Светлая тема

Рецензия на игру Arma 2: Тактика современной войны

В ночь с 20 на 21 августа 1968 года в небе над Прагой появились вооруженные парашютисты. После приземления они блокировали аэропорт «Рузине» и расчистили посадочные площадки для советских Ан-12 с солдатами и техникой. В течение дня 24 дивизии стран Варшавского договора перешли границу и захватили основные объекты на территории ЧССР. Руководство республики было арестовано и вывезено в Москву, где в ходе напряженных переговоров согласилось выполнить требования Кремля и восстановить в Чехословакии «истинный» социализм.

Так закончилась «пражская весна». Четыре десятилетия минуло с тех пор, всемогущего СССР уже нет, но старые комплексы живы и поныне. Как бы прошла операция «Дунай», случись она в XXI веке? Operation Flashpoint возродила тему противостояния систем, в ArmA 2 еще больше намеков и параллелей. Крошечное государство в Восточной Европе, непреодолимый внутриполитический раскол, кровавая российская интервенция…

Černorusky Prazdroj

Элитная разведгруппа «Лезвие», членом которой является мастер-сержант Мэтт Купер, высадилась в лесах Черноруссии за несколько часов до вторжения. Гражданская война разделила страну: север оккупировали пророссийски настроенные повстанцы из ЧДКЗ (Чернорусское Движение Красной Звезды), на юге держат оборону войска законно избранного правительства. Поняв, что ситуация окончательно вышла из-под контроля, премьер-министр Александр Баранов обратился за помощью к мировому сообществу. США не пришлось долго упрашивать — у морских пехотинцев большой опыт в подобных делах. В район конфликта прибыли боевые корабли с десантниками…

ArmA 2 — не бессмысленный шутер. Бегая по полям и буеракам с винтовкой в руках, нельзя ни на минуту забывать о политике. НАТО подозревает «чедаков» (прозвище боевиков ЧДКЗ) в совершении многочисленных преступлений, так что сбор информации и доказательств — одна из первостепенных задач. Стандартная миссия «взорви радиостанцию» перерастает в испытание морально-этических качеств. Вызвать бомбардировщик и разнести половину деревни вместе с жителями или попробовать лично заложить взрывчатку? Освободить пленных или, нигде не задерживаясь, проследовать к точке эвакуации? Авторы не стесняются ставить игрока перед выбором, позволяя вжиться в образ.

Задумка великолепна, реализация — в лучших традициях Bohemia Interactive Studios. Даже после патча в ArmA 2 барахлят скрипты, вынуждая заново проходить некоторые уровни. Компьютерные напарники — неиссякаемый источник головной боли, ибо гибель любого из них автоматически ведет к провалу задания. Если Марс и Фортуна на вашей стороне, раненый боец сразу не умирает. Истекающего кровью товарища можно оттащить в безопасное место и перевязать. Зная об этой уловке, противник стремится добить поверженных морпехов. Война вообще не прощает ошибок. Я был удивлен, когда стрелок «Шилки», заприметивший меня в деревянном сарае, почти снес одну из его стен шквальным огнем.

Союзному AI нечего противопоставить варварской мощи. Напарники избавят от мелких неприятностей, но и только. Приходится терпеть постоянные перезагрузки или, уложив миротворцев под кустом, играть в Рэмбо. Не устраивает? Ищите БТР — и подчиненных займете, и на врагов страху нагоните. LAV-25 обладает высокой скоростью, отличной маневренностью, внушительной пушкой — никакого сравнения с водоплавающим гусеничным уродцем AAVP-7A1. Забравшись в кресло водителя (экстремалы со стажем, несомненно, предпочтут роль командира) и включив вид от третьего лица, чувствуешь себя бандитом из Grand Theft Auto. Методы схожи: получив приказ атаковать форпост сепаратистов, я передавил бедолаг метровыми колесами. Тактический симулятор, говорите?

Стройбат

Рискуя прогневать фанатов, продолжу аналогии с попсой. Первые уровни — пародия на Call of Duty 4: Modern Warfare. Короткий брифинг у начальства, и вот они — 225 км2 свободы: густые леса, бескрайние поля, горы, с которых открывается потрясающая панорама, грязненькие городки с напоминающими зомби обывателями. Мы сами решаем, куда ехать и в какой последовательности выполнять задания, и в зависимости от предпринятых действий миссия может измениться.

Война — это не только лихие перестрелки. Прежде чем разрядить в кого-то магазин, нужно выследить жертву. Охота за высокопоставленным негодяем или банальная «зачистка» местности превращаются в документальное кино. Мы расспрашиваем аборигенов, прощупываем подход к обидчивому офицеру разведки, ловим контрабандистов… Интересная, разнообразная и продолжительная кампания — огромный шаг вперед, однако виртуальному миру недостает жизни. В стране разруха, гибнут люди, а на улицах кладбищенское спокойствие. Где ежедневная рутина, политические выступления «с броневика», раздача гуманитарной тушенки, памятные по S.T.A.L.K.E.R. байки у костра?..

Время от времени сценарист пытается выжать из нас крокодильи слезы. Мелькают знакомые лица, но, как и в Queen's Gambit (о «сингле» Armed Assault вспоминать не буду), настоящих привязанностей не возникает — даже самые волнующие и неожиданные новости воспринимаешь с равнодушием сытой панды. И зря, ведь ближе к финалу отряд «Лезвие» переходит на полулегальное положение, где, казалось бы, все завязано на авторитете и личных отношениях. Впрочем, едва я взялся за рукоятку карающего молота, авторы выкатили стратегический режим, заставив не думать о придирках.

