еще целая гора мелочей способны заставить плюнуть на поставленное вышестоящим начальством задание и просто понаблюдать за динамикой, отразить которую статичные скриншоты не в состоянии.
Впрочем, за все это приходится очень дорого платить, причем в буквальном смысле. Если сомнительного качества ролики скушает любой агрегат, то десятка через полтора миссий появление нескольких субмарин в поле зрения заставляет всерьез задуматься о модернизации худосочного Электроника. Владельцы hi-end систем, начавшие при этих словах злорадно ухмыляться, рискуют получить серьезный удар по самолюбию. Наличие GeForce 2 и космических объемов памяти на сей раз не спасет. Можно сказать, это необходимый, но совершенно не достаточный минимум. Наряду со свеженьким Comanche 4 детище настоящих арийцев с удовольствием бы приняло в дар что-нибудь более продвинутое для нормального отображения своих прелестей на стандартном нынче 1024х768.
Подводный коммунизм
Однако больше ни слова о грустном. А то неопытный читатель грешным делом подумает, что ему тут делать нечего. Ведь за уродливыми, безобразно говорящими персонажами, зверскими требованиями к ресурсам и некоторой вторичностью идей скрывается изрядная доля атмосферы. Атмосферы звука. Страна-родительница огромного количества самых прогрессивных композиторов и диджеев снова доказывает свою состоятельность.
Жесткая и очень динамичная электроника, разбавляемая целой феерией звуков, от далеких, напоминающих призывы китов, до приглушенного свиста проносящихся мимо торпед, увлекает не хуже стриптиза, особенно после скромной стереофонии RtCW. До сих пор не обзаведшимся самым занюханным SBLive! готов подарить мешок мармелада в качестве компенсации.
Пролистав занудные диалоги и слегка оправившись после такого праздника, обращаешь, наконец, внимание на материальные проблемы. Тормозной и совершенно никчемный кораблик с рождения требует скорейшего апгрейда. Выполнив пару-тройку миссий, сменив тоскливую Vendetta 1 на убойную Plasma Gattling и своеобразную Hitman, нагрузив штаны веселыми торпедами "Большой бадабум", рекомендуется подумать и о самой субмарине.
Царящий в местном лабазе коммунизм поражает до глубины души. Принципиальное отсутствие спекуляции - вещь крайне редкая в наши дни. Приобретя за n тугриков какой-нибудь Avenger и поставив на него "EMPactor" и гору другого барахла, впоследствии можно спокойно сдать лодку за ту же самую сумму или просто доплатить разницу за более модную коляску с полным сохранением имеющегося на ней скарба.
Мало того, ничего лишнего упрямые продавцы на прилавки не выставляют. Даже отвлекающие торпеды buzzer'ы начинаешь со временем ценить едва ли не больше хорошего ствола. А уменьшающие шум мотора изобретения инженеров-параноиков приходятся весьма кстати в тех местах, где приходится проползать по дну, создавая минимальный эффект присутствия.
Hold on your seahorses
К сожалению, подобных изысков будет мало. Стопроцентное однообразие миссий, сводящееся к тотальной раздаче пинков врагам, немного угнетает. Редкая необходимость защитить какой-либо объект или сопроводить грузовой корабль все равно приводит к расходу арсенала.
Добавляем сюда еще немного приправ в виде невозможности промотать скриптовые вставки и записаться хоть где-нибудь, кроме базы, и получаем изрядную долю геморроя, пропорционально увеличивающуюся по мере продвижения по служебной лестнице. Всегда превосходящий по степени вооруженности и модности пукалок противник еще и умудряется показывать чудеса интеллекта, постоянно занимая места повыше, откуда обстрел вести на порядок легче.
В итоге ничего не стоит застрять надолго где-нибудь посередине и, проклиная разработчиков за нечеловеческое коварство, в сотый раз мучить "Load". И если бы не четверо постоянно сопровождающих Флинта представителей нового EnTroPol'а, собирать нам океанский мусор до конца своих дней. Не помогло бы даже прекрасное управление и вечно лезущий со своими советами и комментариями бортовой компьютер женского пола по имени Салли.
Правда, присутствие напарников нередко становится проблемой номер один. Когда на экране болтается с десяток вертлявых субмарин, попасть в своих гораздо проще, чем во врага. Делать же дырки в прошивке дружественных лодок без надобности нежелательно, несмотря на то, что проклятая физика воды напрочь убивает своей естественной тормознутостью, к тому же иногда совершенно не сопрягаясь с реакцией. После очередной перезагрузки клянешься себе в собственной непогрешимости, верности идеалам дружбы аквалангистов и обязательном апгрейде своей улитки в ближайшее же посещение магазина игрушек. Но с завидным упорством получаешь неизменное "Friendly fire warning!".
Разнообразие оружия, минимальный разброс выстрелов и странный до ужаса снайперский режим нисколько не спасают положения. Сунувшись пару раз в zoom, понимаешь, что пользоваться этим безобразием, скорее всего, никогда не придется. Многократно уменьшающаяся при этом скорострельность - непозволительная роскошь. Все равно что бегать стометровку в горнолыжных ботинках - эффектно, но совершенно бестолково.
Earth. Aqua. What next?
Хотя, все это больше к слову. К подобным изыскам привыкаешь довольно быстро. Отлично сбалансированный в технической части AquaNox, несмотря на свою врожденную прожорливость, удивительным образом затягивает. Кабы не разборки вокруг украденного старой администрацией EnTrOx'а газа и прочую правительственную муть, достойную программы "Время", вполне могло бы потянуть на хороший фантастический сторилайн. В конце концов, придумать еще одну расу подводных аборигенов наподобие тех же бионтов не так сложно. Да и чем еще подогреть интерес, как не иноземной биомассой?
Но досточтимые герры сочли это лишним. Зато поместить избитую до неузнаваемости цитату Ницше, встречающуюся по меньшей мере в паре игр, им почему-то не показалось неразумным. Прекрасно вписывающаяся в пропитанный агрессивной живностью Baldur's Gate, она несколько нелепо смотрится в качестве эпиграфа к истории Аквы. Хотя, как знать. Возможно, смотрящий в бездну океана на пороге двадцать седьмого века все же вспомнит, что бездна, в свою очередь, глядит на него.