- Главная/
- Игры/
- Arma: Armed Assault/
- Рецензия
Взращивать проект своей мечты — долгое и неблагодарное занятие. Вглядываясь в разложенные на столе внутренности Armed Assault, я все больше убеждаюсь в несовместимом с жизнью альтруизме сотрудников Bohemia Interactive. Откуда на них ни посмотри — никакой разницы. Это явно не та игра, на которой можно заработать миллионы долларов и сверкающий «Феррари».
Pro…
Уже после первого часа военных действий в мозгу отчетливо всплывает известный афоризм В.С. Черномырдина. Здесь вам не тут! На фоне Armed Assault любая часть Ghost Recon, Red Orchestra, Delta Force, Close Combat: First to Fight, Elite Warriors и прочие «родственнички» — все равно что Soldier of Fortune или Doom 3. Разработчики не стремились угодить массам и установили планку сложности на недосягаемой для смертных высоте. Навязывать свое мнение нехорошо, но внутренний голос подсказывает мне, что среднестатистический «рейнджер», соблазненный сказками старожилов, не сумеет получить от AA даже минимального удовольствия. Запуск, судорожные метания, неизменная дырка в голове и сопровождаемый проклятиями «uninstall» — жестокая правда, знакомая еще по Operation Flashpoint.
Скриншоты183
Мало что изменилось и в геополитическом плане. Как и прежде, мы бродим по неведомым дорожкам вымышленного острова, принимая участие в классическом конфликте «СССР vs. NATO» (в роли СССР — наши латиноамериканские друзья с «Калашами»). К услугам игроков внушительных размеров кампания плюс кучка не отягощенных сценарными изысками заданий (в одиночном режиме играем за янки). Боевые операции заурядны: «зачистка» города, саботаж, перехват конвоя и т. п. Если все пройдет по задумке автора уровня, награда гарантирована. В противном случае — дело труба. Дефицитный заряд из РПГ пролетел мимо цели? Шальная пуля снесла половину здоровья («health bar» на экране не отображается, но, поверьте, он есть)? Подлые враги побежали не туда, куда вы хотели?.. Перезагружаемся и не плачем. Да, для сохранения доступна лишь одна ячейка, зато теперь ее можно использовать сколько угодно. Фанаты-старообрядцы могут отключить эту «аркадную» опцию в меню.
Мгновенные убийства в шутерах сегодня привычны, а вот аскетичный интерфейс одолеет не каждый. Мини-карты нет, неприятель красными ромбиками не отмечен, командир, вместо того чтобы ткнуть пальцем, талдычит про загадочного «enemy eleven o'clock»… В n-ный раз погибнув от рук стрелка-«невидимки», вы поймете, нужен ли вам такой хоккей. Помните аксиому боя на открытой местности? «Если ты видишь противника, то противник видит тебя». Armed Assault кивает в сторону серьезных многопользовательских побоищ — «если ты не видишь противника, это не значит, что противник не видит тебя».
Вариантов — как патронов в двустволке. Либо привыкаем и учимся, либо признаем, что игра попала на жесткий диск по ошибке. Забавно, но компромисс тоже допустим. Деморализованных и униженных спецназовцев ждут в главном меню, позволяя безнаказанно оттяпать злодеям кусочек серого вещества. Донорские органы рекомендуется пересадить братьям по оружию. На «Elite» они сами, без лишних понуканий, порвут врага на салфетки, предоставив нам возможность собирать ромашки, ловить бабочек и любоваться пейзажами.
Другой способ продлить существование — обозревать пресловутые «пейзажи» из личного танка. Надоело ползать? Могу предложить полеты, заплывы (наш персонаж наконец-то перестал бояться воды) и гонки на гражданских авто. Коллекция техники в Armed Assault беднее, чем у почтенного родителя. На «постсоветском» пространстве нарезают круги Т-72 и БМП-2; знаменитая ЗСУ «Шилка» охраняет небеса от стальных коршунов, а КА-50 и Ми-17 сеют доброе и вечное откуда-то сверху. Условные американцы отвечают на бесчинства «иванов» стандартным «боекомплектом»: на травке загорает М1А1, в облаках жужжат UH-60 и AV-8B (aka «Харриер»), на пригорке притаился уже опробованный в RTS броневичок Stryker.