Знатоков Warfare увиденное не поразит. На карте указана центральная база и кучка разбросанных по округе точек, которые необходимо прибрать к рукам. Каждое захваченное поселение приносит деньги — на них мы приобретаем юниты, строим казармы, танковый завод, вертолетные площадки и прочие домики. Идея не новая, но работает.

Холодная фотореалистичная палитра вызывает сильное привыкание. После ArmA 2 по-детски яркая картинка Crysis и некоторых других шутеров режет глаз. Модные графические навороты тут не для красоты — покачивающаяся на ветру трава блокирует обзор, слепящее солнце мешает целиться. При этом игра заметно шустрее предыдущей части. Счетчик fps проседает в городах, но на просторе все в порядке. Особо отмечу техническую стабильность. Полдня в свернутом состоянии — и хоть бы хны.

Ортодоксальные почитатели ArmA чихать хотели на помощь молодым демократиям. Мощный и удобный редактор — вот их наркотик. Постановка батальной сцены с массовкой и танками займет считанные минуты, а если у вас хватит терпения, чтобы разобраться со скриптами и диалогами, можно сотворить собственный «Oblivion with guns». Правда, на пути народного творчества бетонной стеной стоят юристы «Акеллы». Сохранив созданную миссию, вы нарушаете условия лицензионного соглашения и, следовательно, обязаны удалить свою копию игры. Такова жизнь. Идешь в магазин, покупаешь блестящий DVD-бокс и… в итоге оказываешься пиратом.

Увы, это не единственная оплошность российского издателя. Неряшливая локализация уже стала притчей во языцех. По Черноруссии разгуливают чумазые «механики спецназа» (в оригинале — «spetsnaz operator») и «гранатометчики» («spec-op»), надписи вылезают за пределы кнопок, о стилистических ляпах и грубом подстрочном переводе писать не хочется — все видно на скриншотах. В отличие от демо-версии, переключить язык нельзя — переплачивайте за интернациональную Steam-версию или не возмущайтесь.

От 50 до бесконечности

Приступая к мультиплееру, нужно понимать, во что ввязываешься. «Если ты не готов несколько часов кряду бежать через лес, в кромешной темноте и без прибора ночного видения, а потом умереть от пули снайпера, ArmA 2 не для тебя», — гласит официальный форум. Мы давно привыкли считать фраги десятками, здесь же можно завершить миссию, ни разу не выстрелив.

Почти все серверы предлагают игру против AI; человеку, который ищет альтернативу устаревшей Battlefield 2, это может показаться странным и даже диким. Однако пара бессонных ночей в онлайне — и скептицизма как не бывало. Когда действом руководит грамотный админ (что, к счастью, не редкость), битва с компьютером приносит лишь удовольствие. Враг превосходит числом, игроки отвечают упорством и опытом. В команде быстро выявляются лидеры. «Отцы» подгонят штабной броневик и боеприпасы, вызовут транспортный вертолет, поставят отметки на карте. «Зачистив» очередную горячую точку, мы по условиям сценария ждем контратаку либо летим дальше.

Надоела участь пехотинца? Есть техника на любой вкус, от велосипедов до реактивных истребителей. Причем система званий ограждает ее от посягательств новичков. Сначала продемонстрируйте свои таланты, и только тогда становитесь в очередь за «Абрамсом» или AH-1Z. Управлять вертолетом в ArmA 2 не сложнее, чем в Battlefield 2. Первое время посадка будет доставлять некоторые трудности, но возможность взглянуть на себя со стороны упрощает пилотирование.

Конечно, рано или поздно истребление ботов наскучивает. Выход? Искать тропинку, ведущую к закрытым партиям без воскрешения, или переходить на стопроцентно «мясную» диету, что чревато несварением. Вариантов очень мало, да и в организационном плане TvT — полная противоположность кооперативу. Хаос, анархия, бедлам — существует масса слов, подходящих к ситуации, но назвать это «командным шутером» я не рискну. Игровой процесс недостаточно оптимизирован, в интерфейсе отсутствуют элементарные вещи (например, нельзя оповестить окружающих о том, что вам нужна попутка), нет серьезной необходимости действовать сообща. Сравнения с популярным модом Project Reality для Battlefield 2 — не в пользу чехов. PR мгновенно сплачивает не знакомых друг с другом людей, тогда как в ArmA 2 игра на публичном сервере сопоставима с китайской пыткой — не все хотят вступить в клан и следовать жестким, почти казарменным правилам1.

Warfare, позволяющая каждому создать маленькую армию, немногим лучше. Редкий смельчак полезет в дебри меню, чтобы координировать несколько отрядов. Большинство предпочтет купить танк с экипажем и пуститься во все тяжкие. Удивительно, что схема работает. Пополнить боезапас и залатать дыры в броне — секундное дело, зато сколько веселья! Масштабные битвы с участием сотен «живых» солдат остались мечтами. Теоретически ArmA 2 поддерживает неограниченное количество соединений, в действительности — около 50 человек. На всякий случай напомню, что старенькая Battlefield 2 обсчитывает до 64 игроков, Joint Operations — до 150, MAG — до 256… Кроме того, почему-то нет глобальной статистики.

Долгая дорога домой

По духу ArmA 2 получилась гораздо ближе к хрестоматийной Operation Flashpoint. Все-таки латиноамериканская экзотика от нас бесконечно далека, а тут свое, родное. Заплеванные улочки, потертые вывески на русском, убогая «советская» архитектура — в любом провинциальном городке вы увидите то же самое. Объем работ поражает, но потенциальный хит портят изъяны и шероховатости — как в одиночном режиме, так и в мультиплеере. Фанаты с легкостью закроют на них глаза. Что же делать нам, простым смертным?

1Энтузиасты уже пытаются приспособить геймплей Project Reality к особенностям ArmA 2.