Практически в один день на разделочный стол вашего корреспондента легли две совершенно разные игры — Armies of Exigo и I of the Enemy. Трехмерная сказка об эльфах, гномах, троллях и монстрах-из-ада, созданная на деньги голливудского кинопродюсера, и страхолюдный НФ-трэш за $19.99 про колонизаторов космоса, столкнувшихся с враждебными инопланетными расами.
У красавицы и уродины общее клеймо — «© Blizzard Entertainment». Пока лишь они осмелились умыкнуть у именитой компании не только концепцию геймплея, но также сюжет, стилистику и куски интерфейса. Их авторы не желают краснеть от стыда и всячески упирают на новизну и оригинальность своих поделок. С I of the Enemy мы разобрались в отдельной колонке, подвергнув ее двумерную тушку особо циничной экзекуции.
Впрочем, не в графике дело. Как вы узнаете ниже, можно быть очень красивой и при этом все равно схлопотать по лицу милицейской дубинкой.
Electronic thieves
…Недолго королевства Экзиго наслаждались покоем. Племена злобных нелюдей — троллей, огров, гноллей и прочих гоблинов, — уставшие от жизни в Пустоши, вновь двинулись на владения людей. Но ни та, ни другая сторона еще не знали, что им обеим уготовано великое испытание — из земных недр поднялась третья сила. Падшие маги, питающие лютую ненависть ко всем обитателям поверхности, подчинили себе армию жутких тварей, окрасили балахоны в модный фиолетовый оттенок и отправились пачкать территорию субстанцией неприличного вида.
Пришла пора объединиться. Люди и звери перестали ругаться и, помучавшись с дюжину миссий, отвесили пурпурным фрикам мощный пинок.
Не находите ничего знакомого? Сотрудники Black Hole так стремились сотворить «свой Warcraft», что решили просто позаимствовать идеи у духовных наставников из Blizzard. Homo sapiens получились вполне классические; даже значки апгрейдов в кузнице напоминают о той самой игре. Ор… простите, Нелюди обожают шаманские пляски, тамтамы, крупных рогатых животных. Падшие — гибрид старкрафтовских зергов и нечисти из WC3 — строят здания из воздуха, предварительно залив стройплощадку органической дрянью, любят насекомых-мутантов и частенько заражают вражеских юнитов всякой гадостью.
Как и в Warcraft, экономика Armies of Exigo зиждется на трех китах — золоте, древесине и самоцветах, сбором которых ведают юниты-крестьяне. Тут есть стандартный набор сооружений, поделенных на производственные и научные (специальная статья — сторожевые башни), и затертый до дыр ассортимент бойцов — от мужика с мечом до худосочных драконов, гигантских людоедов и пауков-переростков.
Ко второй миссии зрителя начинает душить дежа вю, а в голове крутится единственная мысль — неужели у венгров хватило совести настолько точно скопировать заокеанский бестселлер? Сам Джереми Соул (Jeremy Soule) поддался атмосфере подражания; слушая безвкусный музыкальный суп Armies of Exigo, где нет-нет да всплывут ломтики саундтреков WC3, Neverwinter Nights и Dungeon Siege, трудно представить себе, что этот композитор 5 лет назад выдал гениальную звуковую дорожку для Icewind Dale.
Правда, на баланс уже ничего не осталось. Blizzard многие годы проповедует в своих RTS идеологию «камень, ножницы, бумага». Black Hole добавила туда карандаш, огонь, воду, пластик, мясо и лимонад, моментально лишив ее изящества. Техническое древо бесстыдно раздуто. Некоторые здания существуют лишь для того, чтобы породить от силы пару апгрейдов, другие постройки умеют выпускать всего один тип юнитов. Недавно вышедшая Battle for Middle-earth — образец минимализма во всем, что касается возведения цитаделей. Armies of Exigo, где застроенная «до упора» база занимает два с лишним экрана, — ее полная противоположность.
Не вызывает симпатии и сценарий. Взяв напрокат сюжетную основу, авторы не сумели сделать из нее интересную историю, ограничившись банальным набором штампов. Скучные герои во главе с пропахшим древними фолиантами колдуном Альриком и страшной на вид леди Тиреной неспешно перетекают из миссии в миссию, засоряя эфир вялыми диалогами. Яркие, объемные образы, сочные реплики, скрытые мотивы — всё, чем прославилась StarCraft, выкинуто за борт корабля «Armies of Exigo».
Даже темная эльфийка Домина, списанная с повелительницы зергов Керриган, не в силах оживить затхлое действо.
Сдерживая толпу
Если вывести за скобки претензии к оригинальности, венгерское чудо могло бы претендовать на звание «вполне нормальной вещицы». К несчастью, у нас не принято хвалить за примитивный ИИ, огрехи дизайна и дурной интерфейс.
Время патчей прошло. Через два месяца после релиза игра обязана работать, как швейцарские часы, не заставляя поминать родословную разработчиков вплоть до седьмого колена. Увы, недоработки, на корню убивающие малейшие крохи удовольствия, урываемого при просмотре Exigo, вряд ли можно вылечить чередой «заплаток».