В отношении качества симуляции не все гладко. Я понимаю, что реализма никто не обещал, но вертолеты, лихо летающие под 90-градусным углом к земле, и попсовый вид от третьего лица — это чересчур. Впрочем, иногда Armed Assault превосходит нынешних «зубров». В Battlefield хрупкое деревцо или телеграфный столб — по-прежнему непреодолимые препятствия для многотонной махины. В Чехии же тяжеленный «Абрамс» оставляет грубые следы на асфальте и с восхитительной легкостью сносит всякую мелочевку вроде заборов и фанерных сараюшек. Хотя разрушаемости и физики в стиле «В тылу врага 2» не предвидится. Домики, бесследно исчезающие в пыли, заставляют усомниться в законе сохранения материи, а попытка протаранить крепкую стену (или неуничтожимый остов ржавого автомобиля) может привести к тому, что танк запрыгает по улицам не хуже пинбольного шарика.
С недостатками примиряет масштаб. Таких просторов не было нигде, и после Armed Assault не хочется вспоминать о картах Joint Operations (когда-то они казались необъятными), а Red Orchestra или Battlefield 2142 выглядят скромными карликовыми елками. К графическому оформлению претензий мало. Слегка подкачала анимация (не надейтесь увидеть весело дергающийся при стрельбе затвор), постоянно мелькающие в кадре «грабли» главного героя будто вырезаны из гипсокартона… Досадно, да только на восприятие игры это почти не влияет. Основное «фи» относится к технической «начинке». Отчаянные крики тех, кто намертво влип в текстуру или пал жертвой не сработавшего триггера, до сих пор звучат у меня в ушах.
Нравственные страдания худо-бедно компенсирует элементарный и работоспособный редактор. Сотворить самостоятельную полноценную кампанию с нуля, конечно, не всякому по силам, однако смастерить пару-тройку миссий — как чихнуть на монитор.
…и contra
Увы, Armed Assault не безгрешна. Чем дольше играешь, тем больше замечаешь недоработок и несуразиц. Господа разработчики, если уж вы взялись за «ultimate battle simulation» (именно так написано в заставке), потрудитесь объяснить, почему смирно стоящая на сошках винтовка ходит ходуном? Или, например, почему пулеметы перемалывают сотни патронов в минуту, не нагреваясь ни на градус? В Battlefield 2142 нас буквально принудили бить короткими очередями, а в Red Orchestra вообще научили пользоваться сменным стволом. Вот, оказывается, где истинный хардкор!.. Из РПГ приходится стрелять «на глазок», то и дело ощущая разительный контраст со все той же RO, чьи создатели не грозили нам «ультиматумами». Bulletdrop, к счастью, есть, но кого этим удивишь? «Падающие пули» были даже в маргинальной Specnaz: Project Wolf.
Руководству подчиненными не хватает удобства. Продираясь сквозь дебри многоэтажного меню, две трети пунктов которого в «сингле» попросту не нужны, чувствуешь себя подрывником, распутывающим клубок проводов. В бою трудно соблюдать хирургическую точность. Одно неверное движение — и бойцы отсалютуют или побредут в противоположный угол карты. Традиции традициями, но система контекстно-зависимых приказов (щелкнул мышью по объекту — получил список) гораздо уместнее.
Хрестоматийная проблема плохого AI не обошла чешских программистов. Специальный ползунок позволяет настраивать количество компьютерных извилин, хотя, как показала практика, все сводится к зрению и меткости. Ненавистникам искусственной тупости прямая дорога в Интернет. А там… могильная тишина и забвение. Мечты утопить Battlefield в ее же крови остались мечтами. К чему разговоры о правилах и режимах? Пока что заполненных публичных серверов на 30-40 человек не существует.
Для «своих»
Игру можно порекомендовать лишь тем, кто знает, что делает. Если у вас за плечами оригинальная Operation Flashpoint, пара аддонов и увесистый мешок модификаций, то Armed Assault будет, что называется, «в тему». В конце концов, некоторая схематичность и склонность к рутине всегда были свойственны серии, да и принцип «не сломалось — не чини» близок многим. Ну а тем, чье знакомство с военно-тактическими шутерами началось с Ghost Recon: Advanced Warfighter и Battlefield 2, советую десять раз подумать, прежде чем лезть в карман за деньгами. Новичков здесь не любят и не ждут.