- Главная/
- Игры/
- Armed and Dangerous/
- Рецензия
Английская игровая школа всегда славилась необычным и зачастую саркастическим подходом к созданию электронных развлечений. Lemmings, Populous, Dungeon Keeper, Carmageddon, Grand Theft Auto — все эти маститые серии выплыли из туманов Альбиона. Оттуда же растут ножки и знаменитой Giants: Citizen Kabuto. Planet Moon Studios — британская команда, состоящая из Shiny-выходцев — не стала почивать на лаврах после единожды достигнутого успеха, а принялась ваять очередной шедевр в альтернативной вселенной.
Heroes 4
Представьте себе сказочное средневековье, обильно усыпанное дирижаблями, стационарными пушками, пулеметами и ракетными башнями… Именно в таком сумасшедшем варианте «стим-панка» и разворачивается действие A&D.
Завязка сюжета, как всегда, особого значения не имеет. У нас в наличии: королевство (1 шт.), злой король Forge (1 шт.), его сын (тупой, 1 шт.), магическая суперкнига Book of Rule (замаскированная под пособие по плетению корзинок, 1 шт.) и банда благородных робингудов, именующих себя «Lionhearts» (4 шт.). Тут следует подробнее остановиться на действующих лицах этой группы. Roman — ваше будущее альтер эго, чистой воды human; Q1-11 (все зовут его просто Кью) — робот, страдающий чаефилией в тяжелой форме; шотландский крот-подрывник Джонси с крайне мелкими cojones; наконец, слепо-зрячий вонючий уродец Рексус, который в команде играет роль ясновидца и мальчика для битья. Долгие годы вооруженные до зубов альтруисты помогали простому народу, обкрадывая его угнетателей по мелочам, но теперь настало время для Похищения Века. Дальнейший ход событий поймет любой мало-мальски проницательный читатель.
Персентаж
А теперь обратимся непосредственно к содержательной части игрового процесса, ибо из краткого изложения сюжета можно соорудить все что угодно. PMS решили не прыгать далеко от Giants и произвели на свет аркадный шутер, представляющий дикую смесь идей MDK (50%), тех же Giants и Serious Sam (по 25%). Поделенные на 21 уровень открытые пространства изобилуют «отбампмэпленными» врагами, исчисляющимися сначала десятками, а потом и сотнями.
Задания разнообразием не отличаются: убить всех; убить не всех, но добежать до точки L; спасти M крестьян (таская их за собой по воздуху на невидимом поводке); расстрелять из стационарной пушки N нападающих волн солдат короля. Перемешать в странной пропорции — и можно подавать на монитор. Странность заключается в скуке, которая наступает примерно к середине игры. Именно в этот злосчастный момент задания по спасению из плена тупых заложников начинают следовать едва ли не друг за другом, а защита Очередной Важной Стены замка попадается через каждые две миссии. Реактивный ранец, чудесным образом похожий на джетпаки меккаринцев из Giants и крылья Курта из MDK, выдается всего пару-тройку раз. Топливо в нем не заканчивается, поэтому совершать рокет-джампы над головами врагов можно постоянно и, более того, сколько влезет. Но в пределах миссии. Дальше ни-ни, только пешком.
Усугубляет ситуацию абсолютная несбалансированность оружия. Видов-то его довольно много, причем некоторые, вроде самой маленькой в мире черной дыры (ср. с самой интересной в мире бомбой из MDK) или ружья, стреляющего земляными акулами, действительно весьма оригинальны и зрелищны. Но в итоге 95% времени игрок волей-неволей вынужден обходиться стандартным автоматом с тысячей патронов на борту. Да, есть снайперская винтовка, да, есть мортира, да, есть липучие мины-вонючки. Последним еще можно найти постоянное применение, а вот остальным повезло меньше: зачастую на уровне либо поразительно мало боеприпасов, либо скорострельность и малая убойная сила «пушки» сводят к нулю всякую эффективность. Вот и приходится вместо тактического использования разных «стволов» постоянно трындеть из пулемета-автомата. Ручаюсь, что уже к пятому уровню этот стрекот достанет вас сильнее, чем оханье молодоженов за стеной.