Взять, к примеру, героев. В отличие от Warcraft 3, где нам четко давали почувствовать их особенную стать (ключевые персонажи обладали статистикой, инвентарем и скромным «древом умений»), мир Экзиго населен породистыми слабаками. Пара-тройка спецприемов за душой, рюкзака нет, полноценный набор параметров и «прокачка» отсутствуют в принципе. Можно подбирать вещи с земли, но не пытайтесь отыскать какой-нибудь Axe of Fiery Smoldering +3; в потайных уголках уровней удастся найти разве что хилые склянки, восстанавливающие толику здоровья или маны.
Впрочем, героев лучше сразу убрать подальше — по вине интерфейса шанс провалить задание велик как никогда. Записывая в блокноты чужие мысли, плагиаторы забыли о главном — поведении войск. Конечно, тут есть кнопка «Formation», которая в идеале должна автоматически выстраивать отряд в более-менее организованную толпу, однако на деле любая стычка превращается в бал-маскарад.
Едва завидев на горизонте неприятельскую армию, юниты ближнего боя сломя голову несутся на пики, клыки и когти. Если солдат ввяжется в схватку с противником, вытащить его оттуда будет невозможно — персонаж упорно игнорирует щелчки мышью, нажатия на «Стоп» и нервное избиение клавиши «Esc». Стрелки и лекари, наоборот, не торопятся лезть в гущу событий; зачастую их приходится вручную вести в нужную точку, в то время как пехота получает тумаки на пять лет вперед.
О словосочетании «спланированное отступление» в Exigo никто не слышал, из-за чего и возникают вышеупомянутые трудности с пехотой. Вдобавок клирики имеют плохую привычку тащиться в самом хвосте, периодически останавливаясь, дабы прочитать очередной медицинский спелл, и нередко гибнут под ударами бегущих за ними врагов.
Не менее глупо выглядит защита базы. Вместо того чтобы отсиживаться под прикрытием дозорных, гарнизон гурьбой выбегает за ворота и начинает гоняться за нападающими, образуя брешь в обороне. В этот момент компьютер, чьи подопечные ведут себя куда прилежнее, загоняет часть своих сил в сердце нашего оплота.
С атакой — та же проблема. Уничтожив первое здание вражеской крепости, воины обнаруживают вокруг себя орды супостатов, тычут средним пальцем в монитор и с гиканьем рассыпаются по округе. Один несется на башни, другой отбивается от свежей кучки гноллей, третий грызет солому на крыше казармы, четвертый лупит мечом по ляжке здоровенного огра…
В конце концов умирают все. Форменный цирк, дамы и господа. А ведь не хватает — всего-то! — обычного переключателя агрессивности.
Андерграунд
Зато у местных карт есть «второй этаж». Обложка Armies of Exigo обещает нам «новые глубины стратегии», но умалчивает о том, что открыли их вовсе не в 2004-м, а еще в 1999 году. Именно тогда Acclaim выпустила игру Metal Fatigue, где действие разворачивалось на поверхности, под землей и в воздухе. Атаковать врагов снизу любили также фанатики Nod в Tiberian Sun и государства из Earth 2150.
В итоге получилась старая добрая идея на новый лад. Используя сеть пещер, простирающихся под уровнем, можно подкрадываться к лагерям противника, травить недругов ядовитым газом и особыми заклинаниями. Задумка грамотно встроена в сюжетную кампанию, и, если бы не раздражающая необходимость постоянно переключаться между уровнями, могла бы подсластить набивающее оскомину ассорти из 36 миссий.
По-другому геймплей и не назовешь. Задания на удивление тяжелые; победа дается потом, кровью и отборнейшими ругательствами. Но не думайте, что Armies of Exigo — хардкорная игра. В отличие от, скажем, NetStorm, венгерскую штучку легко освоить и постичь. Здесь нет ничего сложного, просто большую часть времени вам придется сражаться в неравных условиях. ИИ берет не умом, а количеством, каждые 30 секунд кидая на амбразуру дорогостоящие отряды.
Подорвать финансовую инфраструктуру невозможно — электронный карман бесконечен. В Command & Conquer компьютер еще держался в рамках приличий и, будучи отрезан от полей тибериума, «поднимал лапки». Современный же ИскИн не идет на дешевые уступки, предпочитая всем средствам борьбы унылые «раши».
Challenged by everything
Но картинка хороша. Отринув кислотную «мультяшность» мира Warcraft (верное решение — иначе не отвертеться от многомиллионного иска), создатели AoE выбрали более реалистичный, но оттого не менее приятный взору стиль графики. Богатая анимация и добротные модели юнитов, детализированные текстуры ландшафтов и симпатичные спецэффекты лучше всяких слов показывают первоклассную работу художников Black Hole. Они безупречно ставили камеру в фантастически красивых пререндеренных роликах, заставляя пересматривать их снова и снова, и с любовью рисовали изобилующие деталями здания — маленькие произведения искусства.
Увы, невозможность вращать карту и паралитический «зум» (это одна из редких RTS, не знающих о существовании колеса «мыши») вкупе с кастрированным геймплеем портят эстетическое впечатление от созерцания Armies of Exigo.
Возможно, венграм стоит переквалифицироваться в поставщиков арта для чужих высокобюджетных проектов. Генерировать свои идеи и думать о важных мелочах они пока не научились.