Светлая тема

Рецензия на игру Armadillo Run

Многие люди считают строительную индустрию скучной. Ну что, в самом деле, интересного в возведении однотипных зданий? Массовую аудиторию привлекают разве что телеканалы вроде National Geographic или Discovery, показывающие впечатляющую документалистику о создании уникальных, всемирно известных сооружений. Однако именно после знакомства с Armadillo Run вы почувствуете настоящее уважение к рядовым прорабам и талантливым инженерам, а такие знаменитости, как Эйфель (Eiffel), и вовсе покажутся вам небожителями.

День строителя

Рецепт приготовления AR на удивление прост. Из The Incredible Machine авторы позаимствовали основную идею: доставить предмет А в пункт Б, используя подручный инвентарь, а в Pontifex им пригодилась концепция урезанного бюджета, помноженная на реалистичную физическую модель. В роли путешественника на сей раз выступает маленький желтый броненосец, свернувшийся в клубок и оттого смахивающий на баскетбольный мячик. На каждом уровне он должен попасть в особый голубой портал и задержаться в нем на 5 секунд (причем вторая задача зачастую сложнее первой).

Беглый осмотр интерфейса вызывает легкое недоумение и ощущение, мягко говоря, предельной финансовой истощенности проекта. Как давно мы видели чистые белые «задники», изредка текстурированные под бумагу или имеющие почти незаметный рисунок? Не отстают и скромные ресурсы в количестве 7 наименований. Поначалу нет ни малейшего желания возиться с полосками ткани, металлическими листами и брусками, резиновыми жгутами, каучуком, веревками и ракетами.

Но в рукаве у AR есть мощные козыри, и один из них — безграничная свобода действий. Дорога к цели прокладывается в любом стиле и вкусе. Одаренные архитекторы, счастливые обладатели инженерного мышления, конструируют остроумные инсталляции (кстати, лучшие решения наиболее красивы), а дилетанты исповедуют принцип «лишь бы сработало», выстраивая нечто корявенькое, там и сям прихваченное веревочками, перегруженное лишними деталями и в целом довольно смешное. Впрочем, и те, и другие могут добиться успеха — в Armadillo Run царит полная демократия.

Ностальгия по инвестору

Единственное, что жестко лимитировано, — деньги на закупку материалов. Суммы начисляют разные, в зависимости от сложности; необходимость экономить на всем заставляет мозги кипеть. Скрупулезный «учет и контроль» протекают в реальном времени. Вы протягиваете, скажем, веревку, а в левом нижнем углу стремительно сгорает остаток средств. Стоимость рассчитывается по сегментам (можно делать отрезки меньшего размера, но при превышении максимума следующий похожий кусок добавится автоматически за счет вашего кошелька).

Таким образом, дорогостоящие проекты — развлечение для собственного удовольствия. Чтобы попытку засчитали, нужен итоговый нулевой или положительный баланс. Эффективные ракеты порой кажутся идеально подходящим инструментом, только доступны они очень редко. Зачастую даже относительно дешевые мостики не по карману. Зато сэкономленные монетки суммируются, и каждая тысяча открывает дополнительную локацию.

Изначальные условия далеко не одинаковы. Где-то уже есть часть компонентов, а где-то нас встречают пустые пространства, содержащие немногочисленные «точки опоры». К ним-то и подсоединяются придуманные структуры, удерживаемые от падения всевозможными распорками, стяжками и укреплениями. Физика чертовски реалистична: крошечная ошибка чревата тотальным разрушением, сопровождаемым убедительным грохотом.

Оформление трехмерное, однако действуем мы фактически в двух измерениях. На стадии планирования представлены три режима просмотра: плоский, объемный фронтальный и свободный, предусматривающий произвольное вращение и приближение камеры. После запуска третий вариант переходит в вид «из глаз» персонажа. Зрелище гарантирует приступы головокружения; сразу становится ясно, почему футбольные болельщики сдержанно воспринимают сумасшедшую задумку монтировать телекамеры прямо в мячи.

По мере погружения в Armadillo Run спартанская графика неуклонно перемещается в разряд неоспоримых достоинств. Это отнюдь не признак бедности, а безупречная и стильная среда, избавленная от излишеств. Здесь легко думается, а нерешенные загадки будут преследовать вас повсюду, заставляя возвращаться вновь и вновь. Тем более что постижение пунктов «Tension» и «Timer» существенно расширяет возможности.

Характеристики любой детали варьируются в широком диапазоне. Кусок ткани чересчур провисает? Добавляем ему натяжение (главное — не переборщить, иначе порвется уже на старте). Тем же методом можно усилить или ослабить резинки, изменить прочность металла и т. д. Таймер устанавливает «взрывпакеты» на фигуры, которые нужно уничтожить. Правда, манипуляции и эксперименты запрещены с предметами, размещенными по умолчанию. Естественно, эти операции тоже требуют ассигнований.

Полное освоение премудростей — залог невероятно увлекательного проектирования. Иногда жертва скромного обаяния AR, проведя на «стройплощадке» немало часов, делает то, что никогда не пришло бы ей в голову. Например, с подлинным интересом вникает в основы мостостроения. Задачи составлены хитро: самый затратный путь не всегда оптимален. Масла в огонь подливает раздел с подсказками на официальном сайте, намекающими на совершенно фантастические способы. Там же обосновался закуток «New levels», постоянно пополняемый энтузиастами.

* * *

Потрясающе удачный гибрид The Incredible Machine и Pontifex вобрал в себя все лучшее, избежав серьезных недостатков. Строительство как искусство, великолепные головоломки, интеллектуальное пиршество, тренировка логики и свободное творчество подкупают даже тех, кто максимально далек от «технарей». Внушительная армия поклонников советует включить Armadillo Run в учебную программу образовательных учреждений, и в этом есть смысл. Заслуженный «Наш выбор».