Есть тут и забавные штучки. Например, Topsy-Turvy Bomb — мир встает на уши, супостаты благополучно улетают в космос, герой, вцепившийся в земную твердь, остается. Увы, выдаются они редко (обычно в пабах-«сохранялках» посреди уровней) и служат скорее для увеселения. Конечно, съедаемые акулами враги смотрятся классно, но убить их из автомата проще и быстрее. Если играть на высоких уровнях сложности (два самых навороченных открываются по мере сбора бонусных «карточек», которые, помимо прочего, дают доступ к «читам» типа «большие головы»), применение спецоружия из вопроса превращается в бесполезную возможность.
Еще один ненужный довесок — наши напарники, Q и Джонси, якобы помогающие протагонисту на протяжении большинства миссий. Куцая тактическая часть из трех команд (защищать меня, защищать указанную точку, вернуться ко мне) не придает игре ни капли интереса. А дохнут сотоварищи за милую душу. К счастью, потеря друзей обычно ни на что не влияет — в постмиссионном ролике все будут живы и здоровы. Но тогда зачем это вообще было сделано, если играть за альтернативных персонажей нельзя? Обращаюсь к небу и Луне.
Гигантомания
Пытливый игрок, с трудом добравшийся до этих строк, спросит: «А как там графика-то? Giants в свое время были очень даже ничего!» Отвечаем. Симпатичная графика. Открытые пространства всегда наделяют игры неким шармом. Улучшенный движок от Giants дает о себе знать. Прямых линий немного, в основном все вокруг curve'тся и закругляется. Прикрученный физический Havok engine (привет HL2, DX2, MP2 и другим «2»!) отвечает за более-менее правильные падения тел, не особо колоритные разрушения зданий и якобы физически правильные обвалы грамотно расставленных булыжников на головы врагов. Пожалуй, A&D можно дать приз за самое неудачное использование Havok. Хотя в общем и целом движок нормальный, звезд с неба не хватает. Параллельная разработка для Xbox, конечно, повлияла, хотя мы встречали примеры и похуже.
Под стать остальному и музыка. Первые уровни, вымощенные отличными шотландскими напевами, сменяются несерьезными техно-композициями, которые можно расслышать, если повозиться с ползунками громкости в настройках. Но A&D — это музыка автомата, вечное «тра-та-та».
Oppressing Compressor
По совокупности своих посредственных характеристик игра не имела бы ни единого шанса добрести до заветных 60%, если бы не одно «но!». Вернее, множества «но!», вставленных между уровнями. Они-то и являются главным стимулом прохождения. Да, речь идет о межуровневых роликах. Вот почему НУЖНО играть в A&D1. ВОТ где раскрывается талант сценаристов Planet Moon Studios!
К сожалению, качество видео подкачало. Во время просмотра очень хочется найти и медленно замучить того урода, который пытался изуродовать эти замечательные сценки ужасным рендерингом, кошмарной компрессией и черными бордюрами. Неизвестный садист приложил немало усилий (местами успешно), и все-таки хорошую песню даже Басковым не испортишь. Поэтому смеяться и, в отдельных случаях, ржать придется не раз. Невозможно передать приколы письменно, нереально изобразить символами замечательные акценты персонажей, не хочется пересказывать сюжеты. Если же вы не хотите покупать кота в мешке, скачайте наш эксклюзивный ролик, в котором показана пара фрагментов видео из игры (плюс почти 3 минуты геймплея на разных уровнях).
В последний раз…
Кабы не описанное выше «но!», плавать бы A&D в том же унитазе, где не так давно пристроились Chaos Legion и Apocalyptica. Однако повторение такой ошибки мы PMS уже не простим. Ролики — не игра, и концентрировать свою мозговую деятельность нужно не только на придумывании гэгов. Время покажет, способны ли еще англичане на эксперименты. DIXI.
1А можно и не играть, воспользовавшись соответствующим чит-кодом